Части речи
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Наумова Вера Витальевна

Урок-сказка . цель: суммировать знания о частях речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: части речи.

Цель: суммировать знания учащихся о частях.

Ход урока:            I   1. Организация класса

                                    2. Сказка о частях речи.

Сказка.

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были слова..

    Но в этих словах была такая неразбериха – не была порядка!

    Попытались как-то слова построиться, сгруппироваться. Становились и так,

и эдак, все плохо получается. «Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовем-ка мы на помощь Морфологию!»

- Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- Становитесь под знамя «Имя существительное» - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия! – отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя «Глагол» - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, объединились под своими знаменами.

 И стали они называться «Частями речи».

Они называются знаменательные части речи.

 А какие части речи вы знаете?

Тема нашего урока так и называется « Части речи».

 

3. Чистописание.

- Назовите орфограмму в слове «части».

- Сегодня по чистописанию мы запишем первую букву данного слова.

 Что это за буква?

Начинаем писать чуть ниже верхней рабочей линейки. Ведем линию вверх, закругляем вправо, ведем линию вниз и делаем закругление вновь вправо. Ведем наклонную линию вверх, не отрывая руки, ведем вниз удлиненную черту, не доводя до нижней линейки, слегка закругляем вправо.

- На какую буква похожа буква Ч?

- Чем они отличаются по написанию?

           Ч     У     Чч      Уу      чл   

 (с какими еще буквами буква  ч  имеет такое же соединение)  оч    ча

К данному слову подберите однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными?

    сущ.                                   гл.                                    прил.

учение                     учить                     ученый

- Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать?  

                                                                                                                       (задать вопрос)

4. Разбор предложения.

 Составьте предложение, в котором слово ученый будет отвечать на вопрос КТО?

     Какой частью речи оно будет являться?

            сущ.                       гл.                       прил.                сущ.

      Ученый           написал         новую        книгу.

Разберем это предложение по членам предложения.

 С сегодняшнего дня мы будем разбирать предложения не только по членам предложения, но и по частям речи.

Как же определить часть речи?

5. Послушайте внимательно отрывок из произведения  А.С.Пушкина и определите какой частью речи является слово «ученый»?

                       У лукоморья дуб зеленый,

                       Златая цепь на дубе том

                       И днем и ночью кот ученый 

                       Все ходит по цепи кругом.

Что такое имя прилагательное?

                        сущ.          прил.         прил.           сущ.                гл.               сущ.

6. Словарь: молоко, желтый, черный, горизонт, сверкать, приятель.

А сейчас, ребята, попробуйте по перечисленным признакам определить сам предмет.

- жидкое, белое, полезное, вкусное, парное, козье.

- Что это? (лимон) Назовите признаки данного предмета. (по вкусу, форме, цвету, сочности)

Запишите признак по цвету.

- Назовите антоним к слову белый.

- Загадка. Послушайте внимательно загадку. Какой части речи встретились слова.

             Бежать, бежать – не добежать.

             Лететь, лететь – не долететь.

Сегодня мы познакомимся с новым словом сверкать.

Давайте определим его лексическое значение.

 

(ярко блестеть, переливаться, отражать свет, лучи)

Составьте с этим словом словосочетания. Что такое словосочетание?

(сверкать огнями, сверкать вдали, ярко сверкать, ослепительно сверкать)

Кто чем сверкает?        Сверкает яркий луч росой,

                                       Карась – боками гладкими,

                                       Мудрей – умом,

                                       Лицо – красой,

                                       А трус – босыми пятками.

- Назовите синоним  к слову друг, товарищ.

Какими важными качествами должен обладать, по-вашему мнению, друг.

7. Устный рассказ.

8. Физ. минутка.

II. А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Третий лишний».

Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.

9. Зима, зимний, зимовье.

    Чистота, чистить, чистка.

    Грязь, грязнуля, грязнить.

     прил.              гл.                     гл.

Зимний,    чистить,     грязнить.

И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.

Работа по учебнику.

10. Тропинка с.33, №49.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. На какое правило встретились слова? Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Что это за вид произведения?

- Как записываем?

Работа по вариантам.

В-1 – подчеркнуть имена существительные (_______)

В-2 – подчеркнуть имена прилагательные (~~~~~~~)

В-3 – подчеркнуть глаголы (======)

Проверка. Докажи!!!

11. Продолжи запись: напиши ещё одно слово с данной орфограммой. Определи часть речи.

       прил.                   гл.

Объемный, предъявил …

     сущ.             прил.

Обезьяна, коровье …

 сущ.           гл.

Чудо, щупать …

    сущ.          гл.           прил.

Подъем, льет, чудесный.

III. 1. ИТОГ УРОКА.

Подведем итог нашего урока.

Над какими частями речи мы сегодня работали?

Как определить, к какой части речи относится слово? Правило!

2. Тест.

1. Жужжит                                        В-1 – сущ.

2. старик                                           В-2 – прил.

3. веселый                                         В-3 – гл.

4. храбрец

5. звенеть

6. любознательный

7. веселиться

8. приветливый

9. звезда

Проверка (светофор)

3. Д/З   с.31, №46

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...