"Мои четвероногие друзья"
план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему
Обобщение и систематизирование знаний учащихся по теме «Имя существительное»; развитие связной речи и логического мышления детей; формирование интереса к русскому языку посредством использования занимательного материала; воспитание любви к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_chetveronogie__druzya.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мои четвероногие друзья.
(повторение темы «Имя существительное»)
Урок – викторина
Цели: Обобщение и систематизирование знаний учащихся по теме «Имя существительное»; развитие связной речи и логического мышления детей; формирование интереса к русскому языку посредством использования занимательного материала; воспитание любви к животным.
Оборудование: Рисунок «Заяц с конвертом», схема- карта «Город существительных», грамзапись голосов лесных птиц, рисунки с домиками ( из сказки «Три поросёнка»).
Ход урока
- Речевая зарядка.
Повторение ранее изученных скороговорок. Ребята проговаривают их медленно, затем быстрее, очень быстро и шепотом:
А) шла лиса бесшумно по лесу;
Б) хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
II.Развитие связной речи.
Учитель. Сегодня на уроке – викторине мы обобщим знания по пройденному материалу о существительном,а тема наших высказываний –«Мой четвероногий друг». Вот почему мы вспомнили скороговорки о животных. Проверим домашнее задание.
Из каждой команды заслушивается сообщение о своем четвероногом друге.
-У меня дома живет собака. Её зовут Кузя. Мой четвероногий друг красивый.Кузя маленькая ростом,глаза зеленые,шерсть рыжая.
Мой друг любит играть. Мы часто играем вместе. Кузя провожает меня, когда я ухожу в школу.
Я люблю своего четверонога друга.Это хороший пёс. Его зовут Пират.Пират очень красивый, он охраняет дом от чужих людей.Пират вместе с папой ходит на охоту.Когда я играю на улице,он всегда рядом со мной. Я люблю Пирата, потому что он любит меня.
Учитель. Приятно ,что вы так любите своих четвероногих друзей. Не случайно домашние птицы и животные часто являются героями сказок. Посмотрим инсценировку сказки К.Ушинского «Умей обождать”.
-Почему автор назвал сказку”Умей обождать”?
III.Обобщение знаний по теме “Имя существительное”.
Учитель.Кнам в гости пришел зайчик из мультфильма “Ну погоди”(вывешивается рисунок).За ним гонится волк, если мы ответим на вопросы в конверте,то зайчонок может спрятаться от волка в нашем классе. Поможем ему,ответив на вопросы предстоящего зачета?
-Что такое имя существительное?
-Что обозначает собственные имена существительные?
-На какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные?
-Назовите падежи имен существительных и вопросы к ним.
-Какие окончания имеют имена существительные женского, мужского, среднего рода?
-Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
-Мы помогли зайчику и хорошо повторили материал к зачету.А теперь – поиграем.
IV.Грамматические игры.
-Найдите лишнее слово, т.е. слово, которое отличается от других каким-то признаком. Почему оно лишнее?
Клетка,лев,олень, сидит,зоопарк.
Шарик,мурзик,тузик, мышь.
Олень,кошка,мышка,белка.
Мышь,глушь,щалаш,тишь.
Лес,синий,небо,поляна.
Олень,ястреб,канарейка,ворон.
Сад, сестра,стул,доктор.
Игра “Найди слово”. Найди имена существительные в лесу,,в поле,в кастрюле, в кармане.
Отгадывание загадок.
-Отгадывайте загадки, определите род имен существительных.
Кто осенью спать ложится,а весной встает?(медведь - м.р.)
Кто на своей голове лес носит? (олень – м.р.)
Много рук,а нога одна.(дерево – с.р.)
Пришла из леса птичница
В рыжей шубке,
Кур посчитать (лиса – ж.р.)
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.(ромашка – ж.р.)
Лежит веревка. Шипят плутовка.
Брать ее опасно – укусит.Ясно?(змея – ж.р.)
Появляется стенд, на котором прикреплены домики Ниф-Нифа,Нуф-Нуфа,и Наф-Нафа.
Учитель. Ребята, из какой сказки эти домики? («Три поросёнка»)
Сегодня на уроке в них будут жить имена существительные.Вы сами их «расселите» по домикам: у Ниф-Нифа будут жить имена существительные 1-го склонения; у Нуф-Нуфа – 2 го склонения; у Наф-Нафа – имена существительные 3 го склонения.
(Команды получают слова и « расселяют» их по домикам.Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием).
Учитель.Приведите примеры одушевленных имен существительных со значением оценки,которые можно отнести к лицам мужского и женского рода(грязнули,неженка…)Какие должны быть окончания глаголов и прилагательных в этих предложениях? Чтобы найти ответ, определите по смыслу род выделенных существительных.
Нов… ученица в классе оказал… больш… ЗАБИЯКОЙ.
Нов… ученик в классе оказал… больш… ЯБЕДОЙ.
Антон никогда не был… так… НЕРЯХОЙ.
(Предложения записываются на карточки и раздаются командам).
Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось новое имя существительное.-
-куст - …
-сосна - …
-атлас - …
-кайма - …
Употребление имен существительных во множественном числе.
-На доске написан текст.
-Все знают лесных жителей, но все не знают, что в каждом лесу звучит свой оркестр.Прочитайте, поставив существительные во множественном числе .
Лесной оркестр.
На утренних и вечерних зорях все (лесной житель) поют и играют. Кто на чем и как умеет.
Поют(зяблик,соловей,дрозд.)
Скрипят (жук и кузнечик).
Барабанят (дятел). Лают (лисица). Воют (волк). Хохочут (сова).Ухают ( филин). Жужжат (шмель и пчела). Урчат и квакают (лягушка).
Вот какой хор в лесу.
V.Заключение.
Учитель. А теперь послушаем эту удивительную лесную музыку. (Включается запись голосов лесных птиц) Человек, который пришел в лес, должен понимать, что он в гостях у самой природы.Не нарушишь лесную природу, не сорвешь цветка, не сломаешь ветки, не обидишь зверя – и лес отблагодарит тебя своей красотой, напоит чистой родниковой водой,угостит сладкой ягодой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме " Наши четвероногие друзья - собаки"
Предком домашней собаки считается волк, он был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно подвергался опасности. Он прислушива...
Познавательно – развлекательная программа «Четвероногие друзья»
Познавательно – развлекательная программа «Четвероногие друзья»...
Случай из жизни четвероногих друзей "Любовь и преданность"
В рассказе описывается случай с котенком по имени Мелький. Из содержания понятно, как относится хозяйка к животному, а питомец верит в хозяйку. Рассказ поучителен тем, что мы отвечаем за жизнь ж...
Четвероногие друзья
"Четвероногие друзя" - внеклассное мероприятие в начальной школе.Цель: воспитание любви к животнымЗадачи: учить уходу за домашними животными знако...
Презентация "Четвероногие друзья".
Четвероногие друзья - вопросы о животных, птицах, насекомых (тесты)....