Система дидактических игр по русскому языку "Безударная проверяемая гласная в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

 

     Все дидактические игры записаны в данной программе по принципу: «от простого к сложному», т. е., если первая, например, игра заключается в простом распознавании сильной или слабой позиции гласных, то в следующих играх эти гласные нужно вставлять в слова. Следующее усложнение – подбор проверочных слов к словам с пропущенными орфограммами: этих пропущенных букв сначала одна, затем две, а потом даже эти орфограммы таковы, что их написание зависит от самого смысла предложения .

       Кроме того разнообразны и сами формы проведения этих игр: это и соревнования игроков и их команд, эстафеты, лото и другое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_didakticheskih.docx56.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Шемякина О. Н.

Учитель начальных классов

МОУ «ССОШ»

Пояснительная записка.

     Все дидактические игры записаны в данной программе по принципу: «от простого к сложному», т. е., если первая, например, игра заключается в простом распознавании сильной или слабой позиции гласных, то в следующих играх эти гласные нужно вставлять в слова. Следующее усложнение – подбор проверочных слов к словам с пропущенными орфограммами: этих пропущенных букв сначала одна, затем две, а потом даже эти орфограммы таковы, что их написание зависит от самого смысла предложения .

       Кроме того разнообразны и сами формы проведения этих игр: это и соревнования игроков и их команд, эстафеты, лото и другое.

  1. Название:  «Сильный – слабый»

   Цель:    умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

   Методика:  на доске записаны трёхсложные слова. Игрокам нужно обозначить сильную позицию гласного в каждом слове знаком ударения, а гласные в слабой позиции подчеркнуть.

   Словарный материал: 

Колено

Бегуны

Часовой

Зимовка

Кормушка

Деловой

Храбрецы

Чистота

Борода

Сердечко

Старичок

Кислота

Горчица

Полотно

Травинка

Писатель

  Примечание:  количество слов и расположение их в столбиках может быть изменено в зависимости от числа играющих.

  1. Название:  «Куда подевались звуки?»

   Цель:  умение определять сильные слабые позиции гласных звуков.

   Методика проведения:  на доске записано предложение. Дети должны списать его в тетрадь, а в скобках рядом написать, сколько в нём букв -о-, сколько в нём звуков -о-.

Дети также должны объяснить свой ответ (5 букв, о звуков).

   Текстовый материал:  Звонят во все колокола.

   Примечание:  предложение может быть любого содержания, а смысл задания остаётся.

  1. Название:  «Три о».

   Цель:  умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

   Методика:  на доске в три столбика записаны трёхсложные слова с пропущенными гласными. Игрокам необходимо вставить пропущенные гласные, отметить в полученных словах сильную позицию гласного ударением и подчеркнуть гласные в слабых позициях.

   Словарный материал:

М.л.к.

Х.р.ш.

Д.р.г.й

П.т.л.к

З.л.т.

П.л.т.н.

М.л.д.й

К.л.с.к

Т.л.кн.

Б.л.т.

П.в.д.к

Н.с.р.г

Х.л.дн.

К.г.т.к

Н.г.т.к

Г.л.с.к

Г.л.дн.

В.л.с.к

К.л.к.л

К.л.б.к  

    Примечание:  количество столбцов и слов в них может быть изменено в зависимости от числа играющих или числа групп играющих.

  1. Название:  «Поединок».

   Цель:  умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

   Методика:  играют два игрока. У каждого в руках список односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а противник в ответ изменяет это слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.

   Словарный материал:

Стол

Сад

Пол

Лист

Мост

Винт

Глаз

Снег

Шип

Рог

Дом

Кот

  Примечание:

Количество слов может быть изменено; вместо односложных слов детям можно предложить списки двусложных слов с корневым гласным в слабой позиции:

Дома

Дожди

Зима

Трава

Река

Носы

Нога

Змея

Возы

Ходить

Коты

Мосты

  Методика:  подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции.

  1. Название:  «Лото»

   Цель:  умение находить среди множества слов нужное; умение находить проверочные слова к изучаемой орфограмме.

   Раздаточный материал:  карточка из плотной бумаге, на которой записаны слова с пропущенной орфограммой, фишки для закрывания слов.

   Методика:  учитель вынимает карточку с изображением и показывает игрокам. Они сопоставляют его со словами на своих карточках, и, если находят слово, объясняют правописание гласной, называют проверочное слово и закрывают после ответа слово на своей карточке. Игра заканчивается тогда когда кто-нибудь из детей закроет вперёд всех все слова. И этот ребёнок может стать ведущим.

   Словарный материал:

Л.сёнок

Д.ревья

К.тёнок

Фл.жок

В.дро

Л.сток

.голки

Р.га

Л.нейка

Сн.жинка

Л.са

Цв.ток

Ч.сы

Б.чонок

Гр.бы

Пир.ги

Шт.ны

Ш.ры        

Примечание:  В зависимости от уровня подготовки учащихся можно использовать и по две-три карточки на игрока.

  1. Название:  «Кто отгадает?»

   Цель:  умение отгадывать загадки; уметь проверять безударный гласный в корне.

