Планирование "Плангета Знаний" 3 класс русский язык
календарно-тематическое планирование (русский язык, 3 класс) по теме
"Планета Знаний" 3 класс русский язык. Планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_3_tem_plan.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Я. Желтовская. РУССКИЙ ЯЗЫК
Примерное тематическое планирование изучения учебного материала
3 класс
170 ч (5 ч в неделю)
№ урока, дата | Тема урока, страницы учебника | Разделы, темы. Основные задачи изучения, доминирующие виды деятельности | Основные понятия. Слова из словарей | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1-я четверть (42 часа) | ||||
ЯЗЫК И РЕЧЬ (22 ч) (повторение изученного во 2 классе) | ||||
Речь устная и письменная (4 ч) | ||||
1(01.09) 2(02.09) | Использование речи при общении (вводные уроки) Часть 1 С. 6—10, № 1—16 | На основе речевой темы «Здравствуй, школа! 1 сентября» повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической); стимулировать устные высказывания (беседа по рисункам, высказывания по поводу авторской позиции текстов, ответы на вопросы заданий) и письменные (выборочное списывание текста, письмо по памяти, ответ на вопрос по тексту, высказывание собственного мнения о первом школьном дне). Актуализировать сведения о языковых средствах — слове, предложении, наиболее частотных орфограммах в словах (при пропедевтике записей). Побуждать обращаться за справками к орфографическому и толковому словарям. Дать сведения из истории русской культуры о смене празднования начала нового года: март — сентябрь — январь. | Дар речи Общение Информация Слово русский язык здравствуй до свидания тернистая (дорога знаний) эрудит багаж интерес | Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей. Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи). Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно. Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника. Точно следовать «шагам» инструкции, памятки, заданию. Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики |
3(05.09) 4(06.09) | Речевые действия (особенности устной и письменной речи) С. 10—15, № 1—17 | Углубить (с помощью таблицы) представление об основных видах речевой деятельности: при восприятии речи (слушании, чтении), при создании речи (говорении, письме). Ввести представление о речевом действии (№ 2), глаголах речи. Обратить внимание на особенности русской устной (говорение, слушание) и письменной (письме, чтении) речи. Дополнить сведения о таких видах речевой деятельности как воспроизведение (изложение), внутренняя речь (обдумывание). Стимулировать речевое творчество: воспоминания о лете (устно). Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте (с помощью таблицы). Обратить внимание на процесс оскудения русской речи в наши дни, на необходимость при общении писать разборчиво. Дать первичное представление о наличии в мире разных языков, в том числе на территории России, о родстве русского, украинского, белорусского языков, возникших из древнерусского языка. | Синонимы (заяц, русак, беляк, косой) Письменные принадлежности альбом блокнот фломастер народ | |
Правила записи слов (8 ч) | ||||
5(07.09) | Основные типы записи слов С. 16—17, № 1—4 | Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4) переношу слова по слогам. Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне | Ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова. Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки. Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради | |
6(08.09) | Проверяемые орфограммы в корне С. 17—19, № 5—11 С. 22, № 22 | Повторить правила, способы, приёмы подбора проверочных слов при проверке орфограмм: гласные, проверяемые ударением; парные звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные. Способствовать обогащению словаря школьников подбором антонимов | цветы цвета фиолетовый (этимол. виола) | |
7(09.09) | Непроверяемые орфограммы в корне С.19—20, № 12—16 | Повторить написание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне, с двойными согласными. Организовать работу с орфографическим словарём. Активизировать письмо под диктовку. Продолжить наблюдение над значением и употреблением в переносном значении выражения «волчий аппетит» | аппетит | |
8(12.09) | Употребление мягкого знака С. 20—21, № 17—21 С. 22, № 23 | Повторить известные детям случаи употребления в словах мягкого знака: как показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака. Вспомнить об употреблении гласных после шипящих, об отсутствии мягкого знака в сочетаниях чн, щн, нщ, о наличии пробела между словами, включая предлоги. Совершенствовать навыки письма: осложненное списывание, словарные диктанты, письмо текста под диктовку, письмо по памяти, письменный ответ на вопрос с выбором материала из текста. Дать сведения из истории культуры: об использовании голубиной почты | Киломéтр километрóвый | |
9 (13.09) | Большая буква в именах собственных С. 22—25, № 24—33 | Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек). Упражнять в образовании фамилий от имён, высказывать предположения об истоках выбора кличек, учить правильно подписывать ученическую тетрадь. Дать сведения из истории русских фамилий, прозвищ, названий улиц и населённых пунктов, появления кличек | Названия улиц Оформление титула тетради | |
10 (14.09) 11 (15.09) 12 (16.09) | Повторение изученного во 2 классе. Контроль знаний (диктант № 1). Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Контроль и анализ изученного во втором классе. | Уметь применять полученные знания. | |
Слово: его значение, значимые части (3 ч) | ||||
