Состав слова
статья по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Правила
по русскому языку
1 - 4
Хочу всё знать и правильно писать!
Раздел VІ
СОСТАВ СЛОВА
1.Какие слова называются родственными или однокоренными?
☺ Родственные (однокоренные) слова – это близкие по смыслу слова, которые имеют общую часть.
Например: лес, лесник, лесной, пролесок;
школа, школьный, школьник.
►Не являются родственными такие слова, как, например,
гусь и гусеница, вода и водитель, рисовая (каша) и рисовать,
так как они хотя и имеют общую часть, НО (!!!) НЕ БЛИЗКИ ПО СМЫСЛУ.
2. Что называется к о р н е м?
☺ Корень – это общая часть родственных слов. Чтобы выделить корень, надо подобрать однокоренные слова.
Например: море, моряк, морской.
3. Что называется о к о н ча н и е м ?
☺ Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. Чтобы выделить окончание, измени слово по вопросам.
Например: есть (кто?) белк а вижу (кого?) белк у
нет (кого?) белк и доволен (кем?) белк ой
дам (кому?) белк е говорю (о ком?) о белк е
4. Что называется о с н о в о й с л о в а ?
☺ Основа слова – это часть слова без окончания.
Например: малышка, малышке, малышки.
5. Что такое п р и с т а в к а ?
☺ Приставка – это знчимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, подбери несколько слов с такой же приставкой.
Например: перепрыгнул, перешёл, перерыв, перезвон.
6. Как отличить приставку от предлога?
☺ Между предлогом и словом можно вставить любое другое слово, а между приставкой и словом – нет.
Например: за (?)лесом → за дальним лесом → ЭТО ПРЕДЛОГ, ПИШЕМ ОТДЕЛЬНО!
7. Какие бывают приставки?
☺ Различают НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ и ИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ.
☻ Неизменяемые приставки:
а) приставки с буквой А: НА- (нашёл, находка, набрать, …),
НАД- (надпись, надкусить, надстройка, …),
ЗА- (закрыл, записка, закрасить, …).
б) приставки с буквой О: О- (оставил, охрана, …),
ОБ- ( обласкать, объявление, …),
ОБО- (оборвать, обомлел,…),
ПО- (потрогать, поездка, …),
ПОД- (подписать, поднять, …),
ПОДО- (подошёл, подобрал,…),
ДО- (доход, добираться, …),
СО- (сорвать, сошёл, …),
ОТ- (отъехал, открытка, …),
ОТО- (отобрал, оторвал, …),
ПРО- (проезд, проход, прописал, …).
в) приставки В- (вход), ВЫ- (выход), ПЕРЕ- (переход),
У- (уход), С- (сходить),
ПРЕДО- (предохранитель), РАЗО- (разорвать).
8. Когда пишут приставку ПРИ- , а когда ПРЕ- ?
☻ Приставку ПРИ- пишут, если слово обозначает:
а) приближение (приплыть, прилететь);
б) присоединение (пришить, привязать, приклеить);
в) близость к какому-то месту (привокзальный – возле вокзала);
г) неполное действие (присел, привстал, приболел).
☻ Приставку ПРЕ- пишут тогда, если её можно заменить:
а) на слово ОЧЕНЬ (прекрасный = очень красивый,
предобрый = очень добрый);
б) приставкой ПЕРЕ- (преградить = перегородить дорогу).
9. Когда пишется приставка НЕ-, а когда НИ-?
☻ В наречиях под ударением пишут приставку НЕ-.
Например: нгде, нкто, нкогда.
☻ В наречиях без ударения пишут приставку НИ-.
Например: нигд, никт, никогд.
☻ Во всех остальных частях речи пишут приставку НЕ-.
Например: неуч, неудачный, нехватка (времени).
10. Изменяемые приставки на -З-, -С-.
РАЗ-
БЕЗ-
ИЗ-
ВОЗ- если слово начинается на звонкий согласный
ВЗ- или гласный.
НИЗ-
ЧРЕЗ-
Например: разговор, безмятежный, возможно, взбежать.
РАС-
БЕС-
ИС-
ВОС- если слово начинается на глухой согласный.
ВС-
НИС-
Например: беспредельный, восходить, рассказать.
11. Что такое с у ф ф и к с ?
☺ Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых родственных слов.
Например: лес – лесок, лесник, лесной.
12. Какие бывают суффиксы?
