Дидактический материал по русскому языку. "Виды текста".
методическая разработка по русскому языку по теме

Гаврилова Александра Илларионовна

Данный дидактический материал содержит тексты разного вида и карточку - помощницу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_teksta.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Виды текста.

Карточка - помощница

Текст – описание- это текст, в котором описывается  человек, предмет, явление, событие. К тексту – описанию можно поставить вопрос какой? какая? какое? 

Текст – повествование – это текст, в котором рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?

Текст – рассуждение – это текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления. К таким текстам можно поставить вопрос почему?

1.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ)

Красная площадь.

        Красную площадь называют сердцем нашей страны. Почему же она так дорога нам? Сначала обратимся к далёкой истории. Красная площадь связана с Кремлём. А Кремль – место первого поселения на Москве – реке. В старину Красная площадь была большим торговым центром. Здесь зачитывались важные указы. В грозные для страны дни собирались на Красной площади народное ополчение.

2.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ). Озаглавь текст.

        Лет двести тому назад ветер – сеятель принёс два семечка в Блудово  болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет двести эти ели и сосны вместе растут. Их корни с малолетства сплелись. Их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.

3. Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Сова.

        У совы перья на крыльях мягкие, полёт неслышный. Когти у совы кривые, острые. Никто из таких когтей не вырвется. Крепко держат они мышь, белку или сонную птицу. Но ночам сова охотится, а днём спит.

4. Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ). Озаглавь текст.

         Речной жемчуг сейчас встречается редко. А в недалёком прошлом им расшивали не только царские и боярские одежды, но и праздничные народные костюмы, девичьи кокошники, платки. Речным жемчугом украшали оружие, золотую и серебряную посуду, облачение священников.

        На Руси речной жемчуг, или скатень добывали в северных реках и озёрах. Скатень рождается в небольшой, невзрачной снаружи ракушке. В основном он мелкий, неправильной формы белого или жёлтого цвета. Но каждая жемчужинка такая лучистая, ясная, переливчатая, словно вобрала в себя все цвета северного сияния.

В какой части есть описание? Найди и подчеркни его.

5. Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

         Трудно, наверное, встретить человека, который любит крокодилов. Почему?

         С детства мы знаем, что крокодилы – кровожадные хищники. Они гроза южных рек и озёр.

         Но недавно стали создавать специальные фермы для разведения крокодилов. Для чего? Дело в том. Что кожа крокодилов ценится очень дорого. Из неё делают обувь, сумочки, портфели, бумажники и сувениры.

6. Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Стриж.

        Стриж прилетает к нам поздней весной и рано улетает на юг. Почему? Пища стрижа – летающие насекомые. Летом стрижу легко находить корм. В тёплую погоду в воздухе летает много насекомых. К осени их становится меньше. Поэтому стриж и покидает родные места.

7.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

        Все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом, пожелали всем счастья. Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную землю.

8.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

        Чуден, сказочен русский лес зимою. Белый пушистый снег лежит на ветвях. По вершинам, осыпанным смолистыми шишками, перелетают красногрудые  клесты-еловики. Тихо попискивая, возятся в сучьях шустрые синицы. На пухлых сугробах хитрым узором выведены заячьи и лисьи следы.

9.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

        Спустившись в лощину, мы увидели медведя. Он стоял на снегу. Как бы задумавшись. Но малейшего нашего движения оказалось достаточно, чтобы испугать зверя. С необычайной лёгкостью мишка метнулся в сторону и быстро умчался. Мы понаблюдали, как улепётывает по снегу перепуганный Михайло Иванович, и двинулись дальше.

10.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Вася и Коля закинули удочки в воду. Следят за поплавками, а они не шелохнутся. Вдруг Вася замечает: клюёт! Вскинул удочку и видит: на конце её маленькая серебристая плотвичка. «Куда такую малявку», - сказал Вася и бросил рыбку в воду. А больше им ни одной рыбки так и не удалось поймать. Плохая рыбалка получилась.

11.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

         Я сказал: «Ещё один мой… дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф».

        Папа улыбнулся и просиял. Он сказал:

        - То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это даёт мне надежду, что больше не будешь врать. И вот за это я дарю тебе фотоаппарат.

        

12.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост. И точёные шпоры на ногах – всё горело, сверкало, переливалось на солнце всеми цветами радуги.

13.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

        Всё, что людям нужно, что идёт прямо на пользу, - всё это заготовляется солнцем. И во всё идёт много солнечного тепла. Поэтому и нужен всем хлеб, что его растило солнце и что в нём много солнечного тепла. Хлеб греет того, кто его ест.

14.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

         Купались мы вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека, который играл со мной на берегу. Как только пёс услыхал папин голос, сразу бросился в воду и поплыл. Я тоже поплыл за ним, но отстал, нечаянно захлебнулся и чуть не утонул. Но тут ко мне подплыл Джек. Я ухватился за его холку и приплыл к берегу.

15.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Дуниловский хлеб не знает себе равных – до чего же он хорош!

Ноздреватый, душистый, чуть тронешь – дышать начинает, одет в румяную корочку. С душой выпекают его опытные работницы пекарни.

16.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

        В детстве у полководца А.В. Суворова было плохое здоровье. Но мальчик твёрдо решил стать воином. На морозе он раздевался до пояса и натирался снегом. Нередко на целый день Саша уходил в лес. Так он приучал себя переносить холод, голод и жажду.

17.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Петушок.

Ходит по двору петушок. На голове красный гребешок. Под носом красная бородка. Нос у Пети долотом. Хвост у Пети колесом. На хвосте узоры, на ногах шпоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для работы с деформированным текстом

Ресурс представляет собой готовые деформированные тексты, которые можно использовать как на уроках русского языка так и чтения....

Дидактический материал к уроку "Как сделать текст хорошим?"

Дидактический материал к уроку "Как сделать текст хорошим?"...

Дидактический материал для работы с деформированным текстом.

Карточки по русскому языку для деления текста на предложения 4 класс. Подходит к любому УМК....