13 (19.09) | Лексическое значение слова С. 25—27, № 1—9 | Повторить сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре. Организовать наблюдение над спецификой называния предметов, лиц детьми (рыцарь, лопата, гвоздика, астра), над омонимами. Дать сведения из истории развития языка: о разных путях пополнения слов в русском языке, в том числе заимствования из других языков (на примере названия цветов гладиолус, астра), призвать к уважению и бережному отношению к родному языку, предостеречь от бездумного его засорения иностранными словами и словами-сорняками | Лексическое значение Синонимы Антонимы Омонимы лопата рыцарь | Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами. Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении. Наводить справки в толковых словарях и справочниках |
14 (20.09) | Значимые части слов С. 28—30, № 10—19 | Повторить сведения о взаимосвязи лексического значения слова с оттенками значений, вносимых в слово значимыми частями слова: корнем, приставкой, суффиксом (основой), о роли окончания. Упражнять в анализе слов по составу, моделировании слов, в подборе однокоренных слов (изменяется лексическое значение), наблюдении над написанием их корней. Дать сведения о происхождении названия морская свинка, наблюдение над фактом опрощения (срастание суффикса с корнем) в слове свинка, сравни свинка (от слова свинья) | Корень Суффикс Приставка Основа (вар.) Окончание Модель слова | |
15 (21.09) | Лексическое и общее значения слов С. 30—32, № 20—28 | Систематизировать знания о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи. Упражнять в определении частей речи в словосочетаниях и предложениях, в употреблении в тексте нужных по смыслу частей речи (речевая тема «Урожай»), их грамотной записи и произношении. Привлечь внимание детей к образности, точности, «тайнописи» языка произведений народного творчества: загадок и пословиц. Мотивировать детей к словесному творчеству и анализу работ (составить загадки о растениях (свой урожай) или на тему «Что, кого видели в лесу») | Общее (грамматическое) значение слов с обобщённым лексическим значением (урожай, злаки, плоды) урожай горох огурец помидор | |
Слово в предложении (7 ч) | ||||
16 (22.09) | Слово в предложении и тексте С. 33—34, № 1—8 | Повторить сведения о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе. Упражнять в анализе и составлении предложений, текстов, озаглавливании текстов, в наблюдении над употреблением слов в переносном значении, в пересказе текста (письменно) | пурпур пурпуровый пурпурный и пурпурный | Анализировать и составлять предложения и тексты. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. |
17 (23.09) 18 (26.09) | Изложение и его анализ С. 40—41, № 1—5 | Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану. Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочеты, давать совет и т.п. | Текст Объёмное высказывание | Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. Уметь применять знания в практической деятельности. |
19 (27.09) 20 (28.09) 21 (29.09) 22 (30.09) | Урок-тренинг. Проверочная работа. Контроль знаний (диктант № 2). Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | Можно использовать № 6, с.36, индивидуальные задания из материалов разворота «Школа Грамотея». На уроке можно использовать материалы рубрики «Проверочные работы», а также невыполненные упражнения на предыдущих страницах | ||
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (20 ч) | ||||
Слово, предложение, текст (1 ч) (общее представление) | ||||
23 (03.10) | Вводный урок С. 44—46, № 1—7 | Дать представление о роли основных средств языка в общении: понимании через значения слов общего смысла высказывания (предложения, текста) и способности формулировать собственные мысли. Обратить внимание на речевой факт: в речи важно употреблять многозначные слова в определенном значении, иначе будешь неправильно понят (снимать, понёс) | cвитер [тэ] велосипед фотоаппарат | |
Слово и словосочетание (9 ч) | ||||
24 (04.10) 25 (05.10) | Слово и словосочетание С. 46—48, № 1—8 | Сформировать понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. Упражнять в составлении словосочетаний, обратив внимание на наличие в русском языке ситуативных синонимов (ученик, сын, пациент и др). | Словосочетание пациент [цыэ] | Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире. Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний. Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных. Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи |
26 (06.10) 27 (07.10) | Род имён существительных С. 51—55, № 1—13 | Организовать наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имён существительных. Дать понятие о роде имени существительного как его постоянном признаке (бывает …). Упражнять в определении рода имен существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах), в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени) | Род простыня (нет) простынь и простыней туфля | |
28 (10.09) 29 (11.09) | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже) С. 58—62, № 1—18 | Познакомить с новой орфограммой. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы. Упражнять в определении рода имен существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку. Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах | тюль (м.р.) шампунь (м.р.) | |
30 (12.09) | Изменение имён прилагательных по родам С. 56—58, № 1—7 | Обратить внимание на родовые формы имен прилагательных (непостоянный признак), на наличие определенных окончаний (родовые окончания — орфограмма). Упражнять в согласовании с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи по культуре речи (как сказать правильно: … ужасный/ ужасная неряха?) | ||
