Проектная деятельность. Сочинение.
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Хмельницкая Наталья Евгеньевна

Сочинение с использованием глаголов настоящего и прошедшего времени.

«Зимние картины природы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie-proekt_zimnie_kartiny_prirody.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  русского языка в 4классе

 

Тема: Сочинение с использованием глаголов настоящего и прошедшего времени.

«Зимние картины природы».

Цели:

  1. Закреплять навык правописания безударных  личных окончаний глаголов.
  2. Учить составлять рассказ по теме; отрабатывать структуру текстов повествования и описания; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся.
  3. Воспитывать умение работать в группе.

Ход урока:

  1. Орг. момент (стихотворение читает учащийся)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы

- Почему взрослые и дети с нетерпением ждали зиму?

- Как принято называть Зиму? (матушка, волшебница, чародейка).

- Все мы рады «проказам матушки – зимы». Дети лепят снежную бабу, мчатся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаются с гор на лыжах и санках. Сегодня мы расскажем, какая бывает зима, какие приметы зимы мы с вами знаем, какие чудеса совершает Зимушка-зима.

- Расскажите, какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (дети рассказывают об изменениях природы зимой)

- Вот и мою дорожку из слов засыпал снег, нужно очистить, вставив правильно пропущенные буквы:

 Мороз.т, наступа.т, укрыва.т, оседа.т, вьюж.т, засыпа.т, сверка.т, ослепля.т, потрескива.т, услыш.т, завал.т.

- Что объединяет эти слова? Что такое глагол? Как нужно поступить, чтобы написать безударное окончание глагола? Напишите эти слова, поставив их во 2лицо, единственное число, настоящего времени, о чём необходимо помнить? Дополните своими глаголами 2 лица единственного числа на эту же тему.

- Издавна русский народ наблюдал за зимней природой и подмечал её приметы. Какие зимние народные приметы вы знаете? (дети называют приметы зимы)

- А как прекрасно, с каким волнением изображают красавицу зиму поэты (цитаты из стихотворений). В нашем классе есть свой поэт, который вместе с бабушкой сочинил стихотворение о красотах зимы.

- На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.

(рассказ Сычёвой Л.: Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, ещё раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом. Один из известнейших художников Игорь Гробарь создал известное полотно «Февральская лазурь». Оно поражает силой и чистотой света. Ослепляет лазорево-синим небом. Вспоминая об увлекательных днях работы над картиной, художник писал: «Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба». Плотными мазками написаны огромные белоствольные берёзы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь. Картина воспринимается как торжественный гимн во славу родной природы.)

- На дворах и домах

Снег лежит полотном,

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей.

Словно рад он чему,

И на ветках берёз

Как алмазы горят

Капли сдержанных слёз

- Оказывается зиму можно не только увидеть, но и услышать. Сейчас мы с вами послушаем отрывок из цикла «Времена года» П.И. Чайковского – это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы ( рассказ Филимоновой Н. о цикле «Времена года»).

- Мы с вами убедились, что зиме посвящается много рассказов, стихотворений, она воодушевляла великих людей на прекрасное.

- Итак, ребята, какая же зима?

- Зимой очень много снега, а снег какой? Подберите однокоренные слова к слову снег.

- Подберите синонимы к словам: снегопад (метелица, метель, вьюга, пурга, буран, буря), стужа (холод, холодина, мороз), мёрзнуть (зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать от холода).

- А сейчас пришло и наше время воспеть красоту матушки-зимы, создать свои зимние картины природы. Наступил последний этап нашей проектной работы. Но прежде чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним правила его написания (дети вслух зачитывают правила и требования к написанию сочинения). Работа ваша будет групповой, поэтому необходимо вспомнить правила работы в группах.

- Перед вами лежат конверты, внутри которых написана тема сочинения для вашей группы, а также несколько опорных слов и выражений, которые вы можете использовать в своих сочинениях. Кроме этого несколько ребят получат индивидуальную работу по своим темам.

- А теперь прочитаем ваши сочинения и делаем вывод. Каждый по-своему видит зиму.

Тема: Зима в лесу.

Опорные слова: хрустит под ногами снег, шапки из снега, заячьи следы, большие сугробы, тишина, жизнь продолжается, зимние запасы, потрескивает от мороза дерево.

Тема: Зимние забавы.

Опорные слова: снег был липким, белый ком снега, играют в снежки, катаются на лыжах, строят крепость, приступили к бою, попал в соперника.

Тема: Зима в городе.

Опорные слова: повалил хлопьями снег, большие сугробы, сильные морозы, сосульки на крышах домов, прилетели на кормушку, дворники убирают снег, снегоуборочные машины, машины буксуют, узоры на окнах.

Тема: Здравствуй гостья – зима! 

(изменения в природе с приходом зимы)

Опорные слова: волшебница-зима, раскрасила узорами, крепкие морозы, яркое солнце, водоёмы заледенели, переливаются на солнце, снежное покрывало, бодрящий воздух, фантастическая красота.

Прочитай текст, распространи его, добавив слова и выражения:

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Узоры на окнах домов. Строят горку. Прилетели на кормушку. Сказочно красиво вокруг. Зима – прекрасное время года!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над сочинением через проектную деятельность

Пректная деятельность на уроках в начальной школе...

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...

Методическое пособие по проектной деятельности ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Пособие используется для выполнения проектов как индивидуальных, так и коллективных. Данное методическое пособие служит дополнительным материалом при оформлении проектных работ. Позволит систематизиро...