Игра для учащихся "Знаток русского языка"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Ержанникова Елена Виталиевна

Данный материал позволит учителю в игровой форме проверить знания учащимися правил русского языка с 1 по 3 класс начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_znatok_russkogo_yazyka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2»

г.о. Балашиха, Московская область

Игра по русскому языку

Знаток русского языка

Подготовила

учитель начальных классов

Ержанникова Елена Виталиевна

1 раунд.

        1.На какие вопросы отвечает в предложении подлежащее?

        ( КТО, ЧТО?)

        2.Как нужно переносить слова с одной строчки на другую?

        ( ПО СЛОГАМ)

        3.Сколько букв в русском алфавите?

        ( 33)

        4.Текст состоит из предложений, а предложения?

        ( ИЗ СЛОВ)

        5.Как пишется первое слово в предложении?

        ( С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ)

        6.Как называется общая часть родственных слов?

        ( КОРЕНЬ)

        7.Как называется выделение голосом одного из слогов в слове?

        ( УДАРЕНИЕ)

        8.Как переносятся слова с двойными согласными?

        ( ОДНА ОСТАЁТСЯ НА СТРОКЕ, А ДРУГАЯ ПЕРЕНОСИТСЯ)

        9.Сколько слогов в слове алфавит?

        ( 3)

        10.Как называется главный член предложения, который обозначает, что говорят о подлежащем?

        ( СКАЗУЕМОЕ)

        11.Как называются в русском языке слова: ОТ, ДО, НА, ЗА ?

        (ПРЕДЛОГИ)

        12.Сколько гласных букв в русском языке?

        ( 10)

        13.Как иначе называются родственные слова?

        ( ОДНОКОРЕННЫЕ)

        14.Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?

        ( Ь и Ъ)

        15.Как обозначается звук на письме?

        ( БУКВОЙ)

        16.Как пишутся предлоги с другими словами?

        ( РАЗДЕЛЬНО)

        17.Как пишутся названия рек, морей, городов?

        ( С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ)

        18.Загадка: Что за коняшки? На всех тельняшки!

        ( ЗЕБРЫ)

        19.Может ли слог состоять из одного согласного звука?

        ( НЕТ)

        20.Продолжите правило: «Жи-ши пишется…

        ( С ГЛАСНОЙ «И»)

        21.Можно оставлять на строке или переносить одну гласную букву?

        ( НЕЛЬЗЯ)

        22.Загадка: На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его…

        ( СКВОРЕЦ)

        23.Сколько букв в слове металл?

        ( 6)

        24.Продолжите правило: «Ча-ща пишется …

        ( С ГЛАСНОЙ «А»)

2 раунд.

        1.Как называются 2 или несколько предложений, связанных между собой по смыслу?

        ( ТЕКСТ)

        2.Подбери проверочное слово к слову ветвистый.

        ( ВЕТКА)

        3.Загадка: Не зверь, не птица, а нос как спица…

        ( КОМАР)

        4.Продолжите правило: «Чк, чн пишется…»

        ( БЕЗ Ь)

        5.Назови словарное слово, которое произносят при прощании.

        ( ДО СВИДАНИЯ)

        6.Одной или двумя чертами подчеркивают подлежащее?

        ( ОДНОЙ)

        7.Назови словарное слово, обозначающее дорогу с рядами деревьев по сторонам.

        ( АЛЛЕЯ)

        8.Как называется часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него?

        ( МЕСТОИМЕНИЕ)

        9.Сказуемое подчёркивается одной или двумя чертами?

        ( ДВУМЯ)

        10.Часть речи, которая обозначает признак предмета, называется…

        ( ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

        11.Назови словарное слово, обозначающее ученика, который следит за порядком в классе.

        ( ДЕЖУРНЫЙ)

        12.Продолжи пословицу: «Нет друга, ищи, а нашел, …»

        ( БЕРЕГИ)

        13.Загадка: Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят…

        ( ГЛАЗА)

        14.Словосочетание- это 2 или 3 слова ,связанные между собой по смыслу?

        ( 2)

        15.Окончание-это изменяемая или неизменяемая часть слова?

        ( ИЗМЕНЯЕМАЯ)

3 раунд.

        1.Сколько проверочных слов надо подобрать, чтобы проверить слово с 2 безударными         гласными в корне?

        ( 2)

        2.Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем или после него?

        ( ПЕРЕД)

        3.Какой непроизносимый согласный в слове солнце?

        ( «Л»)

        4.Можно или нельзя отдельно писать приставку от корня?

        ( НЕЛЬЗЯ)

        5.Часть речи, которая обозначает предмет, называется…

        ( СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

        6.Суффикс-это часть слова, которая стоит перед корнем или после него?

        ( ПОСЛЕ)

        7.Сколько предметов обозначает имя существительное в единственном числе?

        ( 1)

        8.Как называются главные члены предложения?

        (ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ)

        9.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? или что?

        ( КТО?)

        10.Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой?

        ( М. Р.)

        11.Какая часть слова меняется при изменении имени существительного по числам?

        ( ОКОНЧАНИЕ)

        12.Как называется изменение имён существительных по падежам?

        ( СКЛОНЕНИЕ)

4 раунд.

        1.Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя?

        ( Ж. Р.)

        2.Имена существительные в Р.п. отвечают на вопросы: кого? чего? или кому? чему?

        ( КОГО? ЧЕГО?)

