Дидактический материал. "Фразеологизмы"
материал по русскому языку по теме

Гаврилова Александра Илларионовна

Работа содержит задания по теме "Фразеологизмы" и презентацию по данной теме. Материал может быть использован на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_frazeologizmy.rar562.98 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1

 

Прочитать и озаглавить рассказ.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, гово рит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим — паль чики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу зано чуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдем! Го ворят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Об манул он нас. Договорились прийти в суб боту к вечеру. Пять километ ров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке на воскресенье.

  1. Он же  нас приглашал  рыбу удить, охотиться, растерялись мы.                                                              

  1. Вот пустомеля, — возму тился дед,— все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья.  Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

—        Ничего, ребятишки,— успокоил нас дед,— со  мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была — ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам де душка не дал. Малы еще.

 ?  1) Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку.)

  1. Что означает это выражение?
  1. Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? Почему?
  2. Какие фразеологизмы встретились в тексте? (Пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; (быть) не в своей тарелке; ни в сказке сказать; ни пером описать.) Как вы их понимаете?

Задание 2.  

Три загадки

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

  1. Я тебе покажу, где раки зимуют!
    А второй ему:
  2. Ишь, разошелся, прямо из кожи зон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать, А они на него напустились:

  1. Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
    А дежурный вдруг как крикнет:
  2. Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

  1. Какие такие загадки?— удивились  ребята  и  разжали кулаки.
  2. А вот такие,— сказал  дежурный.— Слушайте!  Откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет;   спит с открытыми  глазами}

                 (Н. Сладкое.)

Ответ. Выражение я покажу тебе, где раки зимуют свя зано с историей нашего народа. Многие помещики любили по лакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали про винившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем нало вит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

Два других оборота — лезть вон из кожи и спать с откры тыми глазами — связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глаза ми рыбы, как будто даже во сне все видят.

Задание 3.

Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).

         1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.

          2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теп лых рукавицах, в ежовых рукавицах,

         3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

Задание 4

Прочитай предложения. Подумай, какие из вы деленных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

  1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.
  2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.
  3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.                                             На голубом небе не было ни облачка.
  4. Петя не отличался ловкостью и часто насту пал на ноги окружающим.
  5. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.
  6. Все слушали его раскрыв рот.
  7. Доктор попросил меня открыть рот и по казать горло.

Задание 5

Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.

1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засвер кали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта.  9. Считать голубей. 10. Ловить на лету.

Задание 6

Вместо точек вставь нужное слово.

Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся); как ... на голову (снег, дождь, град); намылить... (руки, шею, голову); убить ... зайцев (трех, четырех, двух); ... соли съесть (пуд, фунт, килограмм); выеденного... не стоит (огурца, яйца, яблока); как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной)) как... на сене (овца, собака, корова)) сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего)) как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

Задание 7

Попытайся объяснить значение фразеологиз мов, выбрав правильный ответ. Напиши фразео логизмы.

Iгруппа

1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь.                              5.Каши не сваришь. 6. Черепашьим шагом.

Подсказки: а) не договоришься, дела не сде лаешь; б) очень медленно; в) добиваться полного взаимопонимания; г) очень вкусный, аппетитный; д) очень мало; ё) ловко, хитро обмануть.

II группа

1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли.                  6.В мгновение ока.

Подсказки: а) бессвязно, непоследовательно; б) хорошенько запоминать; в) все нипочем, ничто не страшно; г) отстаивать всеми силами;  д) очень быстро;  ё) обманывать, запутывать.

III группа

1. Надувать губы. 2. Играть в кошки-мышки. 3. На лбу написано. 4. Рукой подать. 5. Сложа руки.                 6. Как на пожар.

         Подсказки: а) ничего не делая; б) сердиться, обижаться, делая недовольное лицо; в) быстро, поспешно, торопливо; г) совсем близко; д) сразу видно, ясно по внешнему виду человека; ё) хит рить, лукавить.

Задание 8

Замени выделенные фразеологизмы одним словом.                                                

  1. Все бежали как на пожар.
  2. Туристы берегли спички как зеницу ока.
  3. Рыбы в нашем озере пруд пруди
  4. Для Сережиного друга починить велоси пед — раз плюнуть.
  5. Из похода мы возвращались черепашьим шагом.
  6. Маслята попадались грибникам на каждом шагу.
  7. Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.
  8. Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.
  9. Бабушка встречала нас всегда с распро стертыми объятиями.
  10. Пуговица на куртке держалась на честном слове.

Подсказки: а) много; б) повсюду; в) убежали; г) радушно; д) усердно; ё) непрочно;                               ж) медленно; з) быстро; и) легко; к) тщательно.

Задание 9

О каком человеке так говорят в народе?

Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палоч ки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна.

Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.

Задание 10

Объедини фразеологизмы, имеющие близкое значение, в три группы. Укажи значение каждой группы.