31 (19.09) | Связь частей речи в словосочетании С. 49—51, № 1—8 | Организовать наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях: согласованием имен существительных и прилагательных, подчинением имен существительных глаголам (без терминов); над наличием в русском языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок). Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением | комната комнатный слúвовый | |
32 (14.09) | Устойчивые сочетания слов С. 63—64, № 1—6 | Углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов. Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи. Организовать наблюдение над выразительностью русского фразеологизма вертеться как белка в колесе в сопоставлении с однозначными идиомами из других языков: быть занятым как пчела (англ.), стрелять из четырёх ружей (фр.), не знать ни отдыха, ни покоя (нем.) | Фразеологизмы (идиомы) Вертеться как белка в колесе | |
Предложение (10 ч) | ||||
33 (17.10) | Предложение. Отрицание в предложениях. Проверочная работа. С. 65—67, № 1—4 | Углубить представление о предложении: единица языка и речи, с помощью которой можно выразить мысль, чувство, связь слов не только по смыслу, но и грамматически (с помощью изменения слов и употребления предлогов, союзов). Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе (по таблице). Наблюдение над употреблением частицы не с глаголами | природа природный | Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков |
34 (18.10) 35 (19.10) 36 (20.10) 37 (21.10) | Урок-тренинг. Контроль знаний за 1четверть (диктант №3). Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 88—92 | При анализе контрольной работы могут активно использоваться материалы разворота «Школа Грамотея». | Умение применять полученные знания на практике. | |
38 (24.10) 39 (25.10) | Текст. Типы текстов. Изложение и его анализ. | Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану. Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочеты, давать совет и т.п. Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Организовать наблюдение над текстами разных типов. Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам | Повествование Описание Рассуждение | Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов. Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции) |
40 (26.10) | Виды предложений по цели высказывания | Углубить представление о предложении с позиций его функции — цели высказывания, речевой задачи. Дифференциация вопросительных и повествовательных предложений по цели высказывания: задаем вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Организовать наблюдение над наличием внешних признаков а) вопросительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц; б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце | Запрос информации (вопрос) Сообщение (ответ) | Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации. Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы. Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях |
41 (27.10) | Виды предложений по интонации. С. 74—76, № 1—7 | Углубить представления о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией (характеристика по интонации). Обратить внимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний | Восклицательная интонация | Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства |
42 (28.10) | Знаки препинания в конце предложений (обобщение) С. 76—80, № 1—15 | Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи. Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно | Пунктуация Знаки препинания в конце предложений | «Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений. Сопоставлять интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь. |
Итого: за I четверть - 42 часа |
2-я четверть (35 часов) | ||||
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (продолжение) (4 ч) Разные типы текстов (обобщение) | ||||
43 (09.11) 44 (10.11) | Разные типы текстов (повторение). Творческая работа на тему наступления зимы. С. 93—95 | Повторение по избранным материалам разворота «Мастерская слова» на тему «Наступление зимы. Первый снег», репродукции картины А. Пластова «Первый снег» (учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2 класс) Учить различать узкие и широкие темы, выбирать и подбирать материал для избранной темы, логично излагать мысли при составлении собственного текста на темы «Снежинка», «Первый снег» и др. Организовать наблюдение над средствами выражения темы и основной мысли в стихотворных текстах (поэта, школьника), в текстах одноклассников. Пропедевтика норм записи слов и предложений, абзаца при записи частей текста | Сочинение Жанр текста Узкие и широкие темы высказываний | Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы. Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением. «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы |
45 (11.11) 46 (14.11) | Изложение и его анализ С. 93—94, № 1—3 | Учить воспроизведению текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. Углубить представление о назначении плана, его информативности, структуре. Работа с памяткой по написанию изложений. Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста. Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами | Изложение План текста, его информативность | |
О ГЛАВНОМ (31 ч) (главные части в средствах языка) | ||||
