Лексическая работа на уроках русского языка и чтения
статья по русскому языку (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_rabota.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом.
Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и особенностями, входило бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.
В школьной практике используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснив значения путем показа картинки или макета; уточнения значения по толковому словарю; набор синонимов и антонимов (думать, мыслить, размышлять; правда - ложь); словообразовательный анализ (бесстрашный <страшный <страх); этимологический анализ ( лукавый - от лука -"изгиб", "кривизна", лукавый "криводушный"); включение нового слова в словосочетание или предложение; перевод (интернациональный - международный).
Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу. С такой позиции и строиться лексическая работа на протяжении последних лет обучения детей .
Обучение грамоте - первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. Свою работу строим таким образом. Вначале анализируются и изучаются тексты и иллюстрации, составляются тематические словарики, продумывается система упражнений по уточнению и обогащению словаря, практически знакомящих детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами. Выбираются из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать. Подбираются к каждой букварной иллюстрации стихотворение и дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся. Приведем примеры некоторых фрагментов уроков.
Фрагмент I урока.
Цель: формировать умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением; познакомить с омонимами в игре.
- Отгадайте загадки:
1) Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос)
2) В тетради я бываю косая и прямая. В другом своем значении я планка для черчения. И, наконец, порою в шеренгу вас построю. (линейка)
3) Я в дверях, я в замке, я и в каждой строке, я и гайку отвинчу и могу, если хочу, телеграмму передать и загадку отгадать (ключ)
- Эти слова называются омонимами.
- Как бы объяснили, что такое омонимы.
Омонимы - это слова, которые звучать одинаково, но значения имеют разные.
Приведите свои примеры слов - омонимов.
Фрагмент II урока.
Цель: уточнить значения слов, продолжить формирование элементарных понятий и усвоение соответствующих им словесных обозначений, познакомить с антонимами.
- Прослушайте загадки и отгадайте их:
1)
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой.
И в бутылках лимонада,
А зовут меня ::.(прохлада).
2)
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ::.(зима).
Зной - прохлада; лето - зима - это антонимы.
- Как бы вы объяснили, что это за слова?
Антонимы - это слова с противоположным значением.
- Приведите свои примеры слов - антонимов.
Фрагмент III урока.
Работа по странице "Букваря".
Тема: Гласный звук [а]. буквы А, а. Уход за растениями. Знакомство с синонимами.
Цели: уяснить значение слова "букет", "цветок", познакомить с синонимами.
I. Работа по иллюстрации.
Стихи к иллюстрации.
Я без дела не сижу
Я цветочки все полью.
Расцветут они красиво
Всем на радость и на диво.
Что такое цветок? (часть растения, на котором образуется плод).
Что такое букет? (цветы сложенные вместе).
II. Знакомство с синонимами.
- Подберите близкие по значению слова к словам из стихотворения:
дело - труд, занятие, работа;
красиво - прекрасно, прелестно;
диво - изумление;
радость - веселье.
III. Самостоятельное рисование любого цветка.
- Нарисуйте цветок, который вам больше всего нравится или тот, который вы умеете рисовать.
IV. Узнавание цветка по описанию.
У полевой дорожки
У самого села,
Стоит на хрупкой ножке
Она, как снег, бела. (ромашка).
V. Нахождение в стихах слов, близких по значению.
Затерянный и одинокий,
Вблизи тропинки полевой,
Скрывался он во ржи высокой-
Осколок неба голубой. (василек).
Синонимы: тропинки - дорожки.
VI. Итоги:
- Что же такое синонимы?
Синонимы - слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению.
- Приведите примеры синонимов.
Фрагмент IV урока.
Тема: Согласные звуки [с], [с']. Буквы С, с. В лесу.
I. Работа с иллюстрацией.
Стихотворение к иллюстрации:
В глуши зеленой и лесной,
Всегда тенистой и сырой,
Бьет из камней родник студеный
В крутом овраге под горой.
