Урок русского языка "Приставка"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка "Приставка". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavka.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Краснозёрская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Ф.И. Анисичкина
Урок русского языка
2 класс
Тема «Приставка»
УМК «Начальная школа 21 века»
Автор:Исионова Л.Л.
Тема: Приставка
2 класс. Русский язык.
Цели: 1. Познакомить с приставкой, как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов. Научить выделять приставку в слове.
2. Развивать мышление, внимание, речь.
Развивать познавательный интерес к родному языку. Формировать навыки контроля и самоконтроля.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение слушать товарища.
Оборудование: Оформленная доска. Карточки с приставками. Учебники и рабочие тетради УМК «Начальная школа 21 века»: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова. Русский язык для 2 класса в 2-х частях.( М.: Вентана-Граф); рабочие тетради «Учусь писать без ошибок» М.И. Кузнецова.
Ход урока
- Вводная часть
1) Организационный момент
- Я рада всех вас видеть. Надеюсь, мы хорошо поработаем на уроке. вы узнаете много нового и интересного.
2) Запись числа
(Дети вместе с учителем орфографически проговаривают, затем записывают дату)
3) Словарная работа
- Посмотрите на доску, прочитайте «лесенки»
(воробей, лисица)
- Что это за слова?
(Это словарные слова по теме «Животные»)
- Запишите эти слова в тетради. Ведет класс …
(Комментированное письмо. Один ученик «ведет» класс – проговаривает слово, объясняет все орфограммы).
- Вспомните и запишите еще 3 словарных слова по этой теме.
(дети работают)
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа, если нужно – обратитесь к словарику.
(Взаимопроверка тетрадей).
4).Логическая минутка
- Упражнение «Аналогия»
- А сейчас традиционная логическая минутка. Посмотрите на пары слов и подумайте, какое слово пропущено?
лес = библиотека
деревья ……………
(Книги. Дети аргументируют свой ответ).
- Упражнение «Найди лишнее»
- Прочитайте слова, найдите лишнее.
вода
водный
водичка
водитель
подводник (водитель)
-Докажите, что оно лишнее.
(дети аргументируют свой выбор, опираясь на знание признаков однокоренных слов)
2. Основная часть
1). Сообщение темы и цели урока
- Откройте учебники на стр. 61. Найдите блок и тему урока.
(Блок урока «Как устроен наш язык» - это значит, на уроке мы будем узнавать тайны русского языка. Тема урока «Приставка». Мы будем знакомиться с приставками).
- Ребята, новое для вас слово приставка? Наша задача выяснить, что же такое приставка и для чего она нужна.
2) Актуализация опорных знаний
- Какие части слова вы уже знаете?
- Как вы думаете, какая часть слова самая важная и почему?
(дети высказывают свое мнение).
- Может ли быть слово без корня?
(дети объясняют, что не может,. потому что в корне заключено лексическое значение слова).
- А может быть слово без суффикса?
(Да. Например: школа, лес)
- Что такое суффикс и для чего он нужен? Приведите пример.
(Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием, служит для образования новых слов: школа – школьник).
3).Знакомство с приставкой
1.Наблюдение и анализ слов
- Ребята, давайте попробуем выяснить, только ли суффикс служит для образования новых слов.
- Посмотрите на пары слов, записанные на доске:
море – приморский
дорога – придорожный
школа – пришкольный
берег – прибрежный
город – пригородный
- Какие слова записаны в парах?
(однокоренные)
- Выделите корни и суффиксы в этих словах.
(Дети выходят к доске и выделяют)
- Прочитайте слова 1 столбика. На какой вопрос они отвечают и что обозначают?
(что? обозначают предмет, имена существительные)
- Прочитайте слова 2 столбика. На какой вопрос они отвечают и что обозначают?
(какой? признак предмета, имена прилагательные)
- Можно ли сказать, что слова 2 столбика имеют значение «находиться рядом, около»?
(дети отвечают, объясняют)
- Какая часть слова образовала это значение?
(часть при)
(Подчеркиваю при в словах)
- Чтобы убедиться, что выделенная часть имеет значение, сравним слова:
морской – приморский
школьный – пришкольный.
(Дети объясняют значение этих слов и делают вывод, что при образует новое значение)
-Значит, эта часть слова значимая, она придает словам новое значение.
2.Работа по учебнику
-Найдите упр. №1 на стр. 126, прочитайте задание
(самостоятельно читают)
- Что нужно сделать?
(дописать недостающую по смыслу часть слова)
- Обратите внимание на карточку – подсказку
(вывешиваю на доску карточку с приставками):
за-
вы-
при-
пере-
от-
(упражнение выполняется письменно с комментированием, по цепочке.
