Электронное портфолио
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Личный сайт Бармаковой Найли Амангалиевны

Разработка урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

ФРАГМЕНТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ОРФОГРАММА. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО»

4. Постановка проблемы.

- Запишите слова в столбик. А моим помощником будет … /Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/

пружина

уши

жир

пушинка

- Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ)

- Как они записаны? (Через букву И)

- Выполним звуко-буквенный анализ слов УШИ и ЖИР. Запишем транскрипцию.(уши - [ушы]  - 2 сл., 3 б., 3 зв., жир - [жыр] – 1 сл., 3б., 3 зв.)

- Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ы])

- Мы слышим звук [ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется?  (ПРОБЛЕМА!!! Проблемный вопрос не соответствует теме урока) (Возможный вариант ответа : «Есть правило»)

 

5. Поиск решения. (Подводящий диалог)

- Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим? Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)

- Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух. /Учитель вывешивает это вывод на доску)

- Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (Есть правило)

- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу. /Учитель вывешивает на доску вывод/

- Ребята, такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называется «ОРФОГРАММА» (ОТКРЫТИЕ!)

/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма»

- Произнесем хором. /Дети произносят/

- Кто из вас сможет рассказать, что такое «орфограмма»? /1 – 2 ученика проговаривают правило/

- А теперь сравним наше правило с правилом учебника на с. 101 /Дети читают правило/

- Каких слов не хватает в нашем правиле? (Орфограмма подчеркивается одной чертой) /Учитель добавляет недостающий вывод на доску/

- Вернемся к нашим словам. Как же называется буква И в сочетании ЖИ, ШИ? (Орфограмма)

- Подчеркнем ее одной чертой. Значит, гласная И может обозначать еще и звук [ы]. /Дети подчеркивают/

- Какому правилу она подчиняется? (Сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И)

- Прочитаем это правило и вывод в учебнике. /Дети читают вывод в учебнике на с. 101/

- Почему И подчеркиваем одной чертой, а Ж и Ш двумя чертами? (И – это орфограмма, а Ж и Ш – это сигналы, после которых идет орфограмма)

- Подчеркнем эти согласные в наших словах двумя чертами. /Дети подчеркивают/

- Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило» /Учитель вывешивает «Орфографическое правило» на доску./

- Прочитаем хором. /Дети произносят/

- Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)

- Прочитайте статью из толкового словаря. /Дети читают/

- Что узнали нового? (Слово «Орфография» - многозначное слово, 1.- это правила написания слов, 2.- раздел науки о языке, который определяет эти правила)

6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)

7. Первичное закрепление.

- Пользуясь орфографическим правилом, выполним № 165 по заданию. Выполняем 1 столбик. /Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях/

- На какие вопросы отвечают слова? (На вопрос ЧТО?)

- Как называется эта часть речи? (Имя Существительное)

- Что обозначает? (Предмет)

- Чем различаются в паре? (Называют один предмет и много, поэтому разные окончания)

- Назовите в словах орфограмму. (Буква И)

- Назовите «опасные места» (Они после букв Ж и Ш)

- Расскажите правило. (Сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И)

- Второй столбик выполните самостоятельно.

- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадям друг с другом. Проверьте работу соседа. Правильно ли найдена и подчеркнута орфограмма. /Дети проверяют работы друг друга/

- Составьте и запишите с одним из слов второго столбика предложение в тетрадь. /Дети записывают предложение в тетрадь/

-  Прочитайте, какие предложения у вас получились?

8. Повторение изученных орфограмм. Работа в группах.

- Задание для всех групп. Вставьте пропущенную букву. Вспомните правило. Подчеркните орфограмму.

1 группа                        2 группа                       3 группа                 4 группа

спи.ка                         но.ной                              (А,а)лексей           (Т,т)узик

до.ка                           сро.ный                            (М,м)аша              (М,м)урзик

цепо.ка                       ску.но                                (С,с)емёнов          (П,п)ушок

лампо.ка                     ру.ной                               (П,п)етрович         (Р,р)ыжик

 

5 группа                      6 группа                            7 группа

(Р,р)оссия                   верш.на                      (Н,н)аступила осень.

(В,в)олга                     кувш.н                          (Я,я)рко светит солнце.

(С,с)аранск                 ж.раф                            (П,п)оявились первые проталины.

 (М,м)осква                 ж.ивотные                   (Р,р)адостно запели птицы.

 

- Проверим, как вы справились с работой. /Дети называют орфограмму, проговаривают правило/

 

9. Игра на развитие устной речи «Снежный ком»

- На какую тему мы сегодня будем составлять рассказ? /Дети предлагают тему рассказа и устно составляют его, повторяя предыдущее предложение и добавляют к этому рассказу свое/

 

10. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке? (Что такое орфограмма и орфографическое правило)

- Что же такое «орфограмма»? /Дети рассказывают правило./

- Можем ли мы отличить «орфограмму» от «орфографического правила» (Да)

- Понравился ли вам урок? Вы хотели видеть его именно таким? Кому из вас на уроке было скучно, неинтересно, трудно? Преодолели ли вы трудность? Я рада. Вы все хорошо работали, но особенно активны были …

У каждого ученика флажок.

-Перед вами вершина знаний.  (Рисунок на доске).  Кто на ней?  ( Сочетания ЖИ, ШИ)

-Определите свое место на пути освоения нового знания.  (Дети приклеивают флажки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное портфолио воспитателя

Электронный вариант портфолио как форма экспертизы профессиональной компетентности педагога.   У воспитателя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того,...

Электронное портфолио

Частично представлено электронное портфолио педагога-организатора ....

электронное портфолио

презентация электронного портфолио...

Электронное портфолио

Портфолио учителя...

Электронное портфолио ученика

Успех крайне важен для положительного отношения ребенка к самому себе Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекват...

Электронное портфолио

1.Общие сведения 2.Повышение квалификации и награды 3.Сведения об аттестации 4.Результаты педагогической деятельности 5.Научно-методическая деятельность 6.Обобщение опыта 7.Внеурочная де...

Презентация " Электронное портфолио ученика"

Презентация разработана для выступления на школьном МО начальных классов...