Урок русского языка во 2 классе по теме "Ежели вы вежливы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Программа « Планета знаний»

Урок: русский язык.

Класс: 2.

Учитель: Мартыненко Лариса Михайловна.

Тема: Ежели вы вежливы…

Цель:привести в систему знание речевого этикета в ситуациях приветствия, прощания, благодарности, просьбы; дополнить их; обратить внимание учащихся на уместность использования при общении мимики, жестов;

- развитие умения работать с этимологическим словарем, каллиграфически правильно писать;

- воспитание вежливого отношения к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ezheli_vy_vezhlivy..._otkrytvy_urok..doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа « Планета знаний»

Урок: русский язык.

Класс: 2.

Учитель: Мартыненко Лариса Михайловна.

Тема: Ежели вы вежливы…

Цель: привести в систему знание речевого этикета в ситуациях приветствия, прощания, благодарности, просьбы; дополнить их; обратить внимание учащихся на уместность использования при общении мимики, жестов;

- развитие умения работать с этимологическим словарем, каллиграфически правильно писать;

- воспитание вежливого отношения к людям.

                               Ход урока.

I Организационный момент

II Сообщение темы и цели урока.

- « Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», так учили древние. Вежливость - это выражение добрых отношений между людьми. Ведь грубость или даже простое невнимание обижают человека. Вежливое обращение вызывает вежливый ответ, доброе дело, хороший поступок.

    Сегодня мы поговорим о некоторых правилах речевого этикета, т.е. правилах общения.

III Работа по теме урока.

1. Запись даты.

2. Письмо по памяти. (упр. 1, стр. 64)

а) анализ 1-ой пословицы. Работа с этимологическим словарем.

Не дорого ничто, дорого вежество.

Вежество (устаревшее слово) – вежливость.

б) анализ 2-ой пословицы. Запись по памяти.

Ц/у: порадуй своим красивым почерком учителя, родителей, себя.

Ласковое слово, что солнышко.

в) самопроверка. 

3. Словарная работа. Анализ этикетных форм.

- Вы знаете много вежливых слов, но это еще не значит быть вежливым, надо знать, кому, когда и что говорить. Вот этому мы и поучимся сейчас.

приветствие

 а)

- Наступает утро, просыпается природа, люди. С какими словами мы встречаем новый день?

( Доброе утро)

- Что мы хотим выразить этими словами?

- А вот как необычно приветствовал незнакомых людей мальчик Вова:

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена –

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

- С добрым утром!

- С добрым утром!

Я спросила: - Это мне?-

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

- С добрым утром!

- С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка, - есть такой!

                                           ( А. Л. Барто)

- Что удивило вас, да и прохожих тоже, в приветствии мальчика, ведь он говорил всем известные слова?

- Да, наверное, у Вовы было очень хорошее настроение, которым ему хотелось поделиться, передать другим. Но, все-таки, какой совет мы можем дать этому симпатичному пареньку?

- А какое слово-приветствие вы употребляете чаще всего?

здравствуй

   ( запись в словарь)

- Что обозначает это слово? (пожелание здоровья)

- Русские, англичане и американцы, здороваясь, пожимают друг другу руки. Эскимосы треплют друг друга  по щекам. Лапландцы трутся носами. Жители Тибета при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, будто прислушиваются. В старые времена кавалеры кланялись дамам при встрече (иллюстрация).

- Какие слова-приветствия указывают на время встречи? ( Доброе утро, добрый день, добрый вечер)

- К кому вы обращаетесь, говоря: « Привет!», « Салют!», « Здорово!» ?

прощание

б)

- Какое слово-прощание мы употребляем чаще всего?

до свидания

   ( запись в словарь)- На что мы надеемся, произнося это слово?

- Какие слова могут сказать два друга при расставании?

( «До встречи!», «До завтра!», «Прощай!», «Пока!»)

- А если вы уезжаете, что скажут провожающие?

( « Доброго пути!», « Всего хорошего!», « Счастливого пути!»,

 « Возвращайся скорее!»…)

- Что обязательно необходимо сказать при прощании с учителем?