Запись в тетради:
Забежал за угол, выбежал из дома, прибежал первым, перебежал через дорогу, отбежал от края)
- Глаголы из упражнения я выписала на доску. Прочитайте и подумайте, можно ли сказать, что это формы одного и того же слова? Объясните свой ответ.
(Нет, у этих слов разное значение, они обозначают разное направление)
- Какие это слова?
(Однокоренные)
- Сравните их, и скажите, чем они отличаются?
(частью, которую мы добавили)
- Значит именно эта часть придает новое значение словам.
3. Знакомство с правилом.
- Найдите в учебнике рубрику «Тайны языка». Прочитайте правило.
(самостоятельно читают)
- Как же называется часть слова, которую мы дописывали и подчеркивали?
(Приставка)
- Как вы думаете, почему она так называется?
(дети объясняют )
- Обратите внимание, каким значком выделяется приставка. На что он похож?
(отвечают)
4. Закрепление.
Упражнение на нахождение приставки в слове.
Запись на доске:
вылить выписать выехать
отлить записать заехать
перелить выписать уехать
пролить написать переехать
налить
- Прочитайте слова. На какой вопрос они отвечают?
(что сделать?, действие предмета, глагол)
- Можно ли сказать, что в каждом столбике формы одного и того же слова?
(Нет. Это однокоренные слова, у них разное значение)
- Что придает им разное значение?
(Приставки)
- Выделим приставки в этих словах. Три человека пойдут к доске работать, а с остальными поиграем. Я называю слово, вы добавляете приставки и записываете новые слова.
Слово ЛЕТЕЛ.
(Дети работают. Записывают получившиеся слова, называют приставку, затем проверяем работу на доске).
- Прочитайте слова еще раз и подумайте, какое значение придает каждому слову приставка.
(Идет обсуждение значений приставок)
4) Физминутка
5) Упражнение в образовании новых слов
- Найдите упр. №3. Прочитайте задание (выполняется письменно, фронтально)
- Как сказать одним словом?
(Запись: заговорил, запел, побежал, поплыл)
- Какое значение придают слову приставки за- и по? (Начало действия)
(Запись: отцвел, отгремел, прочитал, сшил)
-Какое значение придают словам приставки от-, про-, с-?
(Конец действия)
-Какой же можно сделать вывод? Какую «работу» выполняет приставка?
(Дает новое значение слову, образует новое слово)
-Давайте проверим нашу догадку. Найдите рубрику «Обрати внимание»
(Читает учитель)
- Как же работает приставка?
(Образует новые слова, имеет значение)
- Как найти в слове приставку?
(подобрать однокоренные слова, выделить корень и выделить часть перед корнем)
6) Самостоятельная работа
Тренинг в подборе приставок
Перед выполнением инструктаж:
- Сейчас вы выполните упр.№5.
Прочитайте задание.
Работать будете в парах. Не забывайте про карточки - подсказки на доске и в учебнике. Для тех, кто быстрее всех справится с упражнением, дополнительное задание записано на доске. (рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок» с. 46 № 70)
(Дети выполняют задание. Когда большая часть выполнила работу – проверяем)
- Итоги урока
- Подведение итогов урока
– Что нового узнали на уроке?
С чем познакомились?
- Что такое приставка, как вы поняли?
2) Домашнее задание
– Дома вы еще раз прочитаете правило. На следующем уроке нужно уметь объяснить, что такое приставка и уметь находить ее в слове. Домашнее упражнение №4.
(Читаем задание. Инструктаж по дом упр., запись в дневник).
3) Оценивание
(Словесное оценивание, похвала.)
- Спасибо вам за урок. Вы очень хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"
Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....
Презентация к уроку русского языка "Приставка"
Данная презентация является сопровождением урока русского языка по теме "Приставка" 3 класс...
Урок русского языка "Приставка" 2 класс, УМК "Школа 21 века"
Урок по русскому языку во 2 классе по программе УМК "Школа 21 века". Урок разработан в соответствии с ФГОС. К уроку прилагается разработка презентации на основе интерактивной доски....
Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"
Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....
Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"
Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....
Презентация урока русского языка "Приставка"
Урок русского языка во 2 классе по теме "Приставка" . Знакомство с новой темой. Урок составлен в ТРКМ. Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приемы ТРКМ...
Урок русского языка "Приставки и предлоги". Образовательная система "Школа 2100"
Урок предназначен для того, чтобы оганизовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие знаний о приставке и предлоге. Через проблемную ситуацию дети ставят перед собой цель и т...