Электронное портфолио
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ФРАГМЕНТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ОРФОГРАММА. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО»
4. Постановка проблемы.
- Запишите слова в столбик. А моим помощником будет … /Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/
пружина
уши
жир
пушинка
- Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ)
- Как они записаны? (Через букву И)
- Выполним звуко-буквенный анализ слов УШИ и ЖИР. Запишем транскрипцию.(уши - [ушы] - 2 сл., 3 б., 3 зв., жир - [жыр] – 1 сл., 3б., 3 зв.)
- Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ы])
- Мы слышим звук [ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется? (ПРОБЛЕМА!!! Проблемный вопрос не соответствует теме урока) (Возможный вариант ответа : «Есть правило»)
5. Поиск решения. (Подводящий диалог)
- Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим? Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)
- Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух. /Учитель вывешивает это вывод на доску)
- Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (Есть правило)
- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу. /Учитель вывешивает на доску вывод/
- Ребята, такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называется «ОРФОГРАММА» (ОТКРЫТИЕ!)
/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма»
- Произнесем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас сможет рассказать, что такое «орфограмма»? /1 – 2 ученика проговаривают правило/
- А теперь сравним наше правило с правилом учебника на с. 101 /Дети читают правило/
- Каких слов не хватает в нашем правиле? (Орфограмма подчеркивается одной чертой) /Учитель добавляет недостающий вывод на доску/
- Вернемся к нашим словам. Как же называется буква И в сочетании ЖИ, ШИ? (Орфограмма)
- Подчеркнем ее одной чертой. Значит, гласная И может обозначать еще и звук [ы]. /Дети подчеркивают/
- Какому правилу она подчиняется? (Сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И)
- Прочитаем это правило и вывод в учебнике. /Дети читают вывод в учебнике на с. 101/
- Почему И подчеркиваем одной чертой, а Ж и Ш двумя чертами? (И – это орфограмма, а Ж и Ш – это сигналы, после которых идет орфограмма)
- Подчеркнем эти согласные в наших словах двумя чертами. /Дети подчеркивают/
- Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило» /Учитель вывешивает «Орфографическое правило» на доску./
- Прочитаем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)
- Прочитайте статью из толкового словаря. /Дети читают/
- Что узнали нового? (Слово «Орфография» - многозначное слово, 1.- это правила написания слов, 2.- раздел науки о языке, который определяет эти правила)
6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)
7. Первичное закрепление.
- Пользуясь орфографическим правилом, выполним № 165 по заданию. Выполняем 1 столбик. /Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях/
- На какие вопросы отвечают слова? (На вопрос ЧТО?)
- Как называется эта часть речи? (Имя Существительное)
- Что обозначает? (Предмет)
- Чем различаются в паре? (Называют один предмет и много, поэтому разные окончания)
- Назовите в словах орфограмму. (Буква И)
- Назовите «опасные места» (Они после букв Ж и Ш)
- Расскажите правило. (Сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И)
- Второй столбик выполните самостоятельно.
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадям друг с другом. Проверьте работу соседа. Правильно ли найдена и подчеркнута орфограмма. /Дети проверяют работы друг друга/
- Составьте и запишите с одним из слов второго столбика предложение в тетрадь. /Дети записывают предложение в тетрадь/
- Прочитайте, какие предложения у вас получились?
8. Повторение изученных орфограмм. Работа в группах.
- Задание для всех групп. Вставьте пропущенную букву. Вспомните правило. Подчеркните орфограмму.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
спи.ка но.ной (А,а)лексей (Т,т)узик
до.ка сро.ный (М,м)аша (М,м)урзик
цепо.ка ску.но (С,с)емёнов (П,п)ушок
лампо.ка ру.ной (П,п)етрович (Р,р)ыжик
5 группа 6 группа 7 группа
(Р,р)оссия верш.на (Н,н)аступила осень.
(В,в)олга кувш.н (Я,я)рко светит солнце.
(С,с)аранск ж.раф (П,п)оявились первые проталины.
(М,м)осква ж.ивотные (Р,р)адостно запели птицы.
- Проверим, как вы справились с работой. /Дети называют орфограмму, проговаривают правило/
9. Игра на развитие устной речи «Снежный ком»
- На какую тему мы сегодня будем составлять рассказ? /Дети предлагают тему рассказа и устно составляют его, повторяя предыдущее предложение и добавляют к этому рассказу свое/
10. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке? (Что такое орфограмма и орфографическое правило)
- Что же такое «орфограмма»? /Дети рассказывают правило./
- Можем ли мы отличить «орфограмму» от «орфографического правила» (Да)
- Понравился ли вам урок? Вы хотели видеть его именно таким? Кому из вас на уроке было скучно, неинтересно, трудно? Преодолели ли вы трудность? Я рада. Вы все хорошо работали, но особенно активны были …
У каждого ученика флажок.
-Перед вами вершина знаний. (Рисунок на доске). Кто на ней? ( Сочетания ЖИ, ШИ)
-Определите свое место на пути освоения нового знания. (Дети приклеивают флажки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное портфолио воспитателя
Электронный вариант портфолио как форма экспертизы профессиональной компетентности педагога. У воспитателя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того,...
Электронное портфолио
Частично представлено электронное портфолио педагога-организатора ....
электронное портфолио
презентация электронного портфолио...
Электронное портфолио
Портфолио учителя...
Электронное портфолио ученика
Успех крайне важен для положительного отношения ребенка к самому себе Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекват...
Электронное портфолио
1.Общие сведения 2.Повышение квалификации и награды 3.Сведения об аттестации 4.Результаты педагогической деятельности 5.Научно-методическая деятельность 6.Обобщение опыта 7.Внеурочная де...
Презентация " Электронное портфолио ученика"
Презентация разработана для выступления на школьном МО начальных классов...