Олимпийские задания по русскому языку1. Пословицы шутят: Пословица, тебя мы знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная Вновь чьё-то место заняла? А) Жди у горя погоды.___________Б) Сашу маслом не испортишь.___________ В) Крутится как булка в колесе.___________ Г) Яйца курицу не учат.___________ Д) От бобра бобра не ищут.______________ Е) Мы сами с ушами.____________ Ж) Один в золе не воин.____________ З) Толочь в ступе воду._______________ И) Нашла коза на камень.____________ К) не зная броду, не суйся в моду. __________ 2. Запишите слова: А) С М- приятен, золотист, Очень сладок и душист. С буквой Л- зимой бывает, А весною исчезает. _______ ________ Б) С глухими шипящими Круглая, как мячик, Со звонкими – Как огонь горячий. _______ _______ 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и поставьте ударение. Вес…них, гиган…ский, хрус…нуть, запас..ной, злос…ный, ужас…ный, телегра…а, коми…ия, па…ажир, кил…метр. 5. Закончите пословицы: А) Лучшая вещь новая, лучший друг ______________. Б) Не бойся врага умного, бойся друга _____________. В) Корень учения горек, да плод его ________________. Г) Не красна изба углами, а красна __________________. Д) Знай больше, говори ________________. 7. Разгадайте слово по его характеристике: Звук [ ] – твердая пара звука [п’ ] ; Звук [ ] – гласный звук [у ] ; Звук [ ] – звонкая пара звука [ж ] ; Звук [ ] – глухая пара звука [г ] ; Звук [ ] – гласный звук [и ] ; Звук [ ] – твердая пара звука [н’] . __________________ 8. Над каждым словом надпишите части речи: А) Белое покрывало землю покрывало. Б) Деревенский старожил сад колхозный старожил. В) Я стою на каменном берегу, покой границы берегу. 9. Замените обороты одним словом: А) С глазу на глаз ______________________Б) Бежать во весь дух __________________ В) Бить баклуши ______________________ Г) Зарубить на носу ____________________ Д) Делать большие глаза ________________ 10. Запишите пословицы, в которых встречается слово «семь». _______________________________________________________________________________
задания по русскому языку- Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, и поставьте ударения.
Скорост. .ной, повис. .нуть, интерес. .ный, влас. .ный, чес. .ность, чудес. .ница, опас. .ность, звёз. .ная, запас. .ной, хрус. .нул, праз. .ник, цен. .нер, кухон. .ый, кил. .метр, трус. .ливый.- Замените устойчивые обороты одним словом.
А) Через час по чайной ложке ______________________Б) Жить душа в душу ____________________________ В) Сломя голову ________________________________ Г) В нескольких шагах ____________________________ Д) Пропустить мимо ушей _________________________ Е) За тридевять земель ____________________________ - Составьте из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выражение.
А) Смотреть, конь, дарёный, зубы._______________________________ Б) Терпеть, быть, казак, атаман._________________________________ В) Соловей, кормить, басни._____________________________________ Г) Медведь, поступать, ухо.______________________________________ Д) Будет, наша, праздник, улица._________________________________ Е) Семь, дитя, глаз, няньки._____________________________________ - Разгадай слово по его характеристике.
Звук [ ] - твёрдая пара звука [ р‘]______________________ Звук [ ] – гласный звук [ о ] __________________________ Звук [ ] – звонкая пара звука [ т ]______________________ Звук [ ] – гласный звук [ и ]____________________________ Звук [ ] – твёрдая пара звука [ н‘ ]_______________________ Звук [ ] – гласный звук [ а ]_____________________________ 5. Пословицы шутят: Пословица, тебя мы знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная Вновь чьё-то место заняла? А) Жди у горя погоды.________________________________________________________________Б) Сашу маслом не испортишь.________________________________________________________ В) Крутится как булка в колесе._______________________________________________________ Г) Яйца курицу не учат.________________________________________________________________ Д) От бобра бобра не ищут._____________________________________________________________ Е) Мы сами с ушами.__________________________________________________________________ Ж) Один в золе не воин._______________________________________________________________ З) Толочь в ступе воду.________________________________________________________________ И) Нашла коза на камень.______________________________________________________________ К) не зная броду, не суйся в моду. ______________________________________________________ 7.Образуйте сложное слово. А) паровой, ходить ______________________________Б) звёзды, лётчик ________________________________ В) ловить, рыба _________________________________ Г) падать, листья ________________________________ Д) тушить, огонь _________________________________ Е) колоть, лёд. _______________________________
1 тур олимпиады по русскому языку. 4 класс. 1. Подберите синонимы к словам : работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать. 2.Напиши кто как голос подает. Например: лев рычит. кошка… рыба… кузнечик… лошадь… соловей… сорока… 4.Поставь данные имена существительные в родительном падеже. апельсины-… волосы-… граммы-… погоны-… рельсы-… серьги-… 5.Подберите антонимы к словам: мягкий, натуральный, снаружи. 6.Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со следующими словами:… кофе, …сирень, …шампунь, …простыня, …кенгуру, … Сочи, …эскимо. 7.Вставь пропущенные буквы: прим . рять соседей зал . зать раны отв . рить дверь зап . вать в хоре зап . вать молоком ув . дать издали ув . дать без влаги 8. Замените данные словосочетания близким по значению глаголом : Задирать нос-… Бить баклуши-… Высасывать из пальца-… 9. Определить части речи и подчеркнуть главные члены предложения. Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Калушата присяпали, бутявку стрямкали и подудонились. 10.Запиши пословицы, в которых встречается слово семь.