☻ Суффиксы условно можно разделить на несколько групп:
а) суффиксы, характерные для имён существительных
-АК-, -ЯК-, -ОК-, -ЁК-, -ЕК-, -ИК-, -К-
(гусак, гуляка, теремок, конёк, носик, тучка),
-ОЧК-, -ЕЧК-, -ИЧК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-
(булавочка, крошечка, косичка, девонька, дороженька),
-ЧИК-, -ЩИК- , -ИЩ- (банщик, кончик, жарища),
-ИШК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК- (пёрышко, полюшко, домишко),
-ОСТЬ-, -СТВ- (гордость, богатство)
-ИН-, ИНК-, -ОНК-, -УН-, -УЛ-
(глубина, крупинка, собачонка, крикун, дедуля),
-ОНОК-, -ЁНОК- (телёнок, котёнок),
-Ц-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -НИЦ- (словцо, маслице, братец, больница, синица),
-НИК-, -НЯК-, -ЯНИН- (ночник, горняк, крестьянин),
-ИСТ-, -ТЕЛЬ- (учитель, баянист),
-АР-, -ЯР-, -ОР-, -ЁР- (букварь, столяр, контролёр, курсор)
и другие.
б) суффиксы, характерные для имён прилагательных
-АН-, -ЯН-, -ИН-, -Н- (ледяной, длинный, звериный, кожаный),
-ОНН-, -ЕНН- (буквенный, электронный),
-ЧИВ-, -ЛИВ- (доверчивый, болтливый),
-ОВ-,-ЁВ-, -ЕВ- , -АВ-, -ЯВ-
(берёзовый, кровавый, дырявый, дождевая, вишнёвый),
-ОНЬК-, -ЕНЬК-, -УСЕНЬК-, -ЮСЕНЬК-
(ровненький, малюсенький),
-ИСТ-, -ОВАТ- , -ОВИТ-, -АТ- , -ЧАТ-,
(золотистый, сероватый, бородатый, узорчатый, ядовитый),
-ОК-, -СК-, -К- (глубокий, детский, немецкий)
-АЧ-, -ЯЧ-, -УЧ-, ЮЧ- (пахучий, колючий, телячий, кошачий)
и другие.
в) суффиксы, характерные для глаголов
-А-, -Е-, -И- (варить, болеть, сказать),
-Л- (суффикс прошедшего времени: рисовала, крутилась),
-НУ-, -НИЧА- (лодырничать, выдернуть),
-ИВА-, -ЫВА-, -ОВА-, -ЕВА- (врачевать, зимовать, переписывать)
и другие.
ПРАВИЛА КОРНЯ
13. БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ (а, о, е, и, я).
☺ Чтобы проверить БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ в корне слова
надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: м(о,а - ?)ря – мре →моря,
з(е, и - ?)мля - змли → земля.
14. ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ (б/п, в/ф, ж/ш, з/с, г/к,д/т).
☺ Чтобы проверить ПАРНУЮ СОГЛАСНУЮ, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или сонорнгая согласная (Р, Л, М, Н, Й)
►Попробуй изменить так:
1) поставь слово во множественное число
ду(б, п - ?) – дубы → дуб; рука(в,ф -?) – рукава → рукав.
2) скажи слово ласково
но(ж, ш - ?) – ножечка → ножка;
ска(з, с - ?)ка – сказочка → сказка.
15. НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ (л,д,т,в).
☺ Чтобы проверить НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ,
надо изменить слово так, чтобы он слышался чётко.
Например: со(л - ?)нце – солнышко → солнце,
чес(т - ?)ный – честь → честный.
16. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
☺ Слова с ДВОЙНОЙ СОГЛАСНОЙ надо ЗАПОМНИТЬ!
-пп- -мм- -жж-
группа грамматика жужжать
труппа телеграмма дрожжи
грипп грамм вожжи
аппарат килограмм можжевельник
аппетит сумма -тт-
гиппопотам гамма нетто
аппликация программа оперетта
Филипп Эмма, Римма брутто
-лл- -нн- -сс-
алло, аллея осенний масса, касса
коллектив весенний трасса, шоссе
миллион, миллиард ранний класс, русский
коллекция, вилла утренний процесс, кросс
троллейбус деревянный пассажир
иллюстрация юннаты экспресс, ссора
иллюминация теннис дрессировщик
металл, доллар тонна, тоннель бассейн
коралл, кристалл Геннадий рассказ, рассвет
балл, баллон колонна комиссия
каллиграфия антенна компресс
целлофан ванна, панн профессор
Алла, Кирилл Инна, Анна искусство
аллигатор Жанна, Нонна режиссёр
пропеллер пресса, кассета
баллада -бб- Россия
колледж суббота Одесса
бриллиант субботник Донбасс
-рр- - кк -
терраса хоккей
перрон, террор аккуратный
территория аккорд
корреспондент
террариум
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
Состав слова. Приставка-часть слова.
Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....
Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс
- формирование представления об окончании как части слова, основе;- формирование коммуникативных к...
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"
Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...
Состав слова. Роль каждой части слова.
Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...