Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне» УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Куклина Евгения Владимировна

На данном уроке дети учатся определять гласные в корне слова, требующие проверки, подбирать проверочные слова. Создают алгоритм проверки безударных гласных  в корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russk.uaz._3_kl_kuklina_e.v..docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка в 3 классе  по теме  «Правописание

безударных  гласных  в корне»

УМК «Школа России»

 Подготовила: Куклина Е.В.,

   учитель начальных классов

 

                                              2011 год


Тема. Правописание безударных гласных   в корне слова.

Цель: развивать орфографическую зоркость и  умение находить на письме гласные, требующие проверки;

          учить проверять  безударные  гласные  в корне слова и  подбирать проверочные слова;

          воспитывать интерес к предмету.

I.Организационный момент.

        

     1. Мотивация к  учебной деятельности- сценка.

 Петя написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».       Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось?                      

– Какое правило не знал Петя?

- Давайте поможем ему.  

 

II. Постановка учебной задачи.

-Определите  тему урока и задачи - чему будем учиться.

- Изучая эту тему, мы ответим на три вопроса:

Что

Где    проверять?

Как

Будем учиться подбирать проверочные слова.

III.Актуализация знаний.

 _-Что такое корень?  

-Какие слова называют однокоренными?

1.Выдели корень .Найди лишнее (работа  в парах)  

Лесник, лесовик, леска, лесок, перелесок.

Водитель, водолаз,  водица, подводный.

Солонка, солить, солнце, пересолёный.

-Как назвать оставшиеся слова  в каждом ряду? (однокоренные) .Почему?

 2.Образование однокоренных слов   по заданным основаниям от корней

-МОР-            -ВЯЗ-     -РЕЧ-        - СТОЛ-    

        А) по размеру

      Б) назвать ласково

      Г) образовать профессию

        Д) образуй прилагательное

      Е)  с помощью приставки

IV. Работа над темой урока

 1. Наблюдение над тем, какие гласные буквы требуют проверки.       

     А)  Словарная работа. (работа с карточками.)

  1. вставь пропущенные буквы
  2. взаимопроверка (на доске - о у и  а  я ы е)
  1. назвать общее (гласные, могут быть  ударными и безударными)
  2. назовите лишнее, почему?  (у, ы- не требуют проверки  в  слабой позиции)
  3. Вывод (ответ на 1 вопрос урока) (Проверять надо гласные о у и  а  я ы е    в  безударном положении).

-Какое слово лишнее в карточке? (по вертикали – глаза, подбор проверочного слова)

  1. Запишите однокоренные слова  к этому слову, выделите  корень, поставьте ударение.
  2. Проверка

                 2. Наблюдение над тем, в каких частях слова могут стоять безударные     гласные буквы

                      А) Списать  слова

                 Поход, козочка, зима,  маленький, в роще.

  1. Поставить ударение.
  2. Подчеркнуть буквы безударных гласных звуков.
  3. Разобрать слова по составу

 - В какой части слова находится гласная буква, написание которой    нужно проверять? (В приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.) Раз это безударные гласные, то… их нужно проверить. Как? (проблема)  

-Прочитайте тему урока на с. 99 «Правописание безударных  гласных в корне»

  1. Работа  с правилом с. 99.
  2. Вывод (2 вопрос урока) - безударные гласные в корне нужно проверять, а в приставке и суффиксе – запомнить.

-Так какое слово мы  будем проверять?

-Как?

Вывод:(3 вопрос урока)- если безударный в  корне –подбери проверочное слово.

Выработка алгоритма действий:

  1. Определяем часть слова.
  2. Если безударные гласные в приставке и суффиксе - запомни!
  3. Если  в корне - проверяй!  

3. Наблюдение  над  особенностью  проверочных слов

        А) Упражнение  231, с. 100.

Воля — это способность  руководить своими действиями

                 Б) Работа  с прави лом

Вывод: - проверочное слово – однокоренное слово с ударным гласным.

V. Первичное закрепление.

     1. Тренировочные упражнения.

        А) определение проверочных слов (устная работа)

                                          Грачата, грачиха, грач.

                               Сосняк, сосны, сосновый.

                              Бег, бегун, беговая

                 Подч…щать (честь,  чисто)

        Скр….пучий (скрип, скрепка)

        Л.нивый (линька, лень)

                                         

        Б) Упражнение 232.-самостоятельно  по образцу

VI .Итог урока.

Ответы на вопросы урока.    

            Что

Где    проверять?

Как

       -С чего нужно начинать проверку безударной гласной в слове? (Узнать, в какой части слова находится орфограмма.)

VII.Домашнее задание. Р.н.о., словарь с б,/гл о, упр.230                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку русского языка «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» (Программа «Школа России»)

Конспект урока по русскому языку на тему:«Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»(Программа «Школа России»)Цели деятельности учителя: -формировать умения различать парные звонк...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написа...

Конспект урока чтение «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне» (УМК Школа России 3 класс)

ЦельСпособствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звукТип урокаРешение частных учебных задачПланируемыерезультаты(предметные)Участвуют в устном общении на уро...

Конспект русского языка "Развитие речи. Составление письма другу" УМК "Школа России" 3класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Развитие речи. Составление письма другу» Цели деятельности учителя: формирование умения излагать свои мысли письменно через построение ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» УМК "Школа России" 3 класс

Цели: Развивать у учащихся умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; научить детей сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах; отрабатывать по...