Развитие речи. Краткое изложение с творческим продолжением "Штора"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Формирование умения отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли. Формирование умения строить рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ТЕМА: Краткое изложение с творческим продолжением
«Штора».
ШТОРА.
Так было всегда. Когда снег покрывал землю и больше уже не таял, у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска и ... Птицы знали и ждали – это открывалась птичья столовая. Про пир на балконе первыми узнавали нахалешки воробьи. За ними появлялись любопытные синички. Из лесу прилетали важные свиристели. И так было бы всегда.
В конце зимы, после непонятного переполоха, когда тёплая ещё мебель уехала на машине, а с ней люди и чемоданы - всё стихло. Тюлевая занавеска пропала. Птицы ждали уже несколько дней, но корма не было. В дом приехали другие жильцы. Суета закончилась, и на окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке всё не было. Может, это штора мешала людям видеть, что птицы не улетели и ждут? И те люди, что шли по улице, тоже не замечали птиц – им мешали видеть воротники и шапки. Но птицы всё-таки ждали...
(По С. Коноваловой.)
Цели:
- Формирование умения отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли.
- Формирование умения пользоваться различными способами сокращения текста.
- Формирование умения формулировать заключительную часть.
- Формирование умения строить рассуждения.
Ход урока.
1. Ознакомление с текстом.
Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы будем писать изложение.
- Прочитайте название текста (на доске), с которым мы будем работать.
- Объясните значение слова штора.
- А что сказано об этом слове в толковом словаре Ожегова?
- Давайте познакомимся с текстом.
- Какое значение имеет слово «штора» в этом рассказе?
- Какой тип текста? (на доске: определение, повествование, рассуждение)
- Докажите.
2. Чтение текста учащимися.
Анализ содержания.
- Прочитайте текст.
Докажите словами из текста, что действительно между людьми и птицами образовалась преграда.
- Что волнует автора?
- Что хочет сказать нам автор этим рассказом?
- Как вы думаете, завершен ли текст?
- Как догадались об этом?
- Перед нами на этом уроке стоят две задачи. Первая - кратко передать содержание текста, а вторая... (закончить рассказ)
3. Составление плана и сокращение текста.
- Мы знаем, что есть изложение подробное, краткое, выборочное. Сегодня мы пишем краткое изложение.
- Как будем сокращать текст?
- Что должно сохраниться при сокращении?
- Что поможет написать изложение последовательно и логично?
- Прочитайте первый абзац.
- Может ли он являться первой частью? Почему?
- Что вы узнали из нее? (работа с текстом, карандаш)
- О чем нужно сказать обязательно?
- В каком предложении об этом говорится?
- Прочитайте, когда открывалась птичья столовая?
- Как об этом сказать короче?
- Можно ли заменить 2 и 3 предложение одним?
- Обратите внимание, какие птицы прилетели к кормушке?
- Как автор характеризует птиц?
- Почему важно использовать эти слова?
- Попробуйте сами сократить эти три предложения.
- Прочитайте последнее предложение.
Может, сократим его?
Что напоминает?
Оставим последнее предложение.
- Прочитайте, что получилось?
Так было всегда. Зимой у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска, и открывалась птичья столовая. К ней прилетали нахалешки воробьи, любопытные синички, важные свиристели. И так было бы всегда.
- Озаглавьте эту часть, используя слова из текста. (Так было всегда.)
- Прочитайте 2 часть.
Что вы узнали?
- Докажите, что в этой части все события читатель видит глазами птиц.
(работа с текстом, карандаш)
- О чем скажем обязательно?
- Когда произошла перемена в жизни птиц и почему?
- Что можно опустить?
- О чем скажем дальше?
- О чем думают птицы?
Эти предложения сократите сами.
- Будем ли писать последнее предложение?
- Прочитайте, что получилось.
В конце зимы в дом приехали другие жильцы. На окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке все не было. Может, это штора мешала людям видеть птиц? А людям, которые шли по улице, мешали воротники и шапки. Но птицы все-таки ждали...
- Озаглавьте 2 часть слова из текста. (Новые жильцы.)
4. Составление заключительной части.
- Мы подошли к заключительной части.
- Что такое заключение?
- А как закончится эта история, вы должны написать, сами. И заголовок вас у каждого будет свой. (на. доске в плане: А что дальше?)
5. Орфографическая подготовка.
- у балконной двери - все-таки
отодвигалась
тюлевая занавеска
нахалешки
свиристели
- Написание изложения.
- Итог.
- Как озаглавили 3 часть?
- Прочитайте текст, который записали.
- Что самое трудное было на уроке?
- Чему учились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи( тексты изложений)
Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возм...
Презентация к уроку развития речи. Обучающее изложение "Как родилась зима"
Презентация к уроку развития речи по тексту К. Ушинского "Как родилась зима"...
Урок развития речи. Пишем изложение. Текст-описание. Морж.
Метод наглядности помогает лучшему запоминанию текста, словарно-орфографическая работа поможет меньше допустить ошибки. Таблица- схема текста-описания поможет научить детей описывать предметы....
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного характера во 2 классе. ФГОС "Школа России"
Это обучение написанию подробного изложения повествовательного текста по вопросам....
Развитие речи. Обучающее изложение "Оляпка"
Развитие речи. Обучающее изложение "Оляпка"...
Урок 79. Развитие речи. Обучающее изложение + презентация
Урок 79. Развитие речи. Обучающее изложение Цели: учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формироват...
Презентация к уроку развития речи "Обучающее изложение. "Что я люблю"
Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе "Школа 2100" по теме "Обучающее изложение. "Что я люблю"....