МОНИТОРИНГ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ РАБОТ
методическая разработка по русскому языку по теме

Ларионова Евдокия Прокопьевна

Одним из критериев качественного обучения является грамотное ведение мониторинга. Мониторинговое отслеживание способствует закреплению и углублению знаний обучающихся, стимулирует к дальнейшей учебной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ РАБОТ

Мониторинг – это система диагностики качественных и количественных характеристик эффективности деятельности обучающихся.

Основная цель мониторинга – непрерывное отслеживание уровня обученности каждого ребёнка и класса в целом,  выполнения комплексных работ, формирования общеучебных умений и навыков.

Мониторинговое отслеживание, в отличие от привычных форм проверки знаний, является инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Позволяет учителю систематически  фиксировать результаты комплексных работ и установить причину низкого уровня подготовки учащихся, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих знания и умения по конкретной заданной теме, даёт возможность построить соответствующую коррекционную работу. Обеспечивает связь "учитель-ученик", для внесения коррективов в методику обучения; способствует закреплению и углублению знаний учащихся; стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, развивает у школьников умения самоконтроля и самооценки.

Мониторинг достижения обучающихся по предметам русский язык и литературное чтение имеет следующую структуру: сводная таблица уровня выполнения комплексных интегрированных работ; диаграмма коэффициента успеха класса по субтестам; диаграмма по формированию общеучебных умений и навыков; динамика развития ученика по субтестам.

Сводная таблица уровня выполнения  проверочной комплексной интегрированной  работы  за 1 полугодие 2010-2011 уч. года.

В таблице, представленной ниже, дана детальная информация о результатах каждого ученика и класса в целом. Сюда входят:

  1. Список класса (имена и фамилии учеников)
  2. Успешность выполнения каждым учеником всех заданий, входящих в комплексную работу. Оценивается по бальной системе. Например, Алсаев Вячеслав набрал 6 баллов, уровень подготовки – высокий.
  3. По каждому субтесту (Субтест – это определённый вид навыков, проверяемых в контрольной работе [2, с. 183]) выводится итог в процентах. По этим результатам учитель строит работу над ошибками, уделяет особое внимание на те задания, которые выполнены менее успешно. Например, по субтесту «Работа с текстом. Озаглавливание текста» справились с заданием 96%, не справились – 4%.
  4. Выводится итог набранных баллов за комплексную интегрированную работу. В этой работе, набравшие 6-7 баллов имеют высокий уровень подготовки, 4-5 баллов – базовый уровень, ниже 4 баллов относится к группе «риска».
  5. По набранным баллам оценивается уровень подготовки каждого ученика. Выявляются меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. По данной работе высокий уровень подготовки имеют 52% обучающихся, базовый уровень – 44%, группа риска – 4%.

Диаграмма коэффициента успеха класса по субтестам.

На этой диаграмме наглядно представлены достижения класса по всем проверяемым субтестам. Здесь видно, что ученики ещё не умеют определять главную мысль текста, не справились – 58% учащихся, 46 % не справились с правописанием согласных. Именно на эти субтесты учитель должен обратить особое внимание.

Диаграмма по формированию общеучебных умений и навыков.

В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание.

Само понятие «общеучебные умения и навыки» включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности ребенка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации.

В соответствии со структурой и функциями учебной деятельности роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для ее успешного осуществления младшими школьниками, приобретают три блока умений:

  1. информационно-ориентировочные умения (умения наблюдения, слушания,чтения);
  2. операционально-исполнительские умения (умения классификации и обобщения);
  3. контрольно-коррекционные умения (умения самопроверки и самоконтроля).

Наблюдение, слушание, чтение относятся к интеллектуальным общеучебным умениям и нацеливают обучающихся на ориентацию в учебном задании, дают возможность планировать свои действия, находить способы выполнения заданий.

В процессе классификации и обобщения происходит анализ и синтез сравниваемых предметов, явлений; формируется мыслительная деятельность школьников.

В ходе самопроверки и самоконтроля обучающиеся учатся оценивать свою работу; формируется контрольно-коррекционная деятельность учащихся.

В данной работе отслеживались два блока общеучебных умений и навыков: информационно-ориентировочные и операционально-исполнительские умения.

Динамика развития ученика по субтестам.

Данная диаграмма имеет особую ценность, поскольку позволяет проследить, как развивался каждый ученик в течение учебного года, систематизировать работу по каждому навыку и своевременно ликвидировать отрицательные тенденции.

Комплексные интегрированные работы по русскому языку и литературному чтению веду третий год. За эти учебные годы выполнено 35 работ.

В ходе выполнения интегрированных комплексных работ обучающиеся показали такие учебные возможности:

  1. навыки самостоятельной работы с текстом и информацией;
  2. овладение основными системами понятий по изученным разделам русского языка (фонетика, морфемика, морфология, синтаксис);
  3. навыки правописания, техники оформления текста;
  4. умение использовать свои знания при решении различных учебных задач;
  5. умение осуществлять самоконтроль.

При систематическом проведении данных работ можно добиться повышения учебной мотивации, качества обученности учащихся; выявление уровня интеллектуального развития каждого ученика.

Литература:

  1. И. Колиниченко. Мониторинг и его результаты. Газета «Начальная школа» №10, 2003
  2. «Школа 2000... Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг» // Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. М.: УМЦ «Школа 2000...»,  2002. - 272 с.
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Средство комплексного мониторинга результатов обучения. М.: АПКиПРО, 2001г., 46 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ".

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся

Данный материал является обобщением работы над темой по самообразованию. Формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности...

Мониторинг деятельности учащихся, как инструмент внедрения ФГОС Начального Общего Образования

…Чтобы  система обучения, была более устойчивой,её периодически надо трясти. Контрольные работы, срезы, тесты, анкетирование, комплексные работы, наблюдения, проверки техники чтения, и...

"Словарно-лексическая работа как необходимое условие осознания младшими школьниками содержания художественного произведения."

                        В  статье указываются и разъясняются методы и подходы работы над текстом на уроках литературного чтения....

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...

Статья "Развитие устной и письменной речи как необходимое условие работы над речевой деятельностью обучающихся"

Аннотация: Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутрен...