Работа с текстом.
материал по русскому языку (4 класс) по теме
Данное задание предполагает работу с текстом. Это чтение текста и ответы по тексту из раздела русского языка в виде теста за курс начальной школы. Эта работа является подготовкой к ЕРТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom.doc | 28.5 КБ |
sinichka_neobyknovennaya._sladkov_n.i..docx | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом
Почему идёт дождь?
Когда на небе собираются тяжёлые чёрные тучи, люди говорят: «быть дождю». Чаще всего он, в самом деле, начинается. Но откуда взялись тучи, и почему из них идёт дождь? Причина всему этому – Солнце. Оно нагревает поверхность планеты и воды в океанах, озёрах и реках превращаются в пар. Он перемешивается с воздухом.
Поднимающийся вверх тёплый воздух распространяет водяной пар в атмосфере. Остывая, воздух отдаёт часть своего груза, а невидимый водяной пар снова становится водой. Из её капелек образуются облака. Внутри тучи крошечные капельки постепенно разрастаются, собирая всё больше влаги. Наконец капли становятся такими большими, что уже не могут удержаться, наверху, воздушными течениями и падают на землю в виде дождя.
Так развиваются события в тёплый летний день, когда утром на ярком небе сияет солнце, а во второй половине дня сгущаются тучи и проливается дождь на землю, иногда сильный, но короткий ливень. Это местные дожди. Дожди продолжительные, затяжные, на два - три дня, а то и на неделю, приносят издалека мощные воздушные вихри – циклоны. Жителей европейской равнины дождь поливает водой, испарившейся с поверхности Атлантического океана. Определив скорость движения циклона, метеорологи могут предсказать время наступления дождливой погоды.
Задания к тексту
- Выпиши из текста однокоренные слова. Сделай морфемный разбор.
- Выпиши из текста слово, в котором звуков меньше, чем букв. Подбери к данному слову однокоренные слова.
- Выпиши по два слова на каждую орфограмму:
А) парная согласная в корне слова;
Б) безударная гласная в корне слова проверяемая ударением;
В) безударная гласная непроверяемая ударением;
Г) –и- а- после шипящих.
Д) слова с непроизносимой согласной
4. Выпиши из первого абзаца грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено местоимением.
5. Выпиши из текста существительное в Р.п., ж.р., мн.ч..
6. Выпиши все слова в которых есть звук –й- из третьего абзаца
первого предложения.
7. Выпиши из текста три глагола н.в., ед.ч, 1 спр.
8. Из последнего абзаца, последнего предложения выпиши слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
9. Из последнего абзаца, выпиши слово, в котором все согласные звуки мягкие.
10. Из последнего абзаца выпиши все прилагательные, подчеркни прилагательные - синонимы.
11. Из этого же абзаца выпиши глагол, со значением «знать заранее, что произойдёт»
Читай внимательно задания, будь внимателен при чтении текста.
Предварительный просмотр:
Н.И.Сладков
Синичка необыкновенная.
Звонкоголосую и белощёкую нашу синичку называют большой или обыкновенной. Что большая, я с этим согласен: она больше других синиц-пухляков, московок, лазоревок. Но что обыкновенная, с этим я не мог с этим согласиться!
Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руки, и она….. умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы - и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её, подержал – положил на пенёк. И только руку отвёл – синичка вскрикнула и улетела!
Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет – умрёт, захочет – воскреснет.
Потом я узнал, что многие, птицы впадают в какое – то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает её от неволи.
1.В тексте есть три формы одного существительного. Найдите все формы этого слова, выпиши их так, как они стоят в тексте, и укажи падежи для каждого слова.
_______________ - стоит в ___ падеже;
_______________ - стоит в ___ падеже;
_______________ - стоит в ___ падеже.
2.Из второго абзаца выпиши по одному примеру на каждую из орфограмм.
а)-и,- у, -а после шипящих _______________________
б)проверяемая безударная гласная в корне слова (у существительных)_____________________________
в)-ы, -и после -ц ________________________
г)приставки -раз-рас ___________________
3.Выписать из третьего абзаца слова антонимы.
___________________________________________
4.Какое объяснение подходит к слову западок
- приспособление для ловли птиц;
- кормушка для птиц;
- домик для зимовки птиц.
5.Подбери однокоренные слова к слову пенёк
______________________________________
6.Из четвёртого абзаца выбери глагол, который подходит к схеме ________________
7.В последнем абзаце найди существительное, которое при изменении падежа нарушает закон русского письма. Докажи свой выбор.
___________________________________________
8.Найди во втором абзаце глагол, в котором все согласные твёрдые. _________________________
9.Укажи все верные утверждения для слова синица.
- это слово является именем существительным женского рода I склонения;
- это слово может изменяться по числам и падежам;
- в этом слове все согласные звуки звонкие;
- в этом слове есть орфограмма.
10.Перечитай текст ещё раз. Подчеркни глаголы в настоящем времени. Напиши, сколько глаголов ты нашёл.
11.Из найденных глаголов в задании 10 выпиши слово со значением «стать вновь живым».
_________________________
12.Определите, сколько букв и звуков в слове пальцы.
букв, звуков.
13.Сколько слов начинается с гласного звука в последнем абзаце? Докажи.
_____________________________________________
13.Распредели все слова по домикам. В окошках запиши цифры, которые стоят рядом со словом.
(В некоторых домиках могут оказаться пустые окошки).
Слова
- Предлог 8. Глагол
- Гласные 9. Имя прилагательное
- Грамматическая основа 10. Окончание
- Приставка 11. Звонкие
- Имя существительное 12. Основа слова
- Твёрдые 13. Повествовательное
- Корень 14. Восклицательное
Звуки Части речи
ззз
Предложение
Состав слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...