урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
урок по теме " Открываем еще несколько секретов правильной речи" в 4классе + презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 40.5 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_4_klase.ppt | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Яшкульская СОШ»
Урок русского языка по теме
«Тренируемся в правильном письме.
Открываем еще несколько
секретов правильной речи»
Учитель начальных классов
Кичикова Д.Б.
Тема урока: Тренируемся в правильном письме. Открываем еще несколько секретов правильной речи.
Цели урока: работа по культуре речи, закрепление грамматико- орфографических умений; повышение морфологической правильности детской речи; активное использование словаря трудностей русского языка.
Оборудование: компьютерная презентация, журнал « Баир», учебник, ТПО, компьютер.
Ход урока: 1. Оргмомент.
2. Работа над темой урока.
А) Беседа.
-В прошлом году мы с вами побывали на встрече с редакцией журнала и газеты « Баир» и « Байрта». В течение года на страницах этих изданий печатались стихи наших детей: Аджаевой Алты, Максаевой Ангелины, Циренова Артура, Асхарова Артура, Цебековой Любы, сочинение Цюрюмова Санала. Редакторы благодарят вас за тесное сотрудничество, восхищаются вашей грамотностью и предлагают вам попробовать поработать корректорами. Вы уже знакомы с этой профессией со второго класса. Корректор – это человек, который - … ?
Для того, чтобы овладеть этой профессией, мы должны научиться правильно говорить и писать. Попробуем?
Сегодня у вас особое задание. В редакцию журнала присылают письма малыши. Очень часто они допускают ошибки. Вы, конечно, сможете их исправить. А вот сказать, чего не знали ребята об изменении слов русского языка, наверное, сумеете не везде. Попробуйте.
- Все ребенки выучили стихи про елку.
-Зимой человеки одевают польта.
- Мне купили синюю ножницу.
- У меня болят уха. Нет, надо сказать ухи.
- Я скоро побежу домой.
- Мне приснилось два сона.
- Сможете объяснить, каких тайн русского языка малыши не знали?
Сегодня мы откроем еще несколько секретов правильной речи.
Каждый язык развивается по своим законам, и каждое слово имеет свою биографию.
Раньше были слова дитяти и ребенок, но первым перестали пользоваться. Оно сохранилось в форме множественного числа – дети. Теперь… ( ученики делают вывод)
Такое явление встречается только в русском языке и оно очень редкое.
Например: ребенок- дети, человек- люди, я-мы.
Есть ли еще ошибки в этом предложении?
Я хочу рассказать вам еще об одной удивительной черте русского языка. Оказывается, есть существительные, которые имеют только форму мн. числа, или, наоборот, форму ед.числа. Например, названия составных и парных предметов: брюки, ножницы, очки, колготки и тд. Слово пальто имеет только форму единственного числа и не склоняется по падежам.
Устно приведите примеры таких несклоняемых слов.
Послушайте веселое стихотворение и посчитайте, сколько здесь несклоняемых слов.
Мы поехали в метре фильм смотреть о кенгуре
Любит кина детвора, если в кинах кенгура
Ходит- бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.
Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Кенгура в кафу зашел, и сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Интересная кина. Жаль, закончилась она.
В гардероб пора бежать – будут польта выдавать.
Сколько здесь несклоняемых слов? Выпишите их .
Какую еще ошибку допустили малыши при построении этого предложения?
( одеть или надеть?) Докажите свой выбор.
Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой «Одеть и надеть»
«Одеть и надеть» два этих слова мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет. Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет, а шуба, стало быть, надета
«Одеть, надеть». Давай глядеть: кого одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда три шубы может быть надето
Но я не думаю, что дед на шубу может быть надет.
Давайте выполним более точную запись этого предложения.
Вы давно знаете, что согласные звуки могут заменять друг друга, чередоваться. Звуки ( г, к, х) в древнем языке были капризными. Перед некоторыми « соседями» они заменялись другими звуками, а при письме буквами.: ухо- уши. Теперь действует такое правило: в ед числе звук (х) и буква х, а во мн. ч. звук (ш) и буква ш.
Давайте приведем пример чередования согласных : подруга - ( дружба, друзья)
Чтобы исправить ошибки малышей еще в одном слове, нужно гласные сделать беглыми.
Прочитайте некоторые из тех слов, в которых при изменении гласные должны « убегать».
Н.ф. Им.п.мн.ч. Р.п.мн.ч.
рот-
лед-
лев-
сон-
лоб-
день-
Запишите все слова и добавьте к ним формы именит. и родит. падежей мн.ч.
- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с первым заданием.
Корректор не только исправляет ошибки, но и помогает строить правильно предложения.
Чем неудачны предложения, составленные первоклашками.
- Повар посолил суп солью.
- У Коли жил молодой котенок.
- На скамейке сидел старенький старичок.
- Как хорошо пахнет запахом весна!
Какие слова в предложениях, на ваш взгляд, лишние? Почему?
Слово посолил говорит о том, что в суп добавлена соль, а не сахар или перец. Поэтому глагол не требует пояснения.
Докажите свой выбор ответа в других предложениях. Запишите предложения в тетрадь.
Дайте характеристику последнему предложению.
Вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь я попрошу вас помочь отредактировать текст.
Прочитайте «лжетекст» и найдите в нем два разных отрывка из , я так думаю, знакомых вам произведений. Может, вы знаете их авторов. Что помогает «разгадать» эту загадку?
Жили-были на свете лягушка-квакушка.
Веселая лягушка жила в одной реке:
Вверх дном ее избушка стояла – бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, кверху дном плыла, но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно, конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зеленом сарафане плясала – пара-пам!
-предполагаю вам такой вариант: девочки записывают текст, который написан с юмором, а мальчики второй текст.
Вот что у нас получилось.
1. Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.
2. Веселая лягушка жила в одной реке:
Вверх дном ее избушка стояла бре-ке-ке!
Избушка не стояла, а кверху дном плыла,
Но это не меняло лягушкины дела.
Она двумя руками играла на баяне,
Она двумя ногами стучала в барабан.
Избушка кувыркалась,
Лягушкина развлекалась,
В зеленом сарафане плясала – пара-пам!
А сейчас мы покажем нашим гостям, как мы умеем выполнять грамматические задания.
Итог урока:
Какие тайны русского языка мы с вами сегодня повторили, что узнали нового для себя? Как вы думаете, легко ли работать корректором, журналистом?
Выставление оценок.
Домашнее задание: предлагаю вам дома взять интервью у своих родителей на тему: «Мой самый лучший новогодний подарок из детства» и написала об этом статью в тетрадь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...