"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка".
презентация к уроку русского языка (4 класс) по теме
Презентация к уроку (4 класс) на тему:
"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."
Проблема:
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьников.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме с целью более эффективного внедрения её основных положений в практику;
2) проанализировать возможности различных УМК по русскому языку для формирования исследовательских умений;
3) раскрыть роль учителя в развитии исследовательских способностей;
4) разработать поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й класс;
5) рассмотреть методику организации исследовательской деятельности с младшими школьниками.
Введение.
Исследовательская деятельность опирается на присущую ребенку от природы потребность познания действительности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребёнку в особенно сильной степени. В младшем школьном возрасте он проявляет широкую любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений. Ребенок обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти интересующий его ответ. Проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_issledovatelskih_umeniy.ppt | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн.
Учились рассуждать, размышлять, рассказывать!
Умение видеть проблемы. 1. «Посмотри на мир чужими глазами». а) Как ты отнесешься к появлению первого снега. б) Представь, что ты водитель грузовика. Как ты отнесешься к появлению первого снега? в) Представь, что ты щенок. Как ты отнесешься к появлению первого снега? 2. «Составь рассказ, используя данную концовку». 3. «Составь рассказ от имени другого персонажа» . Напиши расказ об одном дне воображаемой жизни, если ты игрушка, писменный стол, дерево или лётчик…
4. Игра «Вырази мысль другими словами». (Развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли). Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое всё: мостовую ,лошадиные спины, шапки извозчиков. Например: Урок по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Сравните два предложения. Объясните пунктограммы. Чем объяснить различие в постановке знаков препинания?
Умение наблюдать. съехал вьюга отъехал колья въехал ульи подъехал варенье Умение выдвигать гипотезы. Умение давать определения понятиям. 1. Составьте пары по схеме: видовое понятие – родовое понятие береза, ягода, щука, дерево, ландыш, рыба, малина, птица, ворона, цветок.
2. Определите общее понятие. - к.ртофель, к.пуста, п.мидор, .гурец, р.дис; - скв.рец, с.л.вей, в.р.на, с.рока, в.р.бей; - м.дведь, за.ц, л.сица, .безьяна, к.бан; - к.рась; п.скарь, щ.ка, пл.тва, .кула. 3. По данным определениям запишите понятия: - сосна – хвойное дерево с длинными иголками; -……. – время года после осени; -……. – дом для птиц на дереве; - ……. – человек, который учится в школе; - ……. – верхняя часть горы.
Умение задавать вопросы. Игра «Да – нет» . Вопросы могут содержать ошибочный вариант. - существительные обозначают признак предмета? (нет) - существительные обозначают предмет? (да) - существительные изменяются по родам? (нет) - существительные изменяются по числам? (да) - у существительных 5 падежей? (нет) - у существительных 6 падежей? (да) Например : - надо ли проверять безударную гласную в корне слова? Как? - надо ли проверять гласную под ударением? Почему? - верно ли, что приставки и суффиксы служат для образования новых слов? Вопросы: - эти слова, обозначают предмет? – Нет. - эти слова, обозначают действие предмета? – Да. - эти слова, изменяются по временам? – Да. - они отвечают на вопрос, что будет делать? – Нет. И т. д.
Учимся классифицировать. Распределить слова в две группы: далеко, дружный, тихий, жалобно, хитрый, хорошо, изредка. Слова расположены в два столбика: ухо гриб перо стол ваза ель - яблонька, кольцо, стулья, день, подъем; - мальчик, польза, крылья, мебель, ельник; - певунья, деньки, январь, пень, объем; лошадка кровать дочка мать кроватка дочь мама ночь ночка лошадь Даны слова: гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает. Ландыш, одуванчик, малина, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика. Например: а ,б, о, и, к, л, е, п, т.
Умение делать выводы и умозаключения. Сделайте выводы на основе имеющихся данных и запишите их. Я знаю, что все глаголы изменяются по временам. Слово играть – глагол. Значит….. В словах птицы, концы, ножницы, молодцы после ц пишется буква ы. В каждом из слов цы находится на конце слова. Делаю вывод…. 2. Докажите, что данное умозаключение сделано от общего к частному. «Приставки за-, на-, над- всегда пишутся с гласной а. В слове зашёл есть одна из этих приставок – за- . Поэтому….» 3. Докажите, что данный вывод сделан от частных наблюдений к общему. «В слове Анна написанию двойной согласной соответствует долгий звук [ н ], в слове Алла – долгий звук [ л ], в слове сумма – долгий [ м ]. Следовательно, если в слове слышится долгий звук, то в нём пишется соответствующая двойная согласная».
Исследовательская практика . умение видеть проблемы умение наблюдать умение выдвигать гипотезы умение давать определения понятиям умение задавать вопросы умение классифицировать умение делать выводы и умозаключения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
Материавл представляет самоанализ учителя начальных классов по формированию интеллектуальных компетенций на уроках русского языка по УМК "Начальная школа XXIвека"....
"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."
Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьн...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Урок русского языка в 4 классе на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"...
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....
Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка,литературного чтения,математики,окружающего мира.
Учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети начинают путешествие в страну знаний. Учитель- капитан, и ему нуж...
Методические рекомендации по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках математики
Совсем недавно я написала бакалаврскую работу, целью которой была разработка методических рекомендаций по формированию основ исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики. Хоч...
Обобщение педагогического опыта «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка».
Тема: «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка». Эта работа раскрывает понятие «коммуникативные умения мла...