1. Во весь дух. 2. Одного поля ягода. 3. Яблоку негде упасть. 4. Во все лопатки. 5. Одним миром мазаны. 6. На всех парах. 7. Шагу негде ступить. 8. На одно лицо. 9. Иголку негде воткнуть. 10. Как на пожар. 11. На один покрой. 12. Только пятки засверкали. 13. Как две капли воды. 14. Пушкой не прошибешь.

Вместо точек напиши названия животных, птиц, насекомых.

... носа не подточит; как ... в воде; делать ... слона; когда... на горе свистнет;... на смех; как...  на сене; биться как... об лед;... съел; как сонная ...; морской ...;... отпущения; стреляный ...; как... в бочке; куда ... костей не заносил; как угорелая ...; дразнить...; пускать... в огород; делить шкуру неубитого...; не в... корм; брать... за рога; черная ... пробежала;... в павлиньих перьях; куда Макар ... не гонял; белая ...;... в овечьей шкуре; вертеться как ... в колесе; подложить ...; как ... дробина; показать где ... зимуют; драть как Сидорову ...; писать как... лапой

.

Задание 12

Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы?

... мороз; кричать... матом;... друг;... воробей; ... враг; ... кусок;... на язык; ... лепет;... молодец; ... лето;... девица; ... сынок;... руки; как ... муха; ... барышня; ... орешек;... бочка; на... руку; шито ... нитками

Задание 13

Какой глагол пропущен?

... в сорочке; ... духом;... на часах; ... уши;... впросак; ... животики;... глаза; ... мозгами; язык ...; ... на задних лапах

Подсказки: быть удачливым, счастливым; на ходиться в карауле; оказаться в неловком, невы годном положении; просыпаться; очень вкусный; приходить в уныние; надоесть постоянными разговорами об одном и том же; хохотать до из неможения; думать, соображать, размышлять; угодничать, прислуживаться.

Задание 14

Вставь пропущенные числа.

Без ... минут        от горшка... вершка

... пядей во лбу        с ... короба

гнуть в ... дуги        за... земель

как свои ... пальцев        в ... счета

опять ...        ... верст до небес

гнать в ... шеи        книга за... печатями
сгонять ... потов            за .... верст киселя хлебать

... пятниц на неделе        ... потов сошло

Задание 11

Задание 15

Прочитай. Найди фразеологизмы. Определи их значение.

1.Звери задрожали,        Волки от испуга

     В обморок упали.             Скушали друг друга.

                   

                        Бедный крокодил

                        Жабу проглотил.   (К. Чуковский)

2.Но, увидев усача (Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача (Ай-ай-ай!),
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися.      
(К. Чуковский)

Он кланялся соседям —                                                     Лисицам и медведям.                                                    Знакомым место уступая,                                                  Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу,

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.    (С. Маршак)

Говорят, у мамы                                                         Руки не простые.                                               Говорят, у мамы                                                                    Руки золотые.

 Погляжу внимательно. Погляжу поближе.                         Маме руки глажу — Золота не вижу.

Родина)

Долго ждали еж с ежихой,                                                                                                        А мышонок меж кустов                                                                                    Прошмыгнул — и был таков!

Поглядел мышонок: мчится                                                                                                               То ли кошка, то ли птица:                                                                                                    Вся рябая, клюв крючком,                                                                                                    Перья пестрые торчком,                                                                                                              А глаза горят, как плошки, —                                                                                               Вдвое больше, чем у кошки.                                                                                          У мышонка замер дух,                                                                                                     Он забился под лопух.          (С. Маршак)

Летят опилки белые,                                                                                                                Летят из-под пилы:                                                                                                                 Это плотник делает                                                                                                       Рамы и полы.

Топором, рубанком

Выстругивает планки.

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки.         (С. Баруздин)

Что стряслось у тети Вали?                                                                            У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка

За подушкой, под подушкой,

С головою залезала

Под матрац, под одеяло,                                                                   Заглянула в ведра, крынки,                                                                          В боты, валенки, ботинки.

Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.        
(Ю. Тувим)

А над этой белизной,

Зимней, сказочной, лесной,

Как в избе оконце,

В небе тлеет солнце.

И так близко-близко,

И так низко-низко

Над ветвями и землей,

Что легко в него рукой,

Если постараться,

Можно постучаться —

Попроситься на часок

Заглянуть на огонек!..      /И. Мазин/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактический материал «Фразеологизмы»

Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, применяемое в определенной ситуации и выражающее смысл, не связанный с каждым из употребленных слов в отдельности. Как правило, фразеологизм можно заменить од...

Урок изучения нового материала "Фразеологизмы"

Технологическая карта урока по русскому языку...

Изучение материала : « Фразеологизмы»

Применение  активных методов обучения в начальной школе....

Дидактический материал «Фразеологизмы»

Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, применяемое в определенной ситуации и выражающее смысл, не связанный с каждым из употребленных слов в отдельности. Как правило, фразеологизм можно заменить од...