Урок русского языка во 2 классе по теме "Ежели вы вежливы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Программа « Планета знаний»
Урок: русский язык.
Класс: 2.
Учитель: Мартыненко Лариса Михайловна.
Тема: Ежели вы вежливы…
Цель:привести в систему знание речевого этикета в ситуациях приветствия, прощания, благодарности, просьбы; дополнить их; обратить внимание учащихся на уместность использования при общении мимики, жестов;
- развитие умения работать с этимологическим словарем, каллиграфически правильно писать;
- воспитание вежливого отношения к людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ezheli_vy_vezhlivy..._otkrytvy_urok..doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа « Планета знаний»
Урок: русский язык.
Класс: 2.
Учитель: Мартыненко Лариса Михайловна.
Тема: Ежели вы вежливы…
Цель: привести в систему знание речевого этикета в ситуациях приветствия, прощания, благодарности, просьбы; дополнить их; обратить внимание учащихся на уместность использования при общении мимики, жестов;
- развитие умения работать с этимологическим словарем, каллиграфически правильно писать;
- воспитание вежливого отношения к людям.
Ход урока.
I Организационный момент
II Сообщение темы и цели урока.
- « Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», так учили древние. Вежливость - это выражение добрых отношений между людьми. Ведь грубость или даже простое невнимание обижают человека. Вежливое обращение вызывает вежливый ответ, доброе дело, хороший поступок.
Сегодня мы поговорим о некоторых правилах речевого этикета, т.е. правилах общения.
III Работа по теме урока.
1. Запись даты.
2. Письмо по памяти. (упр. 1, стр. 64)
а) анализ 1-ой пословицы. Работа с этимологическим словарем.
Не дорого ничто, дорого вежество.
Вежество (устаревшее слово) – вежливость.
б) анализ 2-ой пословицы. Запись по памяти.
Ц/у: порадуй своим красивым почерком учителя, родителей, себя.
Ласковое слово, что солнышко.
в) самопроверка.
3. Словарная работа. Анализ этикетных форм.
- Вы знаете много вежливых слов, но это еще не значит быть вежливым, надо знать, кому, когда и что говорить. Вот этому мы и поучимся сейчас.
приветствие
а)
- Наступает утро, просыпается природа, люди. С какими словами мы встречаем новый день?
( Доброе утро)
- Что мы хотим выразить этими словами?
- А вот как необычно приветствовал незнакомых людей мальчик Вова:
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена –
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
- С добрым утром!
- С добрым утром!
Я спросила: - Это мне?-
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
- С добрым утром!
- С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка, - есть такой!
( А. Л. Барто)
- Что удивило вас, да и прохожих тоже, в приветствии мальчика, ведь он говорил всем известные слова?
- Да, наверное, у Вовы было очень хорошее настроение, которым ему хотелось поделиться, передать другим. Но, все-таки, какой совет мы можем дать этому симпатичному пареньку?
- А какое слово-приветствие вы употребляете чаще всего?
здравствуй
( запись в словарь)
- Что обозначает это слово? (пожелание здоровья)
- Русские, англичане и американцы, здороваясь, пожимают друг другу руки. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Лапландцы трутся носами. Жители Тибета при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, будто прислушиваются. В старые времена кавалеры кланялись дамам при встрече (иллюстрация).
- Какие слова-приветствия указывают на время встречи? ( Доброе утро, добрый день, добрый вечер)
- К кому вы обращаетесь, говоря: « Привет!», « Салют!», « Здорово!» ?
прощание
б)
- Какое слово-прощание мы употребляем чаще всего?
до свидания
( запись в словарь)- На что мы надеемся, произнося это слово?
- Какие слова могут сказать два друга при расставании?
( «До встречи!», «До завтра!», «Прощай!», «Пока!»)
- А если вы уезжаете, что скажут провожающие?
( « Доброго пути!», « Всего хорошего!», « Счастливого пути!»,
« Возвращайся скорее!»…)
- Что обязательно необходимо сказать при прощании с учителем?
(назвать его по имени и отчеству)
просьба
в)
– Иногда случается, что ученик забыл дома ручку, карандаш и т.п. покажите, как вы обратитесь за помощью к товарищу, учителю.
– Какое слово вы обязательно должны будете использовать в речи?
пожалуйста
(запись в словарь)
- Письмо с комментированием (упр. 4, стр. 64)
Павлик подошел к сестре. Глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: « Лена, дай мне одну краску, пожалуйста ». Лена широко раскрыла глаза. Она смущенно пробормотала: « Какую тебе? »
а) чтение текста самостоятельно;
б) чтение по ролям;
в) списывание с комментированием слов Павлика.
Физминутка
- Если я скажу слово « пожалуйста», вы повторяете движение за мной, а когда я пропущу это слово, повторять не надо.
благодарность
г)
- Послушайте стихотворение о Маше и подумайте еще об одном волшебном слове.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
(И. Токмакова)
спасибо
(запись в словарь)
- Самостоятельная работа (упр. 7, стр. 65)
… , дорогая бабушка!
… за письмо. Спешу сразу ответить.
Бабушка. Приезжай, … , к нам погостить!
… … ! Твой внук Дима.
а) разбор устно в парах;
б) ц/у: вместо точек вставить слова вежливости, аккуратно, каллиграфически правильно списать текст без ошибок.
жесты
мимика
6
а) – Мимика и жесты зачастую говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза – это зеркало души. В них может быть выражена радость, печаль, боль, отчаяние, мольба о помощи…
б) – С какой мимикой лица будете общаться?
(выбор картинок)
в) упр. 10, стр. 65.
- Какие жесты, позы, выражения лица не следует использовать при общении?
7
сила слова
- Ребята, не забывайте, что сила « волшебных» слов зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном, отвернувшись в сторону. Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей, не дразнит своих товарищей.
- Что вы можете сказать о герое этого стихотворения?
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
- В силе « волшебных» слов поможет разобраться стихотворение:
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся, взглянул им в глаза
И робко и тихо «Простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую. Есть лучше в продаже.
«Простите», казалось бы, что в нем такого,
А вот ведь, какое чудесное слово!
- Ребята, что мы собрали из подтем нашего урока? (цветик-семицветик)
- Используя «волшебные» слова, жесты, мимику вы сможете осуществить все свои заветные мечты.
IV Домашнее задание.
Рабочая тетрадь №1, с.20, №5, словарные слова.
- Выбери задание по силам:
а) допиши предложения, вставляя имена, пропущенные буквы и знаки препинания;
б) составь и запиши свое письмо.
VI Подведение итогов.
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и красоты.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Отменить, что ли « пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
За что мы говорим «Спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы –
Кому сказали? Сколько раз?
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду, -
Простите, я больше не буду.
Будьте добры! – Это я говорю по секрету.
Будьте добры! – И не ждите за это конфету.
Будьте добры! – Без игры и во время игры.
Если сумеете,
Будьте скорее добры.
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, «добрый путь»
Тоже к доброму чему-нибудь.
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и не новы,
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
- Восточная мудрость гласит: « Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.
( Всем детям вручаются памятки « Ежели вы вежливы…»)
- В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и бед.
- Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
- Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
- Со взрослыми нужно здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, нужно смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
- Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
- Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу ( что-то принести, подать, кому-то помочь ), он всегда делает это охотно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Урок русского языка 1 класс "Вежливые слова", Школа России
Урок русского языка 1 класс «Вежливые слова»Цель: развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета. Планируем...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...