Творческая игра « Всезнайка» по русскому языку
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Плеханова Валентина Алексеевна

 

 

Творческая игра « Всезнайка"  направлена на изучение русского языка, на котором мы говорим. Освоить родной язык – трудное дело. Игра поможет детям избежать трудности  на пути к знаниям,  в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами « русский язык».

 

                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vseznayka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Ленинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Ленинского района  Волгоградской области

Экспериментальная площадка при ВГАПК РО

                    Творческая игра « Всезнайка»

                           по русскому языку

       

                                                                               Подготовила и провела

                                                                                                          учитель начальных классов 

                                                                               Плеханова В.А                                                            

     

Оформление. На плакате:

Учите русский – годы к ряду,

С душой,

с усердием,

с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом.

Сабир Абдулла.

1.Вступление.      

Учитель. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодняшняя игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами « русский язык».

2.Представление жюри.

3.Представление команд.

В нашей игре участвуют две команды.

Командир 1 команды.

Наше название – это слово, которое отвечает на вопрос кто? и обозначает название человека, имеющего хорошие умственные способности.

                 «Умницы и умники

Командир 2 команды.

Наше название тоже отвечает на вопрос кто? и указывает на высокое научное звание.

             «Профессора»

4. Домашнее задание.

До начала игры вы получили задание выбрать в толковом словаре понравившееся слово, значение которого вы не знали, раскрыть его содержание и объяснить в каком контексте оно употребляется в речи.

5. Конкурс « Слово – змейка».

За 3 минуты записать как можно больше слов словаря, так, чтобы каждое следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего.

Например. Адрес – салют – тетрадь и так далее.

6. Конкурс капитанов.

а) Определите, какой частью речи является каждое слово в предложении.

   Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

б) по 1 вопросу каждому капитану:

    Как большой дом превратить в  маленький?

   Как из топора сделать рукоятку?

                             Ответ. Домик, топорище.

7.Пауза. Задание для болельщиков.

 

Как правильно сказать?

 

У рыб нет зуб?

У рыб нет зубов?

У рыбей нет зубов?

                          Ответ. У рыб есть зубы.

8.Конкурс «Что это значит?»

Раскройте смысл крылатых выражений. Выражения предлагаются командам поочерёдно, засчитываются правильные ответы.

Рукой подать.

Через час по чайной ложке.

Морочить голову.

Во весь дух.

Засучив рукава.

Прикусить язык.

Ни пуха, ни пера.

Сломя голову.

9. Пауза для болельщиков.

Подберите синоним к слову базар.

Что означает выражение птичий базар, птичий рынок?

10. Конкурс « Определите род существительных».

Слова для 1 команды: какао (с.р.), тюль (м.р.), пианино (с.р.), тополь (м.р.),

какаду (м.р.)

Слова для 2 команды: кофе (м.р.), кружево (с.р.), рояль (м.р.), сирень (ж.р.), трель (ж.р.)

11. Пауза для болельщиков.

Являются ли однокоренными слова: гимн, гимнаст, гимнастёрка.

12. Конкурс « Учимся писать стихи».

Опорные слова: щенка – пока, помогите – найдите.

13. Пауза для болельщиков.

Отгадайте слова: его корень в слове писать, приставка в слове рассказать,

суффикс в слове книжка, окончание в слове вода.

 

                           Ответ: расписка.

Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове

сказка, окончание в слове рыба.

                           Ответ: завязка.

14. Конкурс « Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Каждый участник команды пишет только по 2 слова и передаёт листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдаёт жюри.

                             Текст диктанта.

                               Русский язык.

           Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

         Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.

       Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода.

      Русский язык помогает нам дружить.

15.Пауза для болельщиков.

Найдите слова, которые спрятались.

Хлев – лев, коса – оса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.

                Подведение итогов.

       Жюри объявляет счёт. Ведущий подводит итоги соревнования. Награждение  команды победительницы и активных болельщиков.

        Чтение стихов О. Высотской « Серьёзный разговор».

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

                                 Она трудна, но без неё

                                 Плохое было бы житьё!

                                 Не составить телеграмму

                                 И открытку не отправить.

                                 Даже собственную маму                                                                                                                                                                            

                                 С днём рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленья,

Помни правила склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

                                  А приставки и частицы –

                                  Вроде хитреньких зверьков!

                                  Им охота порезвиться,          

                                  Обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя моя, грамматика,

Осилю понемногу я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих работ на уроках русского языка

Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить ...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель­ную деятельность учащихся, на их эмоци­ональную сферу, является творческая иг­ра....

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

Творческие игры на уроках Русского языка

Творческие игры на уроках Русского языка...

Творческие игры на уроках русского языка

Дидактические игры как новый уровень для усвоения материла на уроках русского языка....

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...

Игра, как средство развития ребёнка. Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе.

Презентация "Игра, как средство развития ребёнка.Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе"....