Дидактический материал для организации работы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3,4 класс) по теме

Предлагаемый дидактический материал поможет родителям при дополнительных индивидуальных занятиях с детьми летом. Материал подготовлен по книге "Научим ребёнка писать грамотно", автор В.К.Павлюк, 2005г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя

Предварительная работа

Текст для списывания (можно писать и диктанты)

13 – 20 июня

1.Правописание безударных гласных в корне  слова – подобрать однокоренные слова, выделить корень:

стоят - …,          цветущими - …

тепло - … ,        богат - …

2.Разобрать слова по составу:

длинные, сонные, лунные

3.Правописание окончаний прилагательных – поставить вопрос, выделить окончание:

Деньки (какие?) жаркие, ночей белых, ягодой первой, травами цветущими

ИЮНЬ

      Стоят жаркие деньки. Они длинные, долго не меркнет. Июнь – самый светлый месяц года, месяц белых ночей. В это время каждый кустик ночевать пустит.

      Начало лета радует нас цветущими травами, первой ягодой и пением птиц. Но тепло и влага нужны для растений. И в этом природа не поскупилась, июнь – грозами богат.                                        

                                                  («Юный натуралист»)

20 – 27 июня

1.Правописание безударных гласных в корне слова – подобрать проверочные и однокоренные слова, поставить ударение, выделить корень:

роса - …,                   на цветах - …

красуются - …,         закачали - …

своими - …,             распевает - …

2.Непроверяемые безударные гласные в корне – подчеркнуть безударную гласную в корне, выделить корень, запомнить написание слова:

ромашки, колокольчики, лиловыми, ароматом, жаворонок, соловей

3.Правописание звонких и глухих согласных – подобрать проверочное слово, подчеркнуть согласную:

луг - …,    головками - …

трав - …,  цветов - …

4.Правописание непроизносимых согласных в корне слова – подобрать проверочные слова: солнце - …

5.Синтаксический разбор – выделенное предложение разобрать по членам предложения: определить главные члены,  подчеркнуть их и подписать части речи, по цели высказывания, по интонации

ЛЕТНЕЕ УТРО

      Медленно всходит солнце. Весь луг покрыла роса. Её капли на цветах переливаются и сверкают. Безмолвно красуются ромашки. Колокольчики весело закачали своими головками. Воздух наполнился ароматом трав и цветов. В небе распевает жаворонок. А в кустах, возле реки, щёлкает соловей.

      Хорошо вокруг! 

с  27 июня по  04 июля

1.Правописание безударных гласных в корне слова – подобрать однокоренные слова, поставить ударение, выделить корень:

Палящие - …, (не) проникают - …, темно - …, свои - …, разбросал - …, дождя - …, стволами - …, украшают - …,лесную - …, от земли - …, неуловимый - …, цветов - …, тишина - …, запахи - …, волнует - …

2.Правописание звонких и глухих согласных – подобрать проверочное слово:

В глубь - …, дуб -…, не задев - …, берёзки - …, цветов - …

В ЛЕСУ

      Хорошо в лесу знойным летом! Палящие лучи солнца не проникают в глубь чащи. Там темно и прохладно. Широко разбросал свои ветви дуб-великан. А клён раскинул над собой такой шатёр, что даже капля дождя не сможет упасть на землю, не задев листа. Кудрявые берёзки с белыми стволами украшают лесную поляну. От земли доносится неуловимый аромат травы и цветов.

      И тишина, и прохлада, и душистые запахи растений – всё волнует и успокаивает душу человека.

04 – 11 июля

1.Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ - подчеркнуть нужное сочетание:

коленчатым, прищуриваю, чудовище, качаются, пушистое, распахнувшихся

2. Правописание безударных гласных в корне слова – выписать слова с безударной гласной в корне, которые проверяются ударением:

лежу, золотые, неторопливо, цветы, над головой, насекомые, запах земли, облако, качаются, в зелёной траве

3.Синтаксический разбор – разобрать выделенное предложение

ВЕЛИКОЛЕПИЕ ЛЕТА

      Я лежу в зелёной траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Вижу, как по коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые.

      Белые, золотые, синие качаются над головой цветы. В высоком летнем небе повисло пушистое белое облако. Я прищуриваю глаза. И мне кажется, что плывёт по небу сказочное белое чудовище на золочёных распахнувшихся крыльях.

      Всё чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире!

(И. Соколов – Микитов)

11 – 18 июля

1.Правописание приставок и предлогов – объяснить слитное и раздельное написание:

(по)шли, (в)лес, (по)сыпался, (в)воздухе

2.Правописание –ЧК, -ЧН – объяснить написание:

солнечный, тучка

3.Правописание безударных гласных в корне слова -  подобрать проверочное, поставить ударение, выделить корень:

набежала, светить, тяжело, дождевые, от земли

4.Правописание окончаний прилагательных – записать прилагательное, поставить вопрос, выделить окончание, определить род:

день солнечный, тучка синяя, капли дождевые

5.Синтаксический разбор – разобрать выделенное предложение

6. Фонетический разбор: день

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

      Однажды мы пошли в лес. день был солнечный, жаркий. Вдруг набежала синяя тучка. Из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю. Они тяжело шлёпались о листья. В каждой капле отражалось, играло солнце.

      От земли после дождя шёл лёгкий пар. В воздухе пахло цветами и земляникой.