   Методика:  к доске вызываются игроки (по числу подготовленных загадок). Каждому игроку нужно отгадать свою загадку, сказать, какая безударная гласная в корне слова – отгадки и как её проверить.

   Текстовый материал: 

  1. На стебельке сидит и усами шевелит. Разомнём его в ладони – золотым зерном набит. (Колос).
  2. Лежит верёвка, шипит плутовка. Брать опасно – укусит, ясно? (Змея).
  3. Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево).
  4. Утром падают всегда: не дождинки, не звезда, но сверкают в лопухах на опушках и лугах. (Роса).
  5. В белом поле на просторе

Я оставлю тонкий след,

 Но жить он может много лет.

Примечание:  число загадок может изменяться.

  1.  Название:  «Е или ё».

   Цель:  умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.

   Методика:  для двух команд на доске записаны столбики слов с безударными гласными-е-. Каждый игрок из команды должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную и записать справа проверочное слово.

  Словарный материал: 

             сестра - …                                                   бревно - …

             пчела - …                                                     стекло - …

             слеза - …                                                      весло - …

             весна - …                                                      зерно - …

             черта - …                                                       гнездо - …

   Примечание:  игру можно повторять несколько раз с другими словами:

              нести - …                                                     тепло - …

              пестреть - …                                                легко - …

              тереть - …                                                    кленовый - …

              темнеть - …                                                 медовый - …

              лететь - …                                                    ледяной - …

  1. Название:  «Смотри в корень».

   Цель:  усвоение различных способов проверки безударных гласных.

   Методика:  На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным словом пишется  два родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне. Дети списывают текст с доски, обозначают ударение в однокоренных словах.  Вставляют пропущенные безударные гласные.

   Словарный материал: 

бег – б.жать – б.гуны

боб – б.бы – б.бовый

бой – б.ец – б.евой

бок – б.ка – б.ковой

вар – в.рить – в.рёный

 глаз – гл.зок – гл.за

 место – м.ста – м.стечко

 мир – м.рить – м.риться

море – м.ряк – м.рской

нос – н.сы – н.совой

пар – п.ровой – п.ровоз

год – г.довой – г.довик

дерево – д.ревья – д.ревянный

дождь – д.жди – д.ждевик

дом – д.ма – д.машний

зверь – зв.рёк – зв.ринец

звон – зв.нить – зв.нок

 корм – к.рмить – к.рмушка

крик – кр.чать – кр. кун          

лист – л.сток – л.сты

 рог – р.га – р.гатый

 окна - .кно - .кошко

 доски – д.ска – д.щечка

 перья – п.ро – п.рьевой

 стонет – ст.нать – заст.нать

 чешет – ч.сать – поч.сать

Примечание:  игру можно повторять несколько раз на разных уроках и во внеклассной работе, используя не только вышеописанный материал, но и материал учебника.

 

  1.  Название:  «Кто быстрее?»

   Цель:  умение применять правило при выполнении практических упражнений.

   Методика:  на доске написаны слова с двумя безударными гласными в корне. Игрокам нужно вставить пропущенные гласные, подобрав по два проверочных слова.

   Словарный материал:

              к.л.сок                                                        д.р.вянный

              г.л.ва                                                           з.л.неет

              в.л.сок                                                        в.с.литься

              д.р.гой                                                        в.ч.рок

              м.л.дой                                                       д.ш.веет

   Примечание:  количество слов в столбцах может быть изменено по числу играющих.

  1. Название:  «Кто больше?»

   Цель:  умение подобрать проверочные слова к пропущенной орфограмме.

   Методика:  учитель называет слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Игроки за одну минуту должны подобрать и записать как можно больше проверочных слов к данному слову.

   Словарный материал:

             гр.за - …

             сл.ны - …

             с.лач - …

             м.сты - …

             в.рить - …

             дер.во -…

             п.ро - …

             т.шина - …

             з.мля - …

            сн.жинка - …

            тр.ва - …

            пч.ла - …

            ст.кло - …

            р.са - …

            гл.деть - …

   Примечание:  можно провести игру наоборот: учитель называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.                                                

  1.   Название:  «Эстафета».

   Цель:  умение подбирать проверочные слова к слову с пропущенной орфограммой.

   Методика:  команды получают карточки со словами по числу игроков в команде. По сигналу учителя каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нём корень, ищет рядом проверочное слово, после чего передаёт карточку, сидящему за ним. Игрок, замыкающий колонку, заканчивает работу и возвращает карточку учителю.

   Словарный материал:

гр.за - …                                 р.ды - …                           м.сты - …

м.ста - …                                в.рить - …                        кр.чать - …

сл.ны - …                               т.шина - …                       б.жать - …

сл.ва - …                                 д.ля - …                           д.ревья - …

х.лмы - …                               з.мля - …                         р.ка - …

м.ря - …                                 сн.га - …                           с.лач - …

   Примечание:  Для эстафеты можно также использовать слова с двумя пропущенными буквами.

  1.  Название:  «Что пропущено?»

   Цель:  умение применять правило при выполнении практических упражнений.

