Урок русского языка в 4 классе.Сжатие текста.
презентация к уроку (русский язык, 4 класс) по теме

Романова Наталия Юрьевна

Этот материал поможет при обучении написания краткого изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon szhatie_teksta_4_klass.ppt1.12 МБ
Microsoft Office document icon tema1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: Сжатие текста. Обучение сжатому изложению.

Задачи:

- передать содержание исходного текста обобщенно и кратко

- научить отобрать в исходном тексте основное содержание и существенное

-научить производить исключение и обобщение

-находть обобщающие речевые средства, выражения и уметь построить сжатый текст

-формировать коммуникативно-речевые умения

-учить работать по определенному алгоритму

               Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Вступительная беседа

- Ребята, мы живем и работаем в очень сложном мире. В мире, где поток информации чрезмерно велик. Очень часто эта информация сложна и противоречива. Вы получаете информацию не только из слов учителя, но и из других источников. И чтобы не стать заложником избыточной информации нужно научиться выделять главное. Любая информация -_это текст. Поэтому одно из направлений нашей работы –это работа с текстом, а конкретно работа над сжатием информации и написанием сжатого изложения.

3. Сообщение темы урока.

 Сегодня на уроке мы будем проводить работу над сжатием текста и будем писать сжатое изложение по произведению С. Черного «Дневник фокса Микки».

4. Работа по теме.

- Ребята, к в гости пришел маленький фоксик Микки со своей огромной просьбой. Фоксик Микки ведет свой дневник, но не ученический, а тот в котором он записывает свои рассказы. Он придумал рассказ, но в дневнике осталась последняя страница и он просит вас сократить рассказ – написать сжатое изложение.

- Я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте и постарайтесь определить количество частей или микротем.

                                   СТИХИ, КОТЯТА И БЛОХИ,

 Взрослые всегда читают про себя. Скучные люди эти взрослые- вроде старых собак….А Зина читает вслух, нараспев и всё время вертится, хлопает себя по коленке и показывает язык. Конечно, так веселей. Я лежу на коврике, слушаю и ловлю блох. Очень это во время чтения приятно.

  И вот я заметил, что есть такие штучки, которые Зина совсем по-особому читает: точно котлетки рубит. Сделает передышку, языком прищелкнет и опять затарахтит. А в конце каждой строчки – ухо у меня тонкое – похожие друг на друга кусочки звучат: «дети-отца, сети-мертвеца»…. Вот это и есть стихи.

  Вчера весь день пролежал под диваном, даже похудел. Всё хотел одну такую штучку сочинить. Придумал- и ужасно горжусь.

                                По веранде ветер дикий

                                Гонит листья всё быстрей.

                                Я весёлый фоксик Микки,

                                Самый умный из зверей!

  Замечательно! Сочинил и так волновался, что даже не мог обедать. Подумайте! Это первые в мире собачьи стихи, а ведь я не учился ни в гимназии , ни в «цехе поэтов»….

- Сколько частей получилось?

-Здесь 4 микротемы. Я постаралась передать их при помощи интонации, делая небольшую интонационную паузу между частями текста.

- Работаем с текстом.

-Возьмите раздаточный материал и прочитайте текст про себя.

-Найдите 1часть и прочитайте её вслух.

- Попробуем одним предложением определить главную мысль этой части.

- Я вам помогу.

- О ком рассказывается в этой части?

-Какие действия выполняют главные герои?

Как назвать одним словом взрослых и детей?

-Как читали герои?

-Как ещё можно читать?

-Про себя, вслух, выразительно, медленно – как сказать одним словом?

- Итак главная мысль – «Люди читают по-разному»

- Запишите название 1 части или микротемы.

- Прочитайте 2 часть.

- Попробуйте самостоятельно найти предложение, которое будет выражать главную мысль 2 части.

- Что у вас получилось?

-А у меня вот так. «Вот это и есть стихи»

- Прочитайте 3и 4 часть и выделите главную мысль самостоятельно.

- Что у вас получилось?

-А вот так получилось у меня.

3 часть – муки творчества

4 часть – первые в мире собачьи стихи.

- Посмотрите на экран.

- Как это можно назвать одним словом? (план)

- По этому плану мы и будем работать дальше.

- Найдите 1 часть или микротему и простым карандашом подчеркните ключевые слова, те которые вы считаете главными и основными.

- Попробуйте исключить всё лишнее, зачеркните карандашом.

- Что у вас получилось?

-Посмотрите, как сделала я. ( Взрослые читают про себя. Мы не слышим как они читают, но видим, что они держат книжку, Зина- вслух, приэтом она и поет и хлопает по коленке, т.е. читает как угодно, а фоксик слушает).

- С остальными частями проделайте аналогичную работу.

- Какую часть текста вы сократить не смогли?

- Какой рассказ у вас получился?

-Прочитайте.

- Запишите свой рассказ в страничке дневника фокса Микки и нарисуйте иллюстрации.

5. Итог урока.

- Прочитайте свои рассказы и покажите иллюстрации.

Раздаточный материал.

Задание №1

- Сколько частей в этом тексте?

Задание №2

Взрослые читают про себя. Скучные люди эти взрослые – вроде старых собак…. А Зина читает вслух, нараспев и всё время вертится, хлопает себя по коленке и показывает язык. Кончно, так веселей. Я лежу на коврике, слушаю и ловлю блох. Очень это во время чтения приятно.

Главная мысль-------------------------------------------------------------------------------

Задание №3

И вот я заметил, что есть такие штучки, которые Зина совсем по-особому читает: точно котлетки рубит, Сделает передышку, языком прищелкнет и опять затарахтит. А на конце каждой строчки – ухо у меня тонкое – похожие друг на друга кусочки звучат: «дети-отца, сети-мертвеца»….. Вот это и есть стихи.

Главная мысль------------------------------------------------------------------------------------

Задание №4

Вчера весь день пролежал под диваном, даже похудел. Всё хоте одну такую штучку сочинить. Придумал – и ужасно горжусь.

         По веранде ветер дикий

         Гонит листья всё быстрей,

         Я весёлый фоксик Микки,

         Самый умный из зверей!

Главная мысль----------------------------------------------------------------------------

-      

Задание №5

 Замечательно! Сочинил и так волновался, что даже не мог обедать. Подумайте! Это первые в мире собачьи стихи, а ведь я не учился ни в гимназии, ни «в цехе поэтов»…

Главная мысль------------------------------------------------------------------------------------

Задание №6

Запиши получившийся текст.

Выполни иллюстрацию

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 2 класс Восстановление текста

Презентация урока по учебнику Т.Рамзаевой...

Презентация к уроку русского языка 2 класс Восстановление текста

Презентация урока по учебнику Т.Рамзаевой...

Урок русского языка в первом классе:Текст. Оформление предложений в тексте.

Урок русского языка с применением дифференцированного подхода. Задание на уроке разделено на 3 группы по уровню развития учащихся. Урок разработан в виде путешествия на паруснике, где парусами служат ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".

Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....