урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Чиркова Галина Григорьевна

Тема урока "Наречие-как часть речи". форма работы- групповая , тип урока: Изучение нового  материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok__russkogo__yazyka_-narechie.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка.

4 класс. По учебнику  А.В. Поляковой.

Учитель Чиркова Г.Г., высшая квалификационная  категория

Тема: «Наречие как часть речи».

Тип урока:  изучение  новой темы

Форма работы:  групповая

Цели  урока:   1. Образовательная:Подвести учащихся к определению  наречия как части речи, его морфологических  признаков и синтаксической  функции  через выяснение  роли  наречий в тексте.

 2. Развивающая: - развитие  умения  выделять главное, содействие развитию  самостоятельности учащихся.

3. Воспитательная:  - воспитание у учащихся  интереса к изучению  русского языка, умение  работать в коллективе.

Оборудование: 1. Учебник А.В.Поляковой

                        2. Карточки с заданиями для групп

                        3. слова-карточки на доску

                       4. Презентация к уроку.

Ход  урока.

1.Орг. момент.

1-й слайд. Посмотрите на картинку. Как ее можно связать с  нашим уроком?   Действительно, мы с вами как путешественники,  которые всегда стремятся вперед, к новым  открытиям , к новым  знаниям.

- Записать число, кл. работа.

2. Чистописание.

На доске :  ет, ишь, ть, ат, чь

Прочитайте  буквосочетания. Что можете о них  сказать?    Выпишите только те, которые  указывают на неопределенную форму глагола.

3.Орф. пятиминутка.

На доске:     Яркое  солнце  поднимается  высоко  над  горизонтом.

- Записать по памяти, объяснить пропущенные  орфограммы.

-  Разберите предложение по членам предложения и по частям  речи.

Проверка:  - Какие части речи встретились в этом  предложении.?

- Что знаете об имени сущ?     ( на доску карточки)

О глаголе?  (карточки)

Об имени   прилагательном?

О   наречии?

4. Постановка  учебной  задачи.

При   изучении частей  речи  мы  выясняли следующие  моменты:

- Что обозначает часть речи?

-На какие вопросы отвечает?

-  Изменяется ли эта часть речи?

-  какую роль играют  в  предложении?

Обозначим тему нашего урока.

Сегодня   и  у меня нет   готового  правила  по нашей  теме. Вам предстоит  самостоятельно  это  выяснить. Итак, 4 вопроса, на которые  нужно  найти ответ.

5. Работа в группах.

Распределитесь  на группы. Каждая группа  получает задание:  ответить на один  из 4-х вопросов.

1-я  группа.  Какой  признак  обозначают  наречия?

Вы  знаете, что существительные  обозначают предметы (стол, тетрадь, земля), имена прилагательные  - признак  предмета (красный, тяжелый, большой), глаголы – действие (строить, думать). Ваша  задача  определить , какой  признак обозначают  наречия. Внимательно рассмотрите  примеры. Наречия  выделены.

Бежать  быстро,  прогулка пешком, очень  быстрый

( если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия,  если к прилагательному или другому наречию, то оно обозначает признак признака.)

2-я  группа:     На какие вопросы отвечают наречия?

Внимательно  рассмотрите данные  словосочетания. Поставьте вопросы  к наречиям. Обратите  внимание , от каких  частей  речи  задаете вопросы к наречиям.  Наречия выделены.

Прочитать вслух, идти вперед, пришел  вчера, сказал  сгоряча, сделал  нарочно,  отдал  сколько, дом напротив.

3-я группа:  Изменяется ли наречие?

В русском  языке слова могут изменяться по падежам(склоняться)  или по лицам (спрягаться), могут менять число, а некоторые род. А что же с наречиями? Спрягаются ли они? Склоняются ли?

Проведите  эксперимент, который докажет, изменяются ли наречия. Измените слова по указанным  признакам.

- Деревня (мн.ч. Р.п.)

- Большой (мн.ч., Ж.р., Д.п.)

- Ходить (наст.вр., 1-е лицо, ед.ч)

А теперь  попытайтесь изменить наречие  вчера по тем же признакам. Что у вас получилось?

4-я группа:  Какую роль выполняют наречия?

Рассмотрите два предложения. В каждом из них есть наречие, но относятся эти наречия к разным словам и отвечают на разные вопросы. Определите, каким членом предложения являются данные наречия.

Этот разговор вполголоса я не расслышал.

Мы обнаружили их поблизости.

Самостоятельная  работа учащихся.

Проверка:   - Прежде чем каждая группа выступит по своему вопросу, раздаю  карточки- схемы. Ребята слушая, заполняют их.

Итак, что же узнали о наречии?

Рассмотрите свои карты и попробуйте сформулировать общий вывод о наречии.

Наречие- самостоятельная часть речи, объединяющая неизменяемые слова, которые обозначают признак действия или состояния, признак другого признака, признак предмета., отвечает на вопросы….., в предложении – второстепенный член- обстоятельство.

6. Работа по учебнику.

С. 121. Прочитать правило.

Упр.№ 178.

-Выписать предложения с выделенными словами. Определить  какие слова они поясняют. Стрелкой указать связь, поставить вопрос.

Проверка.

(читают предложение, объясняют)

7. Творческая работа.  Допиши пословицы. Подчеркни наречия.

Кончил дело, гуляй ….(смело).

Одна голова ….(хорошо), а две – лучше.

Лучше поздно, чем …(.никогда).

Проверка.(слайд)

Итог  урока:   Чем интересен был урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...