ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку по теме
Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести мнемотехнику. Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.Мнемотаблицы, кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренирует внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priyomov_mnemotehniki_3.doc | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
лицей станица Азовская
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Рассказова И.С.
Одной из основных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является всестороннее развитие, при котором ребенок не испытывает информационных перегрузок, ведущих физическому, умственному и психическому перенапряжению. В наш век инновационных технологий учитель должен помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями. Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести мнемотехнику. Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.
Использования на уроках русского языка и литературного чтения приемов мнемотехники по методике когнитивного развития Е.Г. Карцевой позволяет значительно сократить время обучения. Мнемотаблицы, кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренирует внимание. Большое значение методика имеет в работе с «слабообучаемыми» детьми. Чем раньше ребенок овладеет этими знаниями, тем легче ему дается процесс обучения. Как показывает практика ученики, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают большие объёмы друднозапоминаемой информации, самостоятельно кодируя её.
Предлагаемое учебное пособие для учителей начальных классов разработано на основе методики когнитивно-познавательного развития Е.Г. Карцевой. Оно включает в себя ряд обучающих мнемотаблиц по русскому языку и кодированных стихов по литературному чтению, которые могут быть использованы в форме раздаточного материала.
Мнемотаблицы по русскому языку:
Мнемотаблица №1. Словарные слова.
Сочетания «оро», «оло» и безударная гласная «о»
Метод работы - составление связного рассказа.
с | ||||||||
в | в | с | х | м | к | к | м | г |
О Р О | О Р О | О Р О | О Р О | О Л О | О Р О | О Р О | О Р О | О Р О |
бей | на | ка | шо | ко | ва | з | д |
де | я | |||||
М | в | п | к | с | г | л |
О | О | О | О | О | О | О |
ск | ч | су | нь | ба | да | па |
ва | ка | да | ки | ка | та |
Мнемотаблица №2. Словарные слова. Безударная гласная «а»
п | са | ||||||||||||
р | п | к | л | с | б | к | з | м | г | к | х | ||
А | А | А | А | А | А | А | А | А | А | А | А | А | А |
бо | ль | р | ток | по | ра | ран | вод | ши | р | ль | зе | пус | р |
чий | то | ман | ги | бан | даш | на | буз | бом | та | та |
Мнемотаблица №3. «Непроизносимая согласная»
ЦА
НИ
СТ РА НЕ ПРЕ НЕ
ЛЕ СЧА ГРУ ДО СЧА ЛЕ НА
СТ СТ СТ СТ СТ СТ
ЛИВЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ
Мнемотаблица №4. «Двойная согласная»
ру | сс | кий |
Ро | сс | ия |
ра | сс | тояние |
ка | сс | а |
па | сс | ажир |
дре | сс | ировщик |
режи | сс | ёр |
ра | сс | каз |
ка | сс | ета |
кро | сс | ворд |
ба | сс | ейн |
шо | сс | е |
кро | сс |
«Литературное чтение» 1 класс Л.Е.Журовой, А.О. Евдокимовой
программа «Школа XXI века» по теме: В.Г.Сутеев «Ёлка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
Отличительными особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
Отличительными особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...
Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе"
По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русско...
01. " Использование приёмов мнемотехники на уроках в начальных классах как средство формирования связной речи "
Данный материал описывает особенности использования приёмов мнемотехники в работе с учащимися начальных классов. Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которые облегчают запоминание ...
"Использование приёма мнемотехники на уроках обучения грамоте и литературного чтения"
Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Мнемотехника - один из эффективных методов и приёмов в речевом развитии детей. Это система методов и приёмов, обе...
Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".
Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся". Одной из задач учителя в современной школе я...
"Использование приёма мнемотехники на уроках окружающего мира в начальных классах" (из опыта работы).
Использование мнемотехнических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации на уроках окружающего мира, сделать этот процесс не только быстрым простым и эффективным, ...