- К выделенным словам подобрать синонимы:
Родник - ключ, источник.
Студеный - холодный.
- Чем отличается родник от ручья?
- Для ответа используйте строки из стихотворения:
Бежит ручей, спешит, звенит,
Волной своей играет.
А снизу бурные ключи
В бока его толкают.
Задания, которые можно включать в уроки.
№ 1(а)
Найти синонимы:
Лукошко, корзина.
Хочешь посмотреть на лето?
В лес пускают без билета.
Там грибов, плодов и ягод
Наберешь в лукошко на год.
(б)
Ребенок, дитя;
забавы, развлечения;
хотеть, желать.
Мы летим к другим планетам,
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь.
И с Большой Медведицей
В синем небе встретится.
№ 2(а)
Подобрать антонимы:
Чистый - ::,
чистюля - ::,
чистота - ::,
чистить - ::
Коля с Настей на посту
Проверяют чистоту.
- Руки чистые у вас?
Если нет - не пустим в класс!
(б) Подобрать антонимы:
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
груз - | застенчивый - | работать - |
гнев - | страшный - | грустить - |
враг - | подвижный - | кричать - |
Итак, данная работа шла по этапам, проводилась в следующей последовательности:
1) подбор близких (противоположных) по значению слов;
2) выяснения понимания детьми слов;
3) составление предложения со словом;
4) использование слов и предложений в устной речи при составлении рассказа по картинке.
Такая работа способствует обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыка чтения и развитию речи и создает прочную основу для последующей практики. По итогам работы составляется словарь - минимум антонимов и синонимов, который был распечатан и выдан каждому ученику для дальнейшего использования на уроках чтения и русского языка.
Тематический словарь по теме "Что такое хорошо и что такое плохо"
Синонимы: |
|
Бранить, ругать, журить |
|
Вежливо, учтиво, любезно |
|
Весело, радостно, оживленно |
|
Горевать, грустить, печалиться, тужить |
|
Жестокий, безжалостный |
|
Добросовестный, честный |
|
Задира, забияка, драчун |
|
Злой, недобрый |
|
Важничать, зазнаваться |
|
Ласковый, нежный |
|
Ложь, неправда |
|
Ленивый, нерадивый |
|
Опрятный, аккуратный, чистый |
|
Печаль, грусть, тоска, горе, боль, скорбь |
|
Плохо, скверно, дурно, худо |
|
Робкий, трусливый |
|
Хвалить, одобрять |
|
Жадный, скупой |
|
Антонимы |
|
Бледнеть - краснеть |
|
Радость - печаль |
|
Щедрый - скупой |
|
Честный - подлый |
|
Легкий - трудный |
|
Хороший - плохой |
|
Список использованной литературы.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. "Занимательно о русском языке". - Л., 1990.
- Кодухов В.И. "Рассказы о синонимах". - М., 1984.
- Сергеев В.Н. "Словари - наши друзья и помощники", - М., 1984.
- Ушакова О.Д. "Синонимы и антонимы", - СПб.,2007.
- Шанский Н.М. "В мире слов", М., 1985.
- Журнал "Начальная школа" №1, 1992г.,
- Журнал "Начальная школа" , №1, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая работа на уроках русского языка и чтения
Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и много...
Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"
Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......
Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения
Реферат на тему: "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"...
Лексическая работа на уроках русского языка.
Данная брошюра содержит хороший игровой и занимательный материал , подобранный специально для более глубокого изучения лексикологии слов на уроках русского языка, для прочного практического усво...
Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе. Использование фразеологизмов в речи обучающихся
В данном материале представлена система работы над фразеологизмами в начальной школе. В документ вставлены скриншоты презентаций....
Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения
Развитие речи - канал развития интеллекта...
Лексическая работа на уроках русского языка. развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах.
Презентация дает представление о работе учителя по теме "Лексическая работа на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах."...