Самоанализ профессиональной деятельности "Словарная работа на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку по теме

Галенчук Наталья Владимировна

"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка",

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_galenchuk.doc237 КБ

Предварительный просмотр:




МОУ Карповская средняя общеобразовательная школа





















учителя начальных классов





Галенчук  Натальи Владимировны









                                                               2010 год










                                         

      Введение.

  1. Информация об учителе.

  2. Методики преподавания словарной работы .

  3.  Работа над проблемой «Словарная работа на уроках русского языка и развитие орфографической грамотности у младших школьников».

     - достижение названной цели

     - обучение решению орфографических задач

Таблица показателей качества обучения.

 Выводы.

 Приложение.

1.

Я, Галенчук Наталья  Владимировна,  работаю учителем начальных классов в МОУ Карповской средней общеобразовательной школе с 1997года

        Имею среднее специальное педагогическое образование. Закончила Константиновский учебно-педагогический колледж в 1997 году по специальности «учитель начальных классов»

Общий педагогический стаж 13 лет.

Имею 2 квалификационную категорию по должности «учитель» с 2000 года

        За свою педагогическую деятельность награждена грамотами.

2."Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев

В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется.

 3.       Я работаю над проблемой «Словарная работа на уроках русского языка и развитие орфографической грамотности у младших школьников».

        Считаю, что одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. Под орфографической грамотностью понимается умение учащихся, верно, употреблять изученные правила правописания.

        Достижение названной цели предполагает:

  1. Знакомство школьников с орфографическими понятиями (изучение орфографических правил основывается на осознании понятия орфограмма и «опасные места» в словах, то есть опознавательные признаки орфограмм)
  2. Формирование орфографических умений на основе понятий
  3. Формирование умения писать слова с непроверяемыми написаниями.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонетического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами.

Это задачи уроков обучения грамоте и письма в 1 классе. Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанием, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько, наоборот – от звука к букве. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

        В классе я начинаю обучение решению орфографических задач некоторых типов. Это задачи:

  1. На выбор буквы для обозначения звука (звукобуквенные), например: ТРА(А,О)ВА, ГРУ(З,С), Ж(Ы,И)Л, Ч(Я,А)С, Щ(У,Ю)КА
  2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения, например: (ш,Ш)арик, (М,м)аша, (д,Д)он
  3. На определение места знака переноса в слове, например: ОРЕ-ХИ или О-РЕХИ, ЛЕЙ-КА или ЛЕ-ЙКА, КОЛЬ-ЦО или КО-ЛЬЦО
  4. На слитно-раздельное написание слов, например: В КЛАСС или ВКЛАСС.

Для их решения использую стихотворные упражнения по орфографии, так называемые «запоминалки»

           Также начиная с 1 класса использую различные карточки, в которые включаю словарные слова или слова на какую-то определенную тему: «Снежный ком».

        Во 2-м классе дети поднимаются на новую ступень знаний и умений по орфографии. Оттачивается базовое умение – обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. предвидеть, прогнозировать «ошибко-опасные» места – орфограммы.

        Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между основной и начальной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, ввожу понятие «орфограмма».

        Вместе с детьми составляется памятка, которая на длительное время становится руководством для нахождения основной массы орфограмм. Эта памятка называется «Какие буквы нельзя писать на слух».

        Памятка.

  1. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  2. Буквосочетания чк, чн, щн, чт.
  3. Правописание буквы ъ разделительный.
  4. Правописание буквы ь разделительный.
  5. Безударные гласные в корнях слов.
  6. Парные согласные на конце слова.

Имея перед собой такую памятку, учащиеся могут выполнять наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, а именно: письмо с пропусками орфограмм, или, как его называют, письмо с «дырками». Овладение этим умением означает избавление ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если он не знает, какую писать.

Знакомство с разными орфограммами я провожу в игровой или занимательной форме, использую дидактические игры, упражнения, головоломки, загадки, шарады, кроссворды.

   В начальной школе формируются следующие виды орфографических умений:

  1. Нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами;
  2. правильное написание слов с изученными орфограммами;
  3. обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и графическое на письме.

Как правило, эта работа совпадает с периодом формирования навыка письма по написанию данных орфограмм, поэтому все эти упражнения разнообразят виды работ на уроке.

В 3 и 4 классах для формирования орфографической грамотности используются специальные и неспециальные орфографические упражнения.

К специальным орфографическим упражнениям относятся списывание и диктанты.

Списывание в первую очередь опирается на зрительный и моторный виды орфографической памяти, а также речедвигательный. Так как существенную роль в формировании правописных умений играет проговаривание во внутренней речи в момент письма, я приучаю к обязательному послоговому  проговариванию записываемого, так как это развивает самоконтроль.

        Обучающие диктанты как специальное орфографическое упражнение подразделяются на диктант без изменений, диктант с изменением формы, выборочный диктант. Диктант опирается на все четыре вида орфографической памяти. Но ведущими являются слуховой и речедвигательный виды.

        На уроках систематически провожу словарную работу. Написание словарных слов дети заучивают наизусть. Орфограмму в слабой позиции подчеркивают. Для лучшего запоминания слов обращаемся к толковому словарю.

Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе.

Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники!

На сегодняшний день я использую  уроки с использованием программы Power Point.

Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.

Таблица показателей качества обучения        3-й класс,        4-й класс        

Выводы.

Из таблицы видно, что качество знаний учащихся высок и стабилен. Заметен рост качества знаний по русскому языку  чтения и окружающего мира. Что касается математики, то здесь мы видим незначительное снижение качества. Это связано с тем, что повысились требования к изучаемому предмету. Если в первом классе дети в большей степени имели опору на жизненный опыт, и учитель предлагал материал по данному предмету, то уже в четвёртом классе приоритетна самостоятельная работа, где учащимся при подготовке к уроку необходимо было использовать дополнительную литературу, а учитель выступал только в роли консультанта.

У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

- они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

- понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

- активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.

Исследовательская работа на уроке русского языка на примере слова "воробей"...