4 класс. 1. Запишите 3 слова, в которых букв больше , чем звуков и 3 слова ,в которых звуков больше, чем букв. 2.Произведите полный разбор предложения. На лесной опушке мы сразу увидели спелые ягоды земляники. 3. Запишите данные имена существительные в предложном падеже ,используя нужный предлог ( о, об ) Армия, елка, юбилей, игра, улица, облако . 4. Запишите слова ,вставляя пропущенные буквы (где надо ) Серь?езный, раз?езд, об?явление, без?ответственный, с?язвить, трех?этажный. 5. Определите , к какой части речи относятся выделенные слова. На то и печь ,чтобы в ней печь. Стою на нашем берегу, покой границы берегу. 6. Замените выражения словами или словосочетаниями. Проглотить язык - … При царе Горохе- … Яблоку негде упасть- … 7.Найди лишнее слово. а) кресло, бревно, пальто ,число, весло, б) водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый. в) быстрый, скорый, проворный, тихий, г) подоконник, теремок, пограничник, выдумщик. 8. Выпишите слова , в которых есть только мягкие согласные. Билет, теперь, около, семя, потом, дитя, няня ,берег, пять. 9.Поставьте данные имена существительные в родительном падеже : Дела, места, туфли, яблоки, чулки, апельсины, носки. 10. Исправьте грамматические и речевые ошибки. Мальчик обратно вернулся домой. Девочка сидела за столом и раскрашивает картинки. Белый мыш умел стоять на задних лапках. Олимпиада по русскому языку 4 класс. 1. Запиши предложения по правилам русской орфографии. [ф п’эс’ни а в’эщим ал’эг’и пав’иствуица а суд’б’э рускава кн’аз’а] 2. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Рой, мой, закрой, простой, печь. Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Вместо знака ? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные. Смор +? + а = ________________________________ ? + янин = ___________________________________ По + ? + л = __________________________________ 4. Закончи выражения: Дружный……………………….., дружеский……………………, тяжёлый………………, тяжкий…………………, каменный …………………., каменистый……………………., рыбный…………………, рыбий………………….., обидный………………., обидчивый……………….. 5. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе. У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Осетинская: «И в хорошем огороде есть гнилые тыквы». ________________________________________________________________________ Польская: « Как заяц в ананасе». ________________________________________________________________________ Вьетнамская: «Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец». _________________________________________________________________________ Финская: «Тот не заблудится, кто спрашивает». ______________________________________________________________________________ 8. Что бы это значило? •Т М Л О С Ё А -____________________ Р К С И А К - ____________________ 7 3 5 4 1 6 2 2 5 4 6 3 1 • Р А О В К О - _______________________ О Р С К О А - ____________________ 3 6 2 5 1 4 4 3 1 5 2 6 •О К Б О К Л О - _____________________ 4 7 5 2 1 3 6 9. Объясни лексическое значение слов. •Туш - __________________________________________________________________ •Тушь - ____________________________________________________________________________ 10. Допиши окончания существительных во мн.ч., в Р.П. Крем от торт… Варенье из мандарин… Свистки сторож… Движение трамва… Рота солдат… Пара сапог… Крыши сара… Лезвия нож… Десять апельсин… Стая голуб… Нет чулок… Несколько челове… Олимпиада по русскому языку. 4 класс. Ответы
1. А) «Предмет – признак». К данным существительным запишите однокоренные прилагательные. Честь – честный Печь – печной Небеса – небесный Мука – мучной Место – местный Чудеса – чудесный Молоко – молочный Прелесть – прелестный
Б) Запиши слова по транскрипции: [дошт’], [ т’этрат’], [фарэл’], [тр’эл’], [л’эсн’ица], [бал’эзн’]. (дождь, тетрадь, форель, трель, лестница, болезнь)
В) «Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов (имена существительные в именительном падеже). (год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…)
2. А) Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.