47 (15.11) | Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте) С. 98—100, № 1—6 Главная (основная) мысль текста С. 116—119, № 1—10 | Учить анализировать материал таблицы и делать выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей. Организовать наблюдение над текстами, отражающими ситуации общения по телефону, актуализировать правила ведения беседы по телефону. На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста. Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах. Упражнять в безошибочном списывании текстов с учебника. | беседа беседовать собеседник собеседование основная мысль | Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию. Выявлять основную мысль высказывания. |
Корень — главная значимая часть слова (14 ч) | ||||
48 (16.11) | Роль корня как смыслового ядра слова С. 100—102, №1—7 | Углубить представление о роли корня в словах и правописании орфограмм в корнях, дать общее представление об историческом корне слова. Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов. Учить обращаться за справками к этимологическому словарю и работать с ним, в частности, исследовать исторические корни в словах русский, Россия, родник, родина, народ | Исторический корень слова Этимология слова модель [дэ] | Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества. Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Наблюдать факты чередования гласных и согласных в корнях слов. Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Развивать графическую и орфографическую зоркость. Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку. |
49 (17.11) 50 (18.11) | Правописание корня (повторение, обобщение) С. 102—107, № 1—16 | Упражнять в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов. Организовать наблюдение за написанием корней, в которых имеется чередование согласных к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и. Упражнять в совершенствовании разных видов письма, особенно под диктовку | Чередование согласных солома соломенный | |
51 (21.11) | Если в корне две безударные гласные… С. 107—111, № 1—12 | Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород, 3) новый: сопоставление буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре. Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город-град, золото-злато. Учить извлекать народную мудрость, выраженную в пословицах: «Мудрость в голове, а не в бороде», «Огород — для семьи доход» | Старославянизмы Полногласие Неполногласие огород огородный полотенце полотно | |
52 (22.11) | Слова с непроверяемыми гласными в корне С. 111—113, № 13—20 | Упражнять в написании слов из словаря. Актуализировать возможные способы проверки слов такого типа: 1) сопоставление слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, 2) экскурс в этимологию слова (поиск исторического корня). Провести этимологический экскурс: древнерусское слово коло — «круглое» как исторический корень слов около, околица, колесо, колея, кольцо, кольчуга, колобок и др. Познакомить с разновидностью колоколов и их «голосов» (по тексту Л. Яхнина «Колокола России») | молоко корова сторона колокол колокольчик | |
53 (23.11) | Правописание гласных и согласных в корне (обобщение) С. 113, № 20—22 С. 123, № 1 | Упражнять использование разных способов, приемов проверки безударных гласных в корне слова при разных видах письма: списывании, письме по памяти, письме под диктовку | ||
54 (24.11) | Сложные слова (вариатив) С. 115—116, № 5—8 | Дать сведения о наличии в языке сложных слов, состоящих из двух корней и соединительных гласных о, е типа снегопад | автограф | |
55 (25.11) 56 (28.11) | Изложение и его анализ (по рассказу Н. Сладкова «Ухоронки») С. 124, № 4—8 | Учить устному прогнозированию содержания по заголовку и отдельных пунктов плана, составлению плана текста. Возможно дифференцированное выполнение текста: а) контрольное списывание, б) воспроизведение содержания текста с опорой на план, который нужно предварительно закончить | схорониться спрятаться | |
57 (29.11) 58 (30.11) 59 (01.12) 60 (02.12) 61 (05.12) | Урок-тренинг. Проверочная работа. Контроль знаний (диктант № 4). Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 88—92 | Систематизация материала по теме «Корень». При анализе контрольной работы могут активно использоваться материалы разворота «Школа Грамотея». | Умение применять полученные знания на практике. | |
Главное слово в словосочетании, в предложении (9 ч) | ||||
62 (06.12) | Главное слово в словосочетании С. 106-107 | Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного слова — от него задается вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Познакомить со схемой анализа словосочетания. На основе словосочетания повторить орфограммы в корнях слов | Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам). Обобщать сведения о главных структурных частях слов и словосочетаниях. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти. Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера | |
63 (07.12) 64 (08.12) 65 (09.12) 66 (12.12) | Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое С. 108-115 | Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения. Дать представление о главных членах предложения —подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов) | Члены предложения Главные члены предложения | Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность). Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями. Сопоставлять временные формы глаголов по таблице. Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. |
67 (13.12) 68 (14.12) 69 (15.12) 70 (16.12) | Главная (основная) мысль текста. Способы выражения основной мысли С. 116-123 | На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста. Вспомнить, как выражается основная мысль в баснях. | Проза Стихи Тема Основная мысль Мораль Поучение Иносказание Эзопов язык | |
Проверочные и творческие работы (7 ч) | ||||
