Части речи
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: части речи.
Цель: суммировать знания учащихся о частях.
Ход урока: I 1. Организация класса
2. Сказка о частях речи.
Сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были слова..
Но в этих словах была такая неразбериха – не была порядка!
Попытались как-то слова построиться, сгруппироваться. Становились и так,
и эдак, все плохо получается. «Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовем-ка мы на помощь Морфологию!»
- Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- Становитесь под знамя «Имя существительное» - приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия! – отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя «Глагол» - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, объединились под своими знаменами.
И стали они называться «Частями речи».
Они называются знаменательные части речи.
А какие части речи вы знаете?
Тема нашего урока так и называется « Части речи».
3. Чистописание.
- Назовите орфограмму в слове «части».
- Сегодня по чистописанию мы запишем первую букву данного слова.
Что это за буква?
Начинаем писать чуть ниже верхней рабочей линейки. Ведем линию вверх, закругляем вправо, ведем линию вниз и делаем закругление вновь вправо. Ведем наклонную линию вверх, не отрывая руки, ведем вниз удлиненную черту, не доводя до нижней линейки, слегка закругляем вправо.
- На какую буква похожа буква Ч?
- Чем они отличаются по написанию?
Ч У Чч Уу чл
(с какими еще буквами буква ч имеет такое же соединение) оч ча
К данному слову подберите однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными?
сущ. гл. прил.
учение учить ученый
- Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать?
(задать вопрос)
4. Разбор предложения.
Составьте предложение, в котором слово ученый будет отвечать на вопрос КТО?
Какой частью речи оно будет являться?
сущ. гл. прил. сущ.
Ученый написал новую книгу.
Разберем это предложение по членам предложения.
С сегодняшнего дня мы будем разбирать предложения не только по членам предложения, но и по частям речи.
Как же определить часть речи?
5. Послушайте внимательно отрывок из произведения А.С.Пушкина и определите какой частью речи является слово «ученый»?
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Что такое имя прилагательное?
сущ. прил. прил. сущ. гл. сущ.
6. Словарь: молоко, желтый, черный, горизонт, сверкать, приятель.
А сейчас, ребята, попробуйте по перечисленным признакам определить сам предмет.
- жидкое, белое, полезное, вкусное, парное, козье.
- Что это? (лимон) Назовите признаки данного предмета. (по вкусу, форме, цвету, сочности)
Запишите признак по цвету.
- Назовите антоним к слову белый.
- Загадка. Послушайте внимательно загадку. Какой части речи встретились слова.
Бежать, бежать – не добежать.
Лететь, лететь – не долететь.
Сегодня мы познакомимся с новым словом сверкать.
Давайте определим его лексическое значение.
(ярко блестеть, переливаться, отражать свет, лучи)
Составьте с этим словом словосочетания. Что такое словосочетание?
(сверкать огнями, сверкать вдали, ярко сверкать, ослепительно сверкать)
Кто чем сверкает? Сверкает яркий луч росой,
Карась – боками гладкими,
Мудрей – умом,
Лицо – красой,
А трус – босыми пятками.
- Назовите синоним к слову друг, товарищ.
Какими важными качествами должен обладать, по-вашему мнению, друг.
7. Устный рассказ.
8. Физ. минутка.
II. А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Третий лишний».
Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.
9. Зима, зимний, зимовье.
Чистота, чистить, чистка.
Грязь, грязнуля, грязнить.
прил. гл. гл.
Зимний, чистить, грязнить.
И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.
Работа по учебнику.
10. Тропинка с.33, №49.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. На какое правило встретились слова? Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Что это за вид произведения?
- Как записываем?
Работа по вариантам.
В-1 – подчеркнуть имена существительные (_______)
В-2 – подчеркнуть имена прилагательные (~~~~~~~)
В-3 – подчеркнуть глаголы (======)
Проверка. Докажи!!!
11. Продолжи запись: напиши ещё одно слово с данной орфограммой. Определи часть речи.
прил. гл.
Объемный, предъявил …
сущ. прил.
Обезьяна, коровье …
сущ. гл.
Чудо, щупать …
сущ. гл. прил.
Подъем, льет, чудесный.
III. 1. ИТОГ УРОКА.
Подведем итог нашего урока.
Над какими частями речи мы сегодня работали?
Как определить, к какой части речи относится слово? Правило!
2. Тест.
1. Жужжит В-1 – сущ.
2. старик В-2 – прил.
3. веселый В-3 – гл.
4. храбрец
5. звенеть
6. любознательный
7. веселиться
8. приветливый
9. звезда
Проверка (светофор)
3. Д/З с.31, №46
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....
Русский язык. 3 класс. Части речи. Понятие о частях речи. Школа России
Конспект урока и презентация...
"Части речи все нужны! Части речи все важны!" Русский язык,3 класс, УМК "Гармония".
Презентация выполнена в программе Smart Notebook....
"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)
Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...
Части речи.Упражнение в определении частей речи.
Объяснение новой темы с использованием ЭОР....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...