        3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что оно м.р. или ж.р.?

        ( Ж.Р.)

        4.Прилагательные холодный тёплый, близкие или противоположные по смыслу?

        ( ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ)

        5.Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета ?

        ( ГЛАГОЛ)

        6.Имена существительные в Т.п. отвечают на вопросы о ком? о чём? или кем? чем?

        ( КЕМ? ЧЕМ?)

        7.Прилагательные большой огромный близкие или противоположные по смыслу?

        ( БЛИЗКИЕ)

        8.Существительное в И.п. является в предложении сказуемым или подлежащим?

        ( ПОДЛЕЖАЩЕЕ)

        9.Имена существительные в В.п. отвечают на вопросы кого? что? или кого? чего?

        ( КОГО? ЧТО?)

        10.Прилагательные прилежный, старательный близкие или противоположные по смыслу?

        ( БЛИЗКИЕ)

5 раунд.

        1.Что такое грамматическая основа предложения?

        ( ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ)

        2.Как называется речь, которая передаётся дословно, именно так, как её произнесли?

        (ПРЯМАЯ РЕЧЬ)

        3. Чем простое предложение отличается от сложного?

        (В ПРОСТОМ-ОДНА ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА, В СЛОЖНОМ-НЕСКОЛЬКО)

        4. Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

        ( Ж.Р., М.Р. С ОКОНЧАНИЕМ А, Я)

        5.Когда пишется разделительный твёрдый знак?

        ( ПОСЛЕ ПРИСТАВОК, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА СОГЛАСНЫЙ, ПЕРЕД Е,Ё,Ю,Я.)

        6.Какая часть речи не бывает членом предложения?

        ( ПРЕДЛОГ)

        7.Как узнать род имени существительного, если оно стоит во мн.ч.?

        ( ПОСТАВИТЬ В ЕД.Ч.)

        8. . Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

        (М.Р. С НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ , СРЕДНЕГО РОДА С ОКОНЧАНИЕМ О, Е, Ё)

        9.Ставится или нет запятая перед союзами А, НО?

        (СТАВИТСЯ)

        10.Как называется предложение, в котором о чём-либо спрашивается?

        ( ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ)

        11.Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

        ( Ж.Р. С НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ, С Ь НА КОНЦЕ)

        12.Как называются второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей?

        (ДОПОЛНЕНИЕ)

        13.На какие вопросы отвечает определение?

        (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЬЯ? ЧЕЙ?)

Дополнительные вопросы:

        1)К какому склонению относится имя существительное ОТМЕЛЬ?

        (3 СКЛОНЕНИЕ)

        2)Продолжи пословицу: «Ворона за море летала, а ума…»

        (НЕ ДОСТАЛА)

        3)Продолжи: «Красна птица опереньем, а человек …»

        (УМЕНЬЕМ)

        4)Если имя существительное отвечает на вопрос ЧТО? и в предложении является главным членом, в каком падеже оно стоит, в И.п. или в В.п.?

        (И. ПАДЕЖ)

        5)Чем распространённое предложение отличается от нераспространённого?

        (В РАСПРОСТРАНЁННОМ ЕСТЬ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ)

        Сколько слогов в слове БИБЛИОТЕКА ?

        ( 5 )

        Какое окончание будет у сущ.СЛОНЫ в Т.п. ?

        ( АМИ )

        Какое окончание будет у сущ. СОВЫ в Д.п.?

        ( АМ.)

        Что надо сделать, чтобы узнать тип склонения имени сущ. в форме мн. числа?

        (ПОСТАВИТЬ В НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ)

        Продолжи пословицу: От лени – болезнь, от работы - …

        (ЗДОРОВЬЕ)

        Продолжи пословицу: Пуганый заяц…

        (И ПЕНЬКА БОИТСЯ)

        От чего зависят падежные окончания существительных?

        (ОТ ТИПА СКЛОНЕНИЯ)

        Сколько типов склонения существует в русском языке?

        (3)

        Относятся ли кавычки, двоеточие, тире к знакам препинания?

        (ДА)

        Как на письме в предложении выделяется прямая речь?

        (КАВЫЧКИ)

        Продолжи пословицу: Скоро сказка сказывается…

        (ДА НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ)

        Что такое И, А, НО?

        (СОЮЗЫ)

         Как подчёркиваем дополнения?

        (ПУНКТИРОМ)

        Определения?

        (ВОЛНИСТОЙ ЛИНИЕЙ)

        Обстоятельства?

        (ТОЧКА, ТИРЕ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра-презентация по русскому языку "Окончания глаголов"

Правила игры. Предполагается, что в игре принимают участие два человека или две команды (I или II). Задача: пройти лабиринт, сделав как можно меньше ошибок. Лабиринт можно пройти двумя путями, для ...

Игра- презентация по русскому языку "Окончание имён существительных!

Окончания имён существительных. Правила игры. Предполагается, что в игре принимают участие два человека или две команды (I или II). Задача: пройти лабиринт, сделав как можно меньше ошибок. Лабирин...

Творческая игра « Всезнайка» по русскому языку

Творческая игра « Всезнайка"  направлена на изучение русского языка, на котором мы говорим. Освоить родной язык – трудное дело. Игра поможет детям избежать трудности  на пут...

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель­ную деятельность учащихся, на их эмоци­ональную сферу, является творческая иг­ра....

"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка

Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...