71 (19.12) 72 (20.12) 73 (21.12) 74 (22.12) 75 (23.12) | Урок-тренинг. Проверочная работа. Контроль знаний за вторую четверть (диктант № 5). Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 88—92 | Повторение и закрепление пройденного. Систематизация знаний. При анализе контрольной работы могут активно использоваться материалы разворота «Школа Грамотея». | Умение применять полученные знания на практике. | |
76 (26.12) 77 (27.12) | Творческие работы детей по теме «Новогодняя ёлка» С. 127—129, № 1—6 | Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: 1) изложение,* 2) описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки. Анализ детских работ. Примечание. На анализ текстов для изложений можно использовать часы уроков литературного чтения | Новый год гирлянда сверкать конфетти серпантин мишура украшения | |
Итого: за 2 четверть – 35 часов за 1 полугодие – 77 часов |
3-я четверть | ||||
О ГЛАВНОМ (продолжение) (23 ч) | ||||
Вводное повторение (1 ч) | ||||
78 (09.01) | Главные структурные части слова и словосочетания С. 6—7, № 1—7 | Упражнять в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов | подсвечник по[ц]ве[ш]ник | Готовить презентации результатов проектной деятельности. Выявлять замысел, основную мысль высказывания и выражать её соответствующими языковыми средствами. |
Главные члены предложения (12 ч) | ||||
79 (10.01) | «Работа» частей речи и их форм в роли главных членов предложения. С. 8—9, № 1—6 | Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения. Дать представление о главных членах предложения —подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов). Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения. Обратить внимание на частотность выражения подлежащего одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, изредка словосочетаниями типа Света и Гриша, Света с мамой, два щенка. Мотивировать составление собственных предложений при заканчивании текста по началу (№5) | Члены предложения Главные члены предложения | Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность). Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями. Сопоставлять временные формы глаголов по таблице. Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. |
80 (11.01) 81 (12.01) 82 (13.01) | Подлежащее, выраженное личными местоимениями С. 12—14, № 7—11 | Дать представление о личных местоимениях (пока в начальной форме). Организовать наблюдение над выражением подлежащего местоимениями. Организовать наблюдение над разными способами выражения подлежащего: именами существительными, личными местоимениями. Обратить внимание, что слова-обращения не являются членами предложения | беречь берёза оберег | |
83 (16.01) | Сказуемое, выраженное глаголом в форме времени С. 15—17, № 1—6 С. 21 | Дать представление об изменении глаголов по временам. Прошедшее, настоящее, будущее время глагола. Организовать наблюдение над сказуемыми, выраженными глаголами разного вида: что делал?, что сделал? | понял, но поняла сняли, но сняла | |
84 (17.01) 85 (18.01) 86 (19.01) | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени С. 16, № 4 С. 18—20, № 7—14 | Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам. Познакомить с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнять в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма | образ воображение изобразить изображение горизонт песок песчаный [щщ] | |
87 (20.01) 88 (23.01) | Изложение. Анализ изложения. Работа над ошибками. | Работа над воспроизведением содержания текста – описания. Рекомендуется использовать материалы «Мастерской слова». | ||
89 (24.01) 90 (25.01) 91 (26.01) | Знакомство с понятием «спряжение». Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени С. 21—26, табл., № 15—26 | Организовать наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени. Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Дать общее (первичное) представление о глаголах неопределённой формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь). Упражнять в анализе и составлении предложений, опираясь на выбор главных членов предложения | восхищение восхищаться восхитительный спряжение | |
92 (27.01) | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения (обобщение) С. 28—31, № 33—40 | Формировать понятие о главных членах предложения с определениями подлежащего и сказуемого. Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемые выражены именами существительными и прилагательными типа «Юра — хороший друг», «Свеж воздух зимой!» Упражнять в выделении главных членов в предложениях, в самостоятельном построении предложений с опорными словами и без них. Мотивировать к поиску «первородного смысла» слов и выражений (по основной мысли стихотворения «Первородство» С. Острового) | Грамматическая основа костёр корзина извини извиниться извинение ровесник сверстник | |
Повторение и проверка усвоения раздела «О главном…» (7 ч) | ||||
93 (30.01) 94 (31.01) 95 (01.02) 96 (02.020 | Проверочная работа. Повторение. Контроль знаний (диктант №). Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. С. 38, № 6 | Упражнять в выделении главных структурных частей в предложении, словосочетании, слове, в правописании слов, постановке знаков препинания в конце предложений с использованием работ проверочного характера. Организовать наблюдение над предложениями с двумя грамматическими основами (сложными) | Составлять окончание текста по данному началу. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа инструкции (как сделать…). Защищать (презентовать) результаты проектной работы по основной мысли: помогите птицам | |
