Урок русского языка в 4 классе.Сжатие текста.
презентация к уроку (русский язык, 4 класс) по теме
Этот материал поможет при обучении написания краткого изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatie_teksta_4_klass.ppt | 1.12 МБ |
tema1.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: Сжатие текста. Обучение сжатому изложению.
Задачи:
- передать содержание исходного текста обобщенно и кратко
- научить отобрать в исходном тексте основное содержание и существенное
-научить производить исключение и обобщение
-находть обобщающие речевые средства, выражения и уметь построить сжатый текст
-формировать коммуникативно-речевые умения
-учить работать по определенному алгоритму
Ход урока.
- Орг. момент.
- Вступительная беседа
- Ребята, мы живем и работаем в очень сложном мире. В мире, где поток информации чрезмерно велик. Очень часто эта информация сложна и противоречива. Вы получаете информацию не только из слов учителя, но и из других источников. И чтобы не стать заложником избыточной информации нужно научиться выделять главное. Любая информация -_это текст. Поэтому одно из направлений нашей работы –это работа с текстом, а конкретно работа над сжатием информации и написанием сжатого изложения.
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем проводить работу над сжатием текста и будем писать сжатое изложение по произведению С. Черного «Дневник фокса Микки».
4. Работа по теме.
- Ребята, к в гости пришел маленький фоксик Микки со своей огромной просьбой. Фоксик Микки ведет свой дневник, но не ученический, а тот в котором он записывает свои рассказы. Он придумал рассказ, но в дневнике осталась последняя страница и он просит вас сократить рассказ – написать сжатое изложение.
- Я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте и постарайтесь определить количество частей или микротем.
СТИХИ, КОТЯТА И БЛОХИ,
Взрослые всегда читают про себя. Скучные люди эти взрослые- вроде старых собак….А Зина читает вслух, нараспев и всё время вертится, хлопает себя по коленке и показывает язык. Конечно, так веселей. Я лежу на коврике, слушаю и ловлю блох. Очень это во время чтения приятно.
И вот я заметил, что есть такие штучки, которые Зина совсем по-особому читает: точно котлетки рубит. Сделает передышку, языком прищелкнет и опять затарахтит. А в конце каждой строчки – ухо у меня тонкое – похожие друг на друга кусочки звучат: «дети-отца, сети-мертвеца»…. Вот это и есть стихи.
Вчера весь день пролежал под диваном, даже похудел. Всё хотел одну такую штучку сочинить. Придумал- и ужасно горжусь.
По веранде ветер дикий
Гонит листья всё быстрей.
Я весёлый фоксик Микки,
Самый умный из зверей!
Замечательно! Сочинил и так волновался, что даже не мог обедать. Подумайте! Это первые в мире собачьи стихи, а ведь я не учился ни в гимназии , ни в «цехе поэтов»….
- Сколько частей получилось?
-Здесь 4 микротемы. Я постаралась передать их при помощи интонации, делая небольшую интонационную паузу между частями текста.
- Работаем с текстом.
-Возьмите раздаточный материал и прочитайте текст про себя.
-Найдите 1часть и прочитайте её вслух.
- Попробуем одним предложением определить главную мысль этой части.
- Я вам помогу.
- О ком рассказывается в этой части?
-Какие действия выполняют главные герои?
Как назвать одним словом взрослых и детей?
-Как читали герои?
-Как ещё можно читать?
-Про себя, вслух, выразительно, медленно – как сказать одним словом?
- Итак главная мысль – «Люди читают по-разному»
- Запишите название 1 части или микротемы.
- Прочитайте 2 часть.
- Попробуйте самостоятельно найти предложение, которое будет выражать главную мысль 2 части.
- Что у вас получилось?
-А у меня вот так. «Вот это и есть стихи»
- Прочитайте 3и 4 часть и выделите главную мысль самостоятельно.
- Что у вас получилось?
-А вот так получилось у меня.
3 часть – муки творчества
4 часть – первые в мире собачьи стихи.
- Посмотрите на экран.
- Как это можно назвать одним словом? (план)
- По этому плану мы и будем работать дальше.
- Найдите 1 часть или микротему и простым карандашом подчеркните ключевые слова, те которые вы считаете главными и основными.
- Попробуйте исключить всё лишнее, зачеркните карандашом.
- Что у вас получилось?
-Посмотрите, как сделала я. ( Взрослые читают про себя. Мы не слышим как они читают, но видим, что они держат книжку, Зина- вслух, приэтом она и поет и хлопает по коленке, т.е. читает как угодно, а фоксик слушает).
- С остальными частями проделайте аналогичную работу.
- Какую часть текста вы сократить не смогли?
- Какой рассказ у вас получился?
-Прочитайте.
- Запишите свой рассказ в страничке дневника фокса Микки и нарисуйте иллюстрации.
5. Итог урока.
- Прочитайте свои рассказы и покажите иллюстрации.
Раздаточный материал.
Задание №1
- Сколько частей в этом тексте?
Задание №2
Взрослые читают про себя. Скучные люди эти взрослые – вроде старых собак…. А Зина читает вслух, нараспев и всё время вертится, хлопает себя по коленке и показывает язык. Кончно, так веселей. Я лежу на коврике, слушаю и ловлю блох. Очень это во время чтения приятно.
Главная мысль-------------------------------------------------------------------------------
Задание №3
И вот я заметил, что есть такие штучки, которые Зина совсем по-особому читает: точно котлетки рубит, Сделает передышку, языком прищелкнет и опять затарахтит. А на конце каждой строчки – ухо у меня тонкое – похожие друг на друга кусочки звучат: «дети-отца, сети-мертвеца»….. Вот это и есть стихи.
Главная мысль------------------------------------------------------------------------------------
Задание №4
Вчера весь день пролежал под диваном, даже похудел. Всё хоте одну такую штучку сочинить. Придумал – и ужасно горжусь.
По веранде ветер дикий
Гонит листья всё быстрей,
Я весёлый фоксик Микки,
Самый умный из зверей!
Главная мысль----------------------------------------------------------------------------
-
Задание №5
Замечательно! Сочинил и так волновался, что даже не мог обедать. Подумайте! Это первые в мире собачьи стихи, а ведь я не учился ни в гимназии, ни «в цехе поэтов»…
Главная мысль------------------------------------------------------------------------------------
Задание №6
Запиши получившийся текст.
Выполни иллюстрацию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 2 класс Восстановление текста
Презентация урока по учебнику Т.Рамзаевой...
Презентация к уроку русского языка 2 класс Восстановление текста
Презентация урока по учебнику Т.Рамзаевой...
Урок русского языка по теме: "Деление текста на части. План текста."
Открытый урок в 3 классе....
Урок русского языка в первом классе:Текст. Оформление предложений в тексте.
Урок русского языка с применением дифференцированного подхода. Задание на уроке разделено на 3 группы по уровню развития учащихся. Урок разработан в виде путешествия на паруснике, где парусами служат ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".
Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....
Конспект урока русского языка по теме: "Типы текстов (составление текста-рассуждения)". 4 класс. УМК "Перспектива".
Конспект урока по русскому языку по теме "Типы текстов"...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...