В поля, не кошеных косой, Всё утро дождик шёл косой. Дочь грома капля-егоза, Кончая свой высотный путь, Летела с круч, закрыв глаза, В лицо земли, боясь взглянуть, Скользнув с небесного стекла, В ладонь цветка она стекла.
Б) Собери пословицу. 1.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим 2. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой 3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз 4. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят 5. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в 6. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь ( В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)
В) Шарады.
Наш первый слог тот отгадает, Кто ноты хоть немного знает. Второй и третий – оленя украшают. А целое – нередко сил лишает. (до-рога)
Моё начало – буква алфавита, Она всегда шипит сердито, Второго корабли боятся, А целое весной летает и жужжит, То сядет на цветок, то снова улетит. (ш-мель)
Первое на земле валяется, Второе в Волгу вливается, А целое – птицей называется. (сор-ока)
Первое – нота, Второе – тоже, А целое на боб похоже. (фа-соль)
Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда. (кар-тина)
Первое – предлог. Второе – летний дом. А целое порой Решается с трудом. (за-дача)
3. А) Отгадай слово. корень в слове снежинка приставка в слове посмотрел приставка в слове подъехали корень в слове дороженька суффикс в слове лесник суффикс в слове лыжник (подорожник) окончание в слове ученики (подснежники)
Б) Фразеологизмы. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словосочетания.
Яблоку негде упасть. Слышно, как муха пролетит. Сел в галошу. Как рыба в воде. Сидеть, как на иголках. Комар носа не подточит. Родился в рубашке. (Очень тесно; очень тихо; попал в неловкое положение; очень уверено себя чувствует; волноваться, переживать; качественно сделано; удачливый, везучий)
В) Отгадайте пословицы по двум ключевым словам. Свет – тьма; Труд – лень; Встречают – провожают; Погибай – выручай. (Ученье – свет, а не ученье – тьма. Труд кормит, а лень – портит. Встречают по одежке, провожают по уму. Сам погибай, а товарища выручай.)
| Готовимся к олимпиаде по русскому языку 3-4 класс | Готовимся к олимпиаде (1) 1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть). Развесить уши - _______________________ Пускать пыль в глаза - __________________ Рвать на себе волосы - _________________ 3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов: Риф + ель + кадки = фрикадельки Ель + сад + рак = ________________________ Рис + кепи = ____________________________ Рыба + соки = ___________________________ Нива + реки = ___________________________ ______________________________________________ Готовимся к олимпиаде (2) - «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…____________________ ___________________да зуб неймёт._________
Когда в товарищах согласья нет, __________________________________ ___________________________________________ не лучше ль на себя, кума, оборотиться? _____________________________________________ - Так поди же попляши!