(назвать его по имени и отчеству)

просьба

в)                                                                      

 – Иногда случается, что ученик забыл дома ручку, карандаш и т.п. покажите, как вы обратитесь за помощью к товарищу, учителю.

– Какое слово вы обязательно должны будете использовать в речи?

пожалуйста

    (запись в словарь)

  1. Письмо с комментированием (упр. 4, стр. 64)

Павлик подошел к сестре. Глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: « Лена, дай мне одну краску, пожалуйста ». Лена широко раскрыла глаза. Она смущенно пробормотала: « Какую тебе? »

а) чтение текста самостоятельно;

б) чтение по ролям;

в) списывание с комментированием слов Павлика.

Физминутка

- Если я скажу слово « пожалуйста», вы повторяете движение за мной, а когда я пропущу это слово, повторять не надо.

благодарность

г)                                                                          

- Послушайте стихотворение о Маше и подумайте еще об одном волшебном слове.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

                                            Это слово говорят,

                                            Если вас благодарят.

                                     (И. Токмакова)

спасибо

  (запись в словарь)

  1. Самостоятельная работа (упр. 7, стр. 65)

 … ,  дорогая бабушка!

…  за письмо. Спешу сразу ответить.

Бабушка. Приезжай,  …  , к нам погостить!

…  … !                                                 Твой внук Дима.

а) разбор устно в парах;

б) ц/у: вместо точек вставить слова вежливости, аккуратно, каллиграфически правильно списать текст без ошибок.

жесты

мимика

6

а) – Мимика и жесты зачастую говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза – это зеркало души. В них может быть выражена радость, печаль, боль, отчаяние, мольба о помощи…

б) – С какой мимикой лица будете общаться?

(выбор картинок)

в) упр. 10, стр. 65.

- Какие жесты, позы, выражения лица не следует использовать при общении?

7

сила слова

 

   - Ребята, не забывайте, что сила « волшебных» слов зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном, отвернувшись в сторону. Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей, не дразнит своих товарищей.

  - Что вы можете сказать о герое этого стихотворения?

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

                                       Алеша, Петя, Ваня, Толя.

                                       Своих друзей зовет он только

 Алешка, Петька, Ванька, Толька.

   - В силе « волшебных» слов поможет разобраться стихотворение:

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся, взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

- Мы купим другую. Есть лучше в продаже.

«Простите», казалось бы, что в нем такого,

А вот ведь, какое чудесное слово!

- Ребята, что мы собрали из подтем нашего урока? (цветик-семицветик)

- Используя «волшебные» слова, жесты, мимику вы сможете осуществить все свои заветные мечты.

IV Домашнее задание.

Рабочая тетрадь №1, с.20, №5, словарные слова.

- Выбери задание по силам:

а) допиши предложения, вставляя имена, пропущенные буквы и знаки препинания;

б) составь и запиши свое письмо.

VI Подведение итогов.

- Добрый день! -  тебе сказали,

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и красоты.

                - Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

            - Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

   И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли « пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

За что мы говорим «Спасибо»?

                                        За все, что делают для нас.

  И мы припомнить не могли бы –

                                        Кому сказали? Сколько раз?

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать.

Но если я  все  же забуду, -  

Простите, я больше не буду.

Будьте добры! – Это я говорю по секрету.

   Будьте добры! – И не ждите за это конфету.

  Будьте добры! – Без игры и во время игры.

                               Если сумеете,

                               Будьте скорее добры.

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, «добрый путь»

Тоже к доброму чему-нибудь.

     Эти слова всем известны давно,

         Видишь, они и просты, и не новы,

Но я еще повторю все равно:

      - Добрые люди, будьте здоровы!

- Восточная мудрость гласит: « Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.

( Всем детям вручаются памятки « Ежели вы вежливы…»)

  1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и бед.
  2. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми.
  3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
  4. Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
  5. Со взрослыми нужно здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, нужно смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
  6. Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
  7. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
  8. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу ( что-то принести, подать, кому-то помочь ), он всегда делает это охотно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 1 класс "Вежливые слова", Школа России

Урок русского языка 1 класс «Вежливые слова»Цель: развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета. Планируем...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...