(По Г.Скребицкому)

18 – 25 июля

1.Правописание приставок – записать слова, выделить приставки, объяснить их написание:

подвешивает, прозрачную, озарил, засветились, слегка, подул, посыпались, порыв, закачались, перестал, стихло

2.Правописание безударных гласных в корне слова -  подобрать проверочное, поставить ударение, выделить корень:

Сосновый, висят, украшать, засветились, цветами, слегка, слезинки, сильнее, закачались

3.Правописание звонких и глухих согласных -  подобрать проверочное слово:

дождь, серёжка, миг, слегка, порыв, ветки

4.Синтаксический разбор –разобрать выделенное предложение, выписать все словосочетания с вопросами

КАПЛИ – СЕРЁЖКИ

      Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-серёжку. Они долго висят, украшая сосны.

      Дождь перестал. Всё стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги.

      Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные серёжки. Ещё порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Ни одной серёжки…

(По Б.Павлову)

с  25 июля по 1 августа

1.Правописание безударных гласных в корне слова – подобрать проверочное, поставить ударение, выделить корень:

надвигались, лепетали, сменился, гроза.

Записать, подчеркнуть непроверяемую гласную: лиловая, поднималась, ракеты, тревожно, шевелились, сверкнула

2.Правописание приставок – объяснить написание: надвигалась, огромная, поднималась, навстречу, сменился, загудели, забушевали, застучали, зашлёпали

3.Синтаксический разбор предложения – в выделенных предложениях подчеркнуть главные члены, дать характеристику

ГРОЗА

      Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.  Мне навстречу неслись длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали.

      Душный жар внезапно сменился влажным холодом, тени быстро густели.

      Сильные ветры загудели в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

      Дождь полил ручьями.         (По И.Тургеневу)

01 – 08 августа

1.Разбор слова по составу – подобрать однокоренные слова, разобрать все слова по составу:

огнистое, вступил, раскалённые

2. Правописание безударных гласных в корне слова – подобрать проверочное, поставить ударение, выделить корень:

тяжела, на полях, в траве, раздаётся, неумолкаемый

3.Правописание предлогов:

(В) свои права, (на) мирную землю, (в) густой траве, (в) розовом цвету, (в) прозрачном воздухе

ИЮЛЬ – МАКУШКА ЛЕТА

      Всем лето пригоже, да макушка тяжела. Вступил в свои права жаркий и душный июль. Небо ясно. Огнистое солнце посыпает на землю раскалённые лучи.

      Без устали трудятся люди на полях и огородах. В траве всё движется, ползает, суетится. Из неё раздаётся неумолкаемый треск. Птицы поют весь день.

      Пух одуванчика в воздухе, красный клевер в цвету, полный лист дубов – это уже достоверное лето.

08 – 15 августа

1.Разбор слов по составу:

Признаки, учащаются (часто), к отлёту, проведёшь

2.Правописание безударных гласных в корне – подобрать проверочное слово, определить корень:

Холодными, вода, свежеет, плоды

3.Фонетический разбор:

месяц

АВГУСТ – ВЕНЕЦ ЛЕТА

      Август – последний летний месяц. В первой половине его бывает сильная жара. Однако с начала месяца уже замечаются признаки надвигающейся осени: ночи становятся холодными, свежеет вода, учащаются дожди. Жизнь животных понемногу замирает, насекомые прячутся, птицы готовятся к отлёту. Зреют плоды, дозревают и убираются хлеба, заканчивается страдная пора.

      Конец августа подводит итоги минувшему лету: что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь.                                              (И. Петров)

15 – 22 августа

1.Разбор слов по составу – подобрать однокоренные слова, разобрать все слова по составу:

обсохших, безоблачные

2.Синтаксический разбор – разобрать выделенное предложение

3. Фонетический разбор:

ясные

НАЧАЛО ОСЕНИ

      К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле.

      На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина.

      Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья.      (А. Куприн)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для индивидуальных занятий по русскому языку

Дидактический материал для индивидуальных занятий по русскому языку, 2-3 класс...

Дидактический материал для организации работы по математике

Предлагаемый дидактический материал поможет родителям при дополнительных индивидуальных занятиях с детьми летом. Задачи подготовлены по книге  "Вычисления в пределах тысячи", рабочая тетрадь авто...

Дидактический материал по теме "Синтаксис" по русскому языку в 4 классе

Анализ текстов из произведения калмыцких писателей, которые помогают организовать учебную деятельность школьников,углубят их знания народных традиций фольклора. Упражнения различны по степени трудност...

Дидактический материал по теме "Синтаксис" по русскому языку в 4 классе

Анализ текстов из произведения калмыцких писателей, которые помогают организовать учебную деятельность школьников,углубят их знания народных традиций фольклора. Упражнения различны по степени трудност...

Дидактический материал по математике и по русскому языку (1-4 классы)

Материал по математике и русскому языку, карточки для 1,2,3,4кл.Очень удобно....

Дидактический материал «Тренинговые карточки на уроках русского языка» для учащихся 2 класса

Дидактический материал  «Тренинговые карточки на уроках русского языка» представляет собой набор карточек, составленных на основе действующих программ и предн...

Дидактический материал к уроку Словарные слова. Русский, язык, русский язык (1 класс)

Цель: обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, воспитывать самостоятельность и ответственность.Задачи: сформировать приёмы отр...