97 (03.02) | Главная мысль в тексте (углубление, повторение) Часть 2, с. 35, № 12,13 Часть 1, с. 121, 122 | Упражнять в определении типа текста, его темы и основной мысли, внимание тексту-описанию. Дать представление о разных языковых средствах выражения основной мысли в текстах (по теме «Помогите птицам») на основе защитной проектной работы по плакату (с. 131). Изложение (воспроизведение содержания текста «Диковинная берёза» В. Чаплиной) по самостоятельно составленному плану (часть 1, с. 122, № 17) или текста-описания (№ 12,13, с. 35—2-я часть учебника) | ||
98 (06.02) | Творческая работа. Описание процесса изготовления какой-либо кормушки для птиц С. 42—43, № 1—5 | Учить составлять текст-инструкцию, используя знания о главных частях средств языка. Работа с материалами раздела «Мастерская слова» | фанера [н´] картон [н] клеить клею | |
99 (07.02) | Анализ творческих работ С. 39—40 | Работа над ошибками и речевыми недочётами с использованием по выбору материалов раздела «Школа Грамотея» | ||
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ… (27 ч) | ||||
Роль приставок и суффиксов в словах (18 ч) | ||||
100 (08.02) 101 (09.02) 102 (10.02) | Состав слова с позиции его значимых частей. Роль приставок и суффиксов в словах. С. 46—50, № 1—14 | Учить разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, образовывать слова (с опорой на таблицу), подбирать однокоренные слов с целью обогащения словаря и выявлять среди них проверяемые и проверочные слова. Организовать наблюдение над значениями, вносимыми в слово приставками или суффиксами (особенно уменьшительно-ласкательными). Продолжить работу над исправлением речевых недочётов (№14) | сторожа, сторожей (мн.ч.) столяр, столяра (ед.ч.) столяра (мн.ч.) | |
Употребление и правописание слов с приставками (12 ч) | ||||
103 (13.02) | Слитное написание приставок. Приставки и предлоги С. 51—54, № 1—9 | Учить распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня (надоить, надломить, надеть). Познакомить с алгоритмом определения приставки. Дать сведения из истории языка: этимологию слова внимать («вън» «имать») — внутрь брать | внимание внимательный внимательно | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках. Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления |
104 (14.02) 105 (15.09) | Наблюдение над значениями приставок С. 54—58, № 10—17 | Организовать наблюдение над приставками со значениями: начала, конца действия, противоположности, совместности действия и др. (приставки чаще употребляются в глаголах). Обратить внимание на случаи, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется. Упражнять в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки. Обратить внимание на роль в истории языка слов с приставкой со- | со- (вместе, воедино) | |
106 (16.02) 107 (17.02) | Правописание гласных в приставках С. 58—63, № 1—12 | Познакомить с новой орфограммой — правописанием гласных в приставках, с приёмами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки). Обратить внимание на значения слов, выражающих нравственные понятия, смотивировать запись высказываний о них в записную книжку | Сострадание Сочувствие Милосердие | |
108 (20.09) 109 (21.02) 110 (22.02) | Правописание согласных в приставках. Проверочная работа. С. 63—65, № 1—8 | Познакомить с орфограммой — одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приёмами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа под-подо, от-ото). Организовать наблюдение над использованием приставок в наречиях | Безвозмездно здание здоровье здесь здешний | |
111 (24.03) 112 (27.03) 113 (28.03) | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок С. 66—70, № 1—15 | Познакомить с новой орфограммой, её условиями. Упражнять в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку. Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители звука [й]), признаки, кроме варианта перед и: воробьи, но предыстория. Перенос слов с разделительными знаками. Дать сведения из истории русского языка: как изменялись условия употребления твёрдого знака в русской графике (№2). Работа с пословицами | объектив | |
114 (29.02) | Употребление и написание слов с приставками (закрепление). Проверочная работа С. 70—72, № 16—23 | Упражнять в применении изученных орфограмм при разных видах письма, особенно под диктовку | противень нет противня | |
115 (01.03) 116 (02.03) | Обучение написанию текста объявления. Творческая работа. Анализ творческих работ. С. 72, № 23 | Познакомить с признаками, структурой текста объявления как делового текста. Учить составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи | Объявление | |
117 (05.03) 118 (06.03) 119 (07.03) | Урок-тренинг. Проверочная работа. Контроль знаний (диктант № 7). Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 88—92 | Повторение и закрепление пройденного. Систематизация знаний. При анализе контрольной работы могут активно использоваться материалы разворота «Школа Грамотея». | Умение применять полученные знания на практике. | |
Употребление слов с суффиксами (4 ч) | ||||
120 (09.03) 121 (12.03) | Употребление слов с суффиксами С. 73—78, № 1— 20 | Организовать наблюдение над значениями, которые вносят в слова суффиксы: уменьшительно-ласкательные (-очк-, -оньк-, -еньк- в существительных и прилагательных); указывающие на род занятий, профессию, на оттенки признаков и пр. Совершенствовать качество исполнения всех видов письма, в частности творческое списывание (№18). Дать сведения из этнокультурной лексики: названия членов семьи, смысл народной мудрости «Не нужен и клад, коли в семье лад» | Лад Ладушки Ладошки профессия профессиональный специальность | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках. Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления |
