Задания по русскому языку "Определение им. прилагателього "
материал по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Образовательная программа « Школа-2100»
Урок русского языка по теме:
« Определение имени прилагательного»
( 3-й класс )
Цели:
Через самостоятельную работу учащихся в группах, парах, провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний, а именно: об определении имени прилагательного ( изменении имени прилагательного в единственном числе по родам, по числам, употреблении в речи прилагательных- синонимов);
Формировать умение точно употреблять в речи прилагательные;
Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.
Ход урока
Оргмомент: подготовка рабочего места, посадка, нацеливание на урок, запись числа.
Словарная работа:
№1
Расшифровать словарное слово, используя шифр
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
О
О
К
А
Ч
Н
Ж
Т
В
Р
К
2
П
М
Р
О
С
Е
Е
Ю
Ы
Й
А)1-1; 2-3; 1-4; 1-6; 1-7; 2-8; 1-9; 2-10; 2-11. (оранжевый)
Б) 2-1; 1-2; 1-5; 2-6; 1-10; 1-11. (почерк)
В) 1-3; 2-4; 2-5; 1-8; 2-9; 2-2. (костюм).
- Какое слово из данных может быть «лишним»? Почему?
(по количеству слогов, по постановке ударения, по частям речи)
- Выпишите слово, состоящее из четырех слогов. Выполните его фонетический разбор.
- Объясните значение этого слова.
(Густо-желтый с красноватым оттенком, цвета апельсина).
Подготовка к восприятию нового материала.
- Поставьте к слову вопрос. Что оно обозначает?
- Возьмите карточку №2 и выполните его задание.
№2
Прочитайте
Птицу ищу из .... страны:
С .... хвостом .... длины,
С перьями цвета .... тишины,
С клювом, .... в .... сны
(К. Мустафин)
- Понравилось стихотворение? Почему?
- Что необходимо сделать для того, чтобы оно было интересным?
- Используя опорные слова, дополните текст, определите на какие вопрос они отвечают? (опорные слова: чудесной, павлиньим, необычной, лесной, стучащимся, детские).
Формулирование темы урока.
- Используя предыдущие задания, сформулируйте тему урока.
Наблюдение над признаками имен прилагательных, их ролью в речи.
(работа с учебником в парах)
- Откройте учебник на странице 67, выполните задание упражнения 304 и сделайте вывод.
(Вывод: данные слова называют какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета).
- Запишите в тетрадь пары получившихся слов. Что это? (Словосочетания).
- Понаблюдайте за словами первого, второго, третьего столбиков. Что заметили? (Изменяются окончания).
- Задайте вопросы к прилагательным, посмотрите на рядом записанные сущ. и сделайте вывод.
Постановка проблемного вопроса. Самостоятельная работа учащихся (страница 68 упр. 35)
- Что помогло записать данные слова. (Перечисление признаков предмета).
- Сегодня на уроке мы должны будем узнать: Почему прилагательное так называется?
Почему имена прилагательные связаны именно с существительными, а не с другой частью речи?
Работа с правилом. (учебник, стр. 69)
- Прочитайте первый абзац правила. Что такое прилагательное?
Почему это самостоятельная часть речи?
Что помогает отличить имя прилагательное от других частей речи.
Продолжение наблюдений. Связь имени прилагательного с именем существительным. (работа с учебником, стр. 68 упр. 307, по заданию).
- Зачитайте слова в рамочке справа. Как они называются? Что такое синонимы?
- Возьмите карточку №3 и выполните задание.
(Работа в группах)
№3
Соединить слова 1-го столбика со словами 2-го столбика
подходящими по смыслу.
Родной мощный
Страшный отчий
Сильный чудовищный
Печальный идеальный
Угрюмый хмурый
Бесподобный унылый
- Что сходного у этих слов? (окончания)
- Какой признак имени прилагательного можно узнать по окончанию? Как?
- Запишите первую пару слов, допишите к ним имена существительные. Что получилось? Укажите главное и зависимое слова
- Запишите эти же прилагательные только в ж. р. и ср. р. Что заметили?
Работа с правилом.
- Прочитайте второй абзац правила. Как изменяются прилагательные? Приведите примеры.
- С какой частью речи они связаны.
Закрепление изученного материала. Самостоятельная индивидуальная работа.
- Вспомните материал урока и выполните задание по карточкам.
№4 (А)
Образовать от имен существительных имена прилагательные.
Записать.
Храбрость ________________
Смелость__________________
Силач____________________
Доброта___________________
Трусость_________________
Апельсин_________________
№4 (Б)
К данному прилагательному подобрать имена сущ. Трёх родов.
Записать.
Тихий__________________
Голубой________________
Красивый_______________
Низкий_________________
Легкий_________________
№4 (В)
Вставить в фразеологические обороты пропущенные слова.
Объяснить один из них. Определить к какой части речи относится пропущенное слово.
Указать его признаки
..... курица
жить на .... ногу
пожелать .... ветра
плясать под .... дудку
.... руки
Слова для справок: мокрая, сила широкие, бег золотые, грубость попутный, лесть, чужой.
Проектная деятельность.
- Выполните мини-проект по сегодняшней теме урока. Для этого посмотрите на проблемные вопросы, выполните задание, подготовьте ответ.
Рефлексия.
- Что запомнили на уроке?
- Какие задания понравились?
- Что помогло их выполнить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка олипиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов
Данная публикация представляет собой авторскую разработку олимпиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")
Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...
Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи"
Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи" для учащихся 5-7 классов коррекционной школы VIII вида....
УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.
Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания....
Материал по русскому языку по теме: Памятка для учащихся. Как готовить домашнее задание по русскому языку
Выдаётся детям для помощи в приготовлении домашних заданий по русскому языку в 3-4 классах...
Дидактический материал по русскому языку. «Разноуровневые задания по русскому языку».
В предлагаемых материалах представлены разноуровневые задания по русскому языку, выполнение которых оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, т.к....
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....