Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок - урок развития речи,на котором рассматриваются примеры использования правильного использования наречий в повседневном обиходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. Урок развития речи. ( 4класс)
Тема : Употребление наречий в речи.
Цели урока:
• Определить роль наречий в тексте как средства более точного и образного выражения мысли.
Ход урока.
I. Работа со словарем.
Сумрачно-
Револьвер-
Репа-
Плетень-
II. Работа с текстом.
1 .Списать, вставить пропущенные буквы, обозначив условия выбора орфограмм и расставить знаки препинания.
2. Оспорить или согласиться с мнением, что главная мысль текста следующая: великая сила природы в том, что она дарит человеку способность чувствовать себя счастливым среди природы.
На доске:
Туман, расстилавшийся над равниной, постепенно исчезает, уступая силе солнечных лучей, которые ож...вляют всю природу. На дне оврага еще сумрач(?)но оттуда поднимает(? )ся белесый туман.
Бабушка разос( ? )лала платок разложила на нем хлеб огурцы репу яблоки. - Хорошо-то как господи - благ...дарно говорит она.
(М.Горький)
Проверка выполненного задания:
1. Выразительное чтение текста.
2. Мнения учеников о том, правильно ли определена главная мысль текста .
( Ребята доказывают правильность данного утверждения, приводят примеры из собственного опыта)
3 .Определение темы текста (Торжествующая сила солнечных лучей).
Учитель: Найдите в тексте наречия, обозначьте их как члены предложения, докажите, что эти слова являются наречиями.
Учащиеся: повторяют выводы, сделанные на предыдущем уроке о наречии (вопрос, грамматическое значение, сочетаемость чаще с глаголом, синтаксическая роль – обстоятельство)
III. Сообщение темы и целей урока. Лингвистический эксперимент.
Задание группе № 1. Учитель: Вы видите на доске текст. Попробуем убрать наречия из текста. (Убираются наречия из текста на доске) Что изменилось в тексте?
Результаты эксперимента:
1. В первом предложении исчезло значение длительности действия, постепенности; можно подумать, что действие произошло сразу.
2. Второе предложение без наречия сумрачно потеряло смысл, то же произошло и в предложении с прямой речью в словах автора.
3. В предложении с прямой речью без слова благодарно, мы меньше узнаем о характере бабушки.
Задание группе № 2.
Текст: Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нем чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа, возле кожаных краг, лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола, в облупленных и исцарапанных ножнах, стояла кривая турецкая сабля.
(А.Гайдар)
Результаты эксперимента:
1. Наречия в данном тексте служат для связи предложений.
2. Наречие здесь заменяет существительное в комнате, что позволяет избежать повтора слов
3. Наречие тут(же) заменяет слово справа предыдущего предложения
Задание группе 3.
Текст: … Внезапно мой слух поражается странными звуками, и я невольно вздрагиваю. Это какие-то высокие, необыкновенно звучные стоны, издаваемые десятками голосов. Я никак не могу определить, откуда они несутся: справа, слева, спереди или сзади…
( М. Горький)
Результаты эксперимента:
1. Если из текста убрать наречия внезапно, невольно, необыкновенно, то исчезнет значение уточнения действия или признака ( внезапно поражается, невольно вздрагиваю, необыкновенно звучные - это наречия, они характеризуют как, каким образом совершается действие.
2 Наречия (справа, слева, спереди, сзади) уточняют значение слова, к которому относятся, но не вносят уточнения в значение.
Вывод: Роль наречий в русском языке очень значительна:
1. Они могут быть грамматической основой предложения
2. Делают речь более точной и выразительной
3. Чаще всего в тексте наречия характеризуют как, каким образом совершается действие или в какой степени проявляется тот или иной признак. Наречия, по выражению лингвистов, «живописуют действие».
4. В художественной речи для яркого изображения действительности используется прием олицетворения. Большую роль в создании олицетворения играет словосочетание наречие+глагол (тихо прилег )
…Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
( С. Есенин)
IV. Лингвистическая разминка.
Учитель: русский язык очень богат фразеологизмами. По словам М.Шолохова, в чеканных народных изречениях и афоризмах из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».
Фразеологизмы и наречия могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.
Задание: подобрать наречия-синонимы к фразеологизмам (устно).
Трудиться не покладая рук - очень долго
Работать спустя рукава - лениво
Учиться с грехом пополам - плохо
Схватывать на лету - сразу
Надоесть хуже горькой редьки - сильно
Как из рога изобилия -до отвала
Расти как на дрожжах - быстро
Уснул как убитый - крепко
Одна нога здесь, другая там ~ быстро, немедленно
Выполнить работу без сучка, без задоринки - отлично, идеально
V. Итог урока.
Учитель: Чей монолог о роли наречий в речи мы услышим? (Если нет желающих, действует закон очередности)
VI. Домашнее задание.
Выписать 10 фразеологизмов и к ним наречия-синонимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...