Проверочные и творческие работы (6 ч) | ||||
122 (13.03) 123 (14.03) 124 (15.03) 125 (16.03) | Проверочная работа. Подготовка к контролю знаний. Контроль знаний за 3 четверть (диктант №8). Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Можно использовать материалы из раздела «Проверочные работы», «Школа Грамотея» | Применение полученных знаний на практике. | |
126 (19.03) 127 (20.03) 128 (21.03) 129 (22.03) | Изложение и его анализ. Творческая работа. Анализ творческой работы. | Учить устному прогнозированию содержания по заголовку и отдельных пунктов плана, составлению плана текста. Возможно дифференцированное выполнение текста: а) контрольное списывание, б) воспроизведение содержания текста с опорой на план, который нужно предварительно закончить. Учить воспроизводить содержание текста-описания народной игрушки — матрёшки (текст дан в методическом пособии, восприятие текста на слух). Учить замечать и исправлять речевые недочёты, а также орфографические, пунктуационные ошибки. Рекомендуется использовать материалы из раздела «Школа Грамотея» (по выбору) | ||
130 (23.03) | Синтаксический анализ словосочетания С. 79—81, № 1—8 | Повторить назначение и строение словосочетаний, их графический разбор. Организовать наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях. Упражнять в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным | Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании. Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях | |
Итого: в 3 четверти – часов | ||||
4-я четверть | ||||
122 123 | Связь слов в словосочетании С. 82—87, № 9—24 | Дать представление о согласовании прилагательных с именами существительными, управлении глаголами имен существительных, местоимений (без называния термина). Познакомить (первично, с помощью таблицы) со словоизменительными (падежными) формами имен существительных и прилагательных, с ролью предлогов в опознавании падежной формы. Обратить внимание на написание ударных окончаний в вопросах имен прилагательных, возможностью их использования и для написания безударных окончаний | Падеж | |
124 | Закрепление С. 87—90, № 25—32 | На базе словосочетаний повторить орфограммы в разных частях слова. Обратить внимание на сохранение управления при однокоренных именных и глагольных главных словах в словосочетаниях типа заведовать аптекой — заведующий аптекой | Память (о ком?) Памятник (кому?) | |
РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ... (продолжение) (20 ч) | ||||
Второстепенные члены предложения (4 ч) | ||||
131 | Понятие о предложениях с второстепенными членами С. 90—93, № 1—7 | Углубить представление о строении предложений с второстепенными членами предложений и их ролью (группа подлежащего, группа сказуемого). Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях. Способствовать развитию чувства языка: роль порядка слов в предложении | Распространённые, нераспространённые предложения | Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения. Квалифицировать предложение по совокупности его признаков. Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения. |
132 | Связь второстепенных членов с главными членами предложений С. 93—94, № 8—12 | Упражнять в согласовании второстепенных членов (определений) с подлежащим, управлении сказуемым второстепенными членами. Роль предлогов и окончаний в установлении связи членов предложения (№ 8,10). Организовать наблюдение над смысловой нагрузкой второстепенных членов, относящихся к подлежащему (№ 8), сказуемому (№ 9) | Место действия Время действия Образ действия | |
133 | Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения С. 95—96, № 13—17 | Совершенствовать способность безошибочного письма по памяти (№ 13). Ознакомить с памяткой анализа простого предложения по членам предложения (памятка 8). Обратить внимание на наличие в нераспространенных предложениях однородных подлежащих, сказуемых | Синтаксический разбор предложения по членам предложения | |
134* | Резервный урок | |||
Развиваем главные мысли в текстах (5 ч) (Начальные наблюдения над композиционными элементами текстов разных типов) | ||||
135 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа рассуждения С. 96—97, № 1—4 | Наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идёт дождь?» (№ 1, 3). Познакомить со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод). Примечание. В классе с низким уровнем подготовки урок на эту тему можно перенести на 4-й год обучения | Типы текстов (по их назначению) Рассуждение Тезис Аргумент Вывод | Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания |
136 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания С. 98, № 5—7 | Анализ отрывков, в которых даются описания куклы, из книги Ю. Олеши «Три толстяка». Что из внешнего вида подчёркивается автором? Вариатив. Построение текста-описания о собственной любимой игрушке | Описание Вступление Внешний вид Речевая задача автора Отношение автора | |
137 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа повествования С. 99, № 8 | Анализ построения текста повествования о старом Доме и Саде, анализ и сопоставление планов текста с позиций их информативности | Повествование Настроение героев | |
138 139* | Изложение текста и анализ его выполнения С. 99 | |||
Повторение раздела «Конкретизируем значение, распространяем мысль» (10 ч) | ||||
140 141 | Конкретизируем значение слова С. 100—102, № 9—13 | Обобщение средств, с помощью которых конкретизируется значение слова: 1) приставки, суффиксы, окончания в слове; 2) части речи в словосочетании. Самостоятельная работа проверочного характера (№1, с.103), по потребности — из рубрики «Школа Грамотея» № 1,2, 5,6, 7 | Обобщать средства, с помощью которых можно: а) конкретизировать значение слов, б) распространять мысли в предложениях и текстах | |