5. По данному началу допишите пословицы. Правой рукой строит… _____________________________________ Ученье – свет… ___________________________________________ Кто хочет много знать… ____________________________________ Корень ученья горек… ______________________________________
Готовимся к олимпиаде (3) 1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова. Логика - иголка Ракета - ___________________ Каприз - ___________________ Мольба - ___________________ Каратист - __________________ 2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение). Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
4. Из букв каждой пары слов составьте название животного: Лик + рок = _________________ Поле + дар = ________________ Шаль + до = _________________ Лов + буй = __________________ Готовимся к олимпиаде (4) 6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе: Больно прикусил язык. _____________________________________ Язык до Киева доведёт. ____________________________________ Разведчики взяли языка. ___________________________________ Без языка и колокол нем. ___________________________________ Прикуси язычок! ___________________________________________ Язык под чесночным соусом. ________________________________ Готовимся к олимпиаде (5) 1. «Расшифруйте» слова: по2л ___________________ 2рь ____________________ с3 _____________________ ви3на __________________ 1очество________________ _____________________________________________________________ 2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Семь румяных усачей. Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. Автор: ________________________________ Название: ______________________________ Автор: ________________________________ Название: _____________________________ Готовимся к олимпиаде (6) 3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба: Диво + пони + сок = ______________________ Воз + бедро + пике = _____________________ Хор + ум + ом = _________________________ Лён + ас + ком = ________________________ 4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам: Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец. _________________________________________________________________ Финская: тот не заблудится, кто спрашивает. _____________________________________________________ 5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом. Кот наплакал- __________________ Бить баклуши- __________________ Спустя рукава- __________________ Зарубить на носу- ________________ Готовимся к олимпиаде (7) 1. Какие слова так произносятся? [ Г Р У С’ Т’] ______________ [ Л’ Э С’ Т’] ______________ 2. Составь слово, если в нем Корень – из слова моряк Окончание – из слова зимний Приставка – из слова прилететь Суффикс – из слова русский. __________ 3. Расставь ударение в словах. Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. 4. У каких существительных нет формы единственного числа? Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы 5. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ. 6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении. Невежа – невежда. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Готовимся к олимпиаде (8) 7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -_____________________________________________________________________ 8. Поставьте нужные знаки в конце предложений: Что за птица с красной грудкой Пусть всегда будет солнце Дети вышли на опушку леса 9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи. (По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь. _____________________________________________________________________________ 10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов. 11. Поставьте слова в множественное число: Человек - Лист (бумаги) - Лист (дерева) - Зуб (волка) - Зуб (пилы) - Готовимся к олимпиаде (9) 1. Вставь буквы и поставь ударение. Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё 2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен; молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша; дождь, снег, осадки, иней, град; футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака. Яркий желтый ___________________________ Прозрачный голубой _______________________ 5. Замени выражения одним глаголом. Клевать носом____________________ Зарубить на носу__________________ Чесать языки______________________ Выходить из себя____________________ Дать стрекача______________________ Бить баклуши _______________________ Ломать голову________________________ Готовимся к олимпиаде (10) 7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского? Вилка однажды споткнулась (о) крошку, Падая, стукнулась вилка (об) ложку. Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку, Брызги на книжную сели (об) ложку. 8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я Готовимся к олимпиаде (11) 1. "Составь пословицы": дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье 2."Загадки-шутки" 1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________ 2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________ 3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________ 4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________ 3. Расшифруй название сказки. ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА - КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ - 4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова. Прим...рять друзей зал...зать раны Разв...вается флаг отв...рить дверь Зап...вать в хоре ув...дать издали Готовимся к олимпиаде (12) 1.Подбери синонимы: страж -.............. грядущее - .................. кладезь - ................ вопиять - ................... врата - ................ зерцало - ................... 2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце. Красивая ............. острый...... чёрный................ золотая........... колючий ................ ночная............
|
Районная олимпиада по русскому языку 2006-2007 учебный год. 1.Выпиши слова, в которых есть звук [й] И вскользь мне бросила змея: «У каждого судьба своя!» Но я-то знал, что так нельзя – Жить, извиваясь и скользя ... 2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра. 3. Напишитe два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки. 4. Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах. кукла- тьма- кочан- банка- 5. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери? б) Витя, не надо краба ртом трогать. 6. Заменн данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом. а) Овладевать собой, успокаиваться - … б) Очень тесно - … в) Усиленно думать над трудным вопросом - … г) Хорошо запомнить - ..... 7. Вспомни н запипш русские пословицы похожие с данными по смыслу. а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия) 8. Поставь в словах знак ударения. Завидно, красивее, гусеница, жаворовок, звонит, засуха. 9. Одним словом объясните значения заимствованных слов. Антракт, дегустация, лозунг, финал. 10. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова. При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад. Ответы на районную олимпиаду по русскому языку 2006-2007 vч.г. 1. Змея, своя, я, извиваясь. 2. Лапа, пир, тир. 3. 4. кукла (1) - кулак(2) тьма( 1 ) - мать (3) кочан(2) - ночка (1) банка (1) - кабан (2) 5. а) Маршак б) Барто 6. А) Брать себя в руки. Б) Яблоку негде упасть. В) Ломать голову. Г) Зарубить себе на носу. 7. А) Шило в мешке не утаишь. Б) Яблоко от яблони недалеко падает. В) Мал золотник, да дорог. 8. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха 9. Антрaкт – перерыв,дегустапия – проба, лозунг - призыв, финал - конец. 10. При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.
|
|