   Методика:  класс делиться на три команды. На доске написано начало сказки. Нужно вставить пропущенные слова. Сначала работу выполняет первая команда, а затем работу продолжают и другие команды.

   Текстовый материал: 

   Как у нас то к.зёл,

   Как у нас то с.дой,

   Что за умница был,

   Сам и по воду х.дил,

   Сам и кашу в.рил,

   Деда с бабкой к.рмил.

   Попр.сился к.з.лок

   У бабушки во л.сок

  - Пусти в поле во л.сок

   На единый на ч.сок

   Семь в.лков я убью,

  Тебе шубу сошью.

   Примечание:  текст сказки можно продолжить на столько, чтобы каждому игроку досталось слово с пропущенной орфограммой.

  1.  Название:  «Чей ряд лучше?»

   Цель:  умение на слух определять орфограмму, проверять её.

   Методика:  учитель называет слово с безударной гласной в корне. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной буквой.

   Словарный материал: 

              трава                                                         тянуть

               роса                                                           скала

               змея                                                           стекло      

               хитрец                                                       кисель

               смягчить                                                    глядеть

               кольцо                                                       краснеть

               перо                                                           точить

               чистота                                                      длина

               храбрец                                                     трясти

               окно                                                            пчела

   Примечание:  ряд слов можно продолжить, если дополнить словами из упражнений учебника.

  1. Название:  «Различай на слух».

   Цель:  умение на слух определять слова с безударной гласной в корне, подбирая проверочные слова.

   Методика:  Для игры выбираются три игрока. Учитель читает каждому из игроков по четверостишию. Дети должны найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание.

   Текстовый материал:

Мама простыни стирала

И на речке полоскала

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает

А на крыше мой флажок

Развивает ветерок.

К старости наш дедушка

Очень поседел.

Он в саду на брёвнышко

Сел и посидел.

  1. Название:  «Быстрый ответ».

   Цель:  умение применять правило при выполнении практических упражнений.

   Методика:  у учителя список слов с безударной гласной в корне; он по порядку читает по одному слову и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, подтверждая ответ проверочным словом.

   Словарный материал:   

             ночной                                                        ходить  

             дождливый                                                возить

             хвастливый                                                 варить

             холмистый                                                  терпеть

             глазастый                                                     платить

             тяжёлый                                                       косить

             земной                                                          часы

             морской                                                        старушка    

             лесной                                                           словарь  

              садовый                                                        тропинка

               денёк                                                            линейка

   Примечание:  количество слов зависит от числа учащихся в классе.

  1. Название:  «Спрашивай – отвечаем».

   Цели:  умение самостоятельно составлять слова с безударной поверяемой гласной в корне слова.

   Методика:  класс делиться на разные команды. Каждый игрок готовит по два слова с проверяемой безударной гласной в корне для задания «противнику».

   Например: - какая безударная гласная в корне слова стрелять и как её проверить?

                       - безударная гласная-е-, проверочное слово – стрелы.

   Примечание:  Для достижения наибольшей продуктивности игры детям можно дать задание заранее, накануне.

  1. Название:  «Конкурс знатоков».

   Цель:  умение проверять правило проверки безударных гласных в корне.

   Методика:  на столе учителя в перевёрнутом виде лежат карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная в корне. Каждый игрок отвечает сам за себя: подходит к столу, вытягивает любую карточку своей рукой, читает слово, вставляет пропущенную букву, доказывает её правописание проверочным словом.

   Словарный материал:

Н.сы, р.га, в.дро, руч.ёк, п.ля, з.мля, к.за, р.ка, г.ра, б.жит, ч.стота, в.сна, бор.да, к.сель, с.рдечко, з.ма, р.чной, х.лодный, в.черний, ст.рик, п.ла, м.док.

   Примечание:  в таком виде игры можно использовать и слова с двумя пропущенными буквами.

  1. Название:  «Заполни таблицу».

   Цель:  умение определять безударную гласную в корне слова, находить место слова в таблице.

   Методика:  на доске начерчена таблица. На столах детей перевёрнутые карточки со словами с пропущенной орфограммой. По заданию учителя ребёнок переворачивает карточку, читает слово, объясняет его правописание, вписывает в нужный столбик.

Е

И

А

О

п…ля

з…мля

з…ма

ст…арик

  земля

   

   Примечание:  словарный материал можно взять из предыдущих упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме: «Безударные проверяемые гласные в корне слова»

 Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме: «Безударные проверяемые гласные в корне слова»  ...

Дидактические игры на уроках русского языка. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА 1

Дидактические игры на уроках русского языка. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА 1...

Урок русского языка в 1 классе : «Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова»

Урок по учебнику С.В.Иванова.По концепции автора на уроке рассматриваются две линии: речевая и правописание. Ученики учатся использовать в речи языковые средства, соответствующие коммуникативным услов...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

Дидактические карточки по русскому языку "Безударные гласные в корне слова"

Раздаточный материал по теме "Безударный гласный в корне слова"...

Отработка навыка правописания безударных проверяемых гласных в корне слова (2-3 класс).

Карточки для отработки навыка правописания безударных проверяемых гласных в корне слова (2-3 класс)....


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо, коллега, за интересный материал!