Сложное предложение
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по системе Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnoe_predlozhenie.zip | 651.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
Урок
русского языка в 4 классе
по системе Л. В Занкова
«Простое и сложное предложение»
Подготовила
Дугина Валентина Михайловна
учитель начальных классов
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
2012г.
Конспект урока русского языка, проведённого в 4 классе (система Л.В.Занкова, УМК: Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение.)
Учитель: Дугина Валентина Михайловна
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Тема « Простое и сложное предложения»
Цели: - создать условия для актуализации теоретических знаний учащихся о сложных предложениях; совершенствовать умение пользоваться пунктуацией при записи сложных предложений, умение работать в парах;
- совершенствовать навыки контроля и самоконтроля;
-содействовать развитию орфографической зоркости, логического мышления, речи; способствовать повышению интеллекта; воспитанию любви к русскому языку, к родной природе.
Оборудование:
карточки с тестовыми заданиями, портрет Пришвина, текст «Берёзы».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Мы школьники прилежные,
Послушны и дружны.
Мы знаем: Вейделевской школе
Лентяи не нужны!
- Вспомним правила поведения на уроке.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
На уроке не болтай,
Как заморский попугай!
II Актуализация знаний.
- А теперь приступим к работе. К доске пойдут работать по карточкам …….. (работа по карточкам у доски)
-На местах будут работать по карточкам …….
3. Тестирование.
- Пока ребята работают по карточкам , мы с вами проведем тестирование.
1.Предложение – это слово или несколько слов…
П – связанные по смыслу
У – стоящие рядом
2. Грамматическая основа предложения – это…
С – определение
Р – подлежащее и сказуемое
А – второстепенные члены предложения
3. Предложение, в котором две или более грамматические основы, называется предложением…
Д – с однородными членами
М – бессоюзным
И – сложным
4. Если части сложного предложения соединены союзами, то оно называется…
Ш – союзным
Г – бессоюзным
5. В сложном бессоюзном предложении связь между словами осуществляется…
Б – с помощью союза
В – по смыслу
С – без союза
6. Несколько предложений, связанные по смыслу, это …
О – рассказ
И – текст
7.Тема « Простое и сложное предложение» изучается в разделе…
Н – синтаксис
Д – Орфография
Е – лексика
Пришвин.
- Рассказ о Пришвине (готовят дети).
Родился Михаил Михайлович в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии.
С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать.
Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году в биографии Михаила Пришвина впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Жень-шень» и многие другие.
4. Проверим , как справились ребята у доски.
5. Минутка чистописания.
I. Чистописание.
– Запишите в тетрадях: Жж Шш жж шш.
Решить, смешить, положить, спешить.
– Что объединяет эти слова? (Написание с -жи-, -ши-; все слова – глаголы.)
– Спишите пословицу, в которой встречаются буквосочетания жи, ши.
Жить – Родине служить.
– Объясните смысл пословицы.
– Какие еще пословицы о Родине вы знаете?
- Сообщение целей и задач урока.
-Какой общей темой объединены все вопросы тестовой работы? (предложение)
- Какие виды предложений сейчас изучаем? (Простое и сложное)
-Над какой же темой будем работать на этом уроке? (Простое и сложное предложение)
- Игра «Отгадай-ка» Словарная работа
- На коре какого дерева писали в старину на Руси? (берёза)
- Какая маленькая серая птичка никогда не улетает на юг? (воробей)
- Какая голубая ягода растёт в лесу? (голубика)
- Какая птичка на свете самая маленькая? (колибри)
- У какого дерева хвоя осенью опадает, как листочки? (лиственница)
- Листья какого растения останавливают кровь? (подорожник)
- Из какого колючего кустарника человек вывел самый красивый цветок на Земле – розу? (шиповник)
- Какой овощ стали выращивать в России по приказу Петра Великого? (картофель)
- Какое морское животное учёные считают самым умным? (дельфин)
- У какого растения большие листья сворачиваются в кочан? (капуста)
- Распределите эти имена существительные по группам. (По родам или одуш., неодуш. им. сущ.)
Проверка.
ж.р. м.р.
берёза воробей
голубика подорожник
колибри шиповник
лиственница картофель
капуста дельфин
лимон
- Работа по теме урока.
Составление сложных предложений со словарными словами.
-Составьте сложные предложения из двух простых. Подчеркните основу.
- Дельфины удивляют нас своим мастерством.
- Лиственница сбрасывает свои хвоинки осенью.
- Шиповник радует нас своими полезными плодами.
- Маленькая колибри пленяет своей красотой.
- Мы его с удовольствием употребляем в пищу.
- Картофель в Россию был завезён Петром Первым.
Проверка.
Дельфины удивляют нас своим мастерством, а маленькая колибри пленяет своей красотой.
- Лиственница сбрасывает свои хвоинки осенью, а шиповник радует нас своими полезными плодами.
- Картофель в Россию был завезён Петром Первым, и мы его с удовольствием употребляем в пищу.
Физкультминутка.
- Комплексный анализ текста.
Для исследования у вас на партах лежит текст. Прочитайте его. О чем этот текст? Какой это текст по стилю речи?
- Работа в учебнике.
- Выпишите предложения с однородными сказуемыми. (упр.374)
Проверка.
- Теперь ель обогнала берёзу и стоит рядом с ней вершина к вершине.
- Я сижу под ёлкой на середине лесной поляны и слушаю шелест листьев берёзы.
- Вот заяц вышел из густых ёлок и остановился.
- Он встал на задние лапки, огляделся.
Творческая работа
- Составить текст о красоте родной природы.
Итог урока. Рефлексия. 5
Давайте подведём итог
Каким же был для вас урок?
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
-Закончить урок хочется словами М.М. Пришвина
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Домашнее задание.
Составить текст на тему «Мой самый счастливый день в году», употребив в нём простое и сложное предложения.
Используемая литература.
1. Волина В.В. «Весёлая грамматика». – М.: Знание, 2001г.
2.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – Москва «Просвещение», 1994 г.
3. Фролова Л.А. Русский язык. Тесты. 4 класс. – Изд-во АСТ-Астрель. Москва, 2003 г.
4.Фефилова Е.П., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. – Москва. Изд-во ВАКО,2009 г.
5. Приглашаем на урок 2 класс. Изд-во «Учитель». Волгоград. 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с бессоюзной связью...
"Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"
Образовательная система "Школа 2100", русский язык...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....