142 143 | Распространяем мысли в предложениях, текстах С. 100—102, № 9, 14, 15 С. 103, № 2 | Обобщение средств, с помощью которых распространяется мысль: 1) в предложениях, 2) в текстах. Опорный материал: № 9, 3-я и 4-я части таблицы, упражнение № 14, вариатив — № 15. Проверочная работа — списывание текста с ответами на вопросы («Проверочные работы», с.103, №2) | ||
144* | Подготовка к проверочному диктанту С. 104, № 3, 4 | Анализ итогов выполнения работы по проверке графической зоркости детей. Упражнения № 3, 4 из рубрики «Школа Грамотея». Письмо предложений под диктовку. Примечание. Если контрольный годовой диктант проводится в школе в конце апреля, рекомендуется в этот период взять для повторения материал уроков 152-155 | ||
145 146 | Проверочный диктант и его анализ С. 103, № 3 | Можно дать на базе упражнения № 3 («Проверочные работы», с.103). При анализе можно взять для работы неиспользованные упражнения из рубрики «Школа Грамотея» | ||
147 148* | Изложение текста «Март в лесу» (по слуху) и его анализ С. 107, № 3, 4, 5 | Восстановить текст с помощью простейшего сложного плана (с.107). Вариатив. Составление собственного текста об особенностях месяца апреля («Мастерская слова», с.107, № 3-5) | Сложный план Проекты | |
149* | Резервный урок* С. 108—109 | Можно использовать материал обобщающих вопросов на с. 108, обсудить проекты на с.109 | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (21 ч) | ||||
Основные средства языка (2 ч) | ||||
150 151* | Основные средства языка С. 112—113, № 1—6 | Повторить основные средства (единицы) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника) | форзац аквариум правительство | |
Обозначение гласных и согласных звуков на письме (4 ч) | ||||
152 | Фонетико-графические написания слов С. 113—115, № 1—6 | Работа над написанием слов, обусловленных произношением или закономерностями графики: 1) запись в соответствии со звуками, 2) по законам обозначения на письме мягких согласных, 3) сопоставление произносительных и графических норм, 4) употребление разделительных мягкого и твёрдого знака | Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках. Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования в практике речи. Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию. Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания с элементами фантазии. Оценивать и корректировать высказывания в устной и письменной форме. Работать в творческих группах при проектной деятельности: распределять роли, обязанности, добывать информацию, обобщать частные поиски в коллективную работу, презентовать, анализировать, находить достоинства и недостатки, корректировать | |
153 154 | Написание слов по правилам орфографии, связанных с проверкой орфограмм. Способы проверки слов с безударными гласными С. 115—117, № 7—13 | Формировать орфографическую зоркость и умение решать орфографические задачи при написании слов | ||
155 | Письмо слов с орфограммами-согласными С. 117—119, № 14—16 | Обобщить способы проверки парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных | ||
Части речи (2 ч) | ||||
156 | Повторение постоянных признаков изученных частей речи С. 119—120, № 1—5 | Учить систематизировать знания с помощью таблицы, составлять подобную таблицу по аналогии | ||
157 | Обобщающее наблюдение над формами изменения разных частей речи С. 123 | Учить систематизировать знания с помощью таблицы форм частей речи | ||
Члены предложения (4 ч) | ||||
158 159 | Члены предложения С. 124, № 1—2 С. 126, № 1 | Сопоставление словосочетания и предложения как единиц синтаксиса. Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними. Проверочная работа: списывание текста. Проверить уровень сформированности графической зоркости. Дать дополнительное задание по разбору предложений по членам предложения | ||
160 161* | Контрольный диктант и его анализ С. 126 | Можно использовать для «слухового» диктанта текст на с. 126 | ||
Текст (9 ч) | ||||
162 163 | Воспроизведение содержания текста с прогнозированием его содержания С.127, № 1 | Проводится по материалам рубрики «Мастерская слова» | ||
164 | Тема и основная мысль текста С. 124—125, № 1—4 | Углубить представления на примере текстов о письме и самого письма | ||
165 | Анализ текста смешанного типа С. 127, № 2 | Текст М. Пришвина (общение деревьев) | ||
166 167* | Проба пера… | Сочинение на основе фантазии (о чём могут общаться деревья, цветы?). Презентация детских работ | ||
168* 169* 170* | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка для детей-мигрантов 2 класс русский язык
2 класстема урока " Слова - антонимы "...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...
1 класс. Русский язык. Контрольная работа по русскому языку.
Контрольная работа по русскому языку 1 класс....
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...
Внеклассное меропритяие , посвященное Дню русского языка в 3-4 классах. "Русский язык могучия язык"
Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.Задачи: Метапредметные задачи: - регулятивные: способствовать развитию у детей умения осущес...
3 класс Русский язык (родной). (Русский родной язык. 3 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М.Александрова и др.)
Рабочая программа...
Контрольно-диагностические материалы по родному русскому языку 4 класс "Русский язык-прошлое и настоящее"
Данный контрольно-диагностический материл будет полезен учителям и учащимся начальной школы....