Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Тема: Слова-антонимы. УМК "Начальная школа ХХI века"

Блок. Как устроен наш язык.

Тип: изучение новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа ХХI века»

Открытый урок русского языка во 2 «Б» классе по теме:

Слова-антонимы.

Блок: «Как устроен наш язык»

Место урока в теме: первый урок по теме «Слова-антонимы».

Тип урока: знакомство с новой темой

Цели урока:

образовательные:

наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы», совершенствовать навык каллиграфического письма;

развивающие:

развивать познавательный интерес, мышление учащихся; развивать умение работать самостоятельно, с карточками;

воспитательные:

воспитывать аккуратность, прилежность, эстетический вкус, чувство любви к русскому языку; воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей; ответственность, трудолюбие, заботу о сохранении своего здоровья.

Оборудование и обеспечение

  1. компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран;
  2. карточки для дифференцированной работы на уроке

Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

(Слайд № 1)

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

 К. Г. Паустовский

Я желаю всем удачи в работе.

  1. Чистописание.

- Начинаем работать, как обычно, с чистописания. Запишите число, классная работа. Обратите внимание на соединение букв. Какое соединение в данных буквосочетаниях?

см         хм

Выполните чётко, аккуратно, красиво соединения этих букв.

  1. Словарно-орфографическая работа.

На слайде: см.яться, х.хикать, х.х.тать, смех. (Слайд № 2)

Задание: вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово. Объясните выбор.

- В какой части слова пропущена орфограмма? Как проверить?

- К какому слову подобрать проверочное слово нельзя? (ХИХИКАТЬ) 

- А как можно проверить его правописание? (По словарю)

Проверка – (Слайд № 2)

- Какое слово лишнее и почему? (Смех, не является синонимом)

- Почему слово смех не является синонимом? (Отвечает на вопрос что?)

- Что такое синонимы? (Слова, разные по звучанию, но похожие по значению)

- Для чего они нужны нам в жизни? (Ответы детей)

(Чтобы наша речь была красивой и выразительной)

- Запишите в тетрадь только синонимы.

  1. Актуализация знаний и мотивация к деятельности.

- Ребята, вы любите читать книги? Почему?

- Книги бывают разными: художественными, научными. Но любая книга учит нас чему-то.

Бывают в этой жизни миги,

Когда накатит благодать,

И тут берутся в руки книги

И начинаются читать.

Сегодня мы с вами прочитаем одну научную книгу и узнаем много нового, но вот беда, на книге не написано название. Ребята, помогите. А я вам дам подсказку.

  1. Основной этап. Работа над темой урока.

а) Постановка проблемы.

(Слайд № 3)

Задание: подобрав синонимы, вы узнаете тему урока по начальным буквам:

Жадный - :(алчный)

Потоп - : (наводнение)

Боязливый - :(трусливый)

Гостиница - :(отель)

Внезапно - :(неожиданно)

Занимательный - :нтересный)

Неразговорчивый - ...(молчаливый)

Тема урока: Слова-антонимы. (Слайд №4) – Книга

- Сейчас мы будем создавать с вами страницы этой книги.

б) Рассмотрите картинки, сравните их.

(Слайд № 5)

Подберите к ним пары из слов:

вход, весёлый, смеяться, выход, грустный, плакать

- Запишите слова парами.

На слайде: вход - выход; весёлый - грустный; смеяться – плакать.

- Что объединяет эти пары слов?

- На какие вопросы отвечают слова-пары?

- Что заметили?

- Прочтите слова и попробуйте определить, что такое антонимы, чем они похожи на синонимы и в чем их отличие?

Вывод: Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению, называются антонимами.

- В нашей научной книге есть этимологический словарь. Давайте обратимся к нему и узнаем происхождение слова «антоним».

(Слайд № 6) - этимологический словарь

- Сегодня на уроке мы ответим на следующие вопросы:

(Слайд № 7) – вопросы.

 1. Какие слова называются антонимами?

 2. Какой частью речи могут быть антонимы?

 3.Для чего нужны антонимы в речи?

  1. Первичное закрепление изученного материала.

- Чтобы ответить на все вопросы, давайте выполним задание на 1-ой странице нашей книги.

(Слайд №8 )

г) Работа с пословицами. Игра «Охота» за антонимами или «Продолжи пословицу»

Знай больше, а говори …( меньше)

В учёбе корень горек, зато плод её (сладок).

Мир строит, а война (разрушает).

Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).

Ученье – свет, а неученье … (тьма).

- Запишите слова парами.

- Обратите внимание на последнюю пословицу. Так вот, чтобы ученье было нам в радость, приносило пользу давайте выполним нашу любимую гимнастику для глаз.

  1. Гимнастика для глаз. Упражнение «Восьмёрка» (по Базарному).

(Слайд № 9)

д) Работа с деформированным текстом.

- Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите её восстановить.

(Слайд № 10)

Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от, труда. 

(Слайд № 11)

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Запишите пословицу. Подчеркните антонимы.

- Обратите внимание на подчёркнутые слова.

- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (оно противоположное)

- На какой вопрос отвечают?

- Как называются такие слова?

- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?

(Слайд № 12 Чёрный слайд)

7. Работа с учебником на стр. 61, упр.3

Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант – подбирает антонимы к трём первым словам;

2 вариант – к трём следующим словам.

Проверка

8. Физкультминутка. Игра «Наоборот»

- Предлагаю вам сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:……(НИЗКО)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:……(БЛИЗКО)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:……(ПОЛ)

Скажу я, слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ………(НАШЁЛ)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: …..(ХРАБРЕЦ)

Теперь НАЧАЛО я скажу,-

Ну, отвечай:…..(КОНЕЦ)

- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы?

9. Закрепление изученного материала.

Дифференцированные задания на карточках.

Уровень 1.

К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Запиши слова парами.

белый

ложь

брать

минус

правда

отдавать

плюс

черный

Проверка. Слайд № 13.

Не забудь: антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.

Уровень 2. Подбери подходящие антонимы. Запиши слова парами.

сытый - …

мокрый - …

горячий - …

жёсткий - …

Проверка. Слайд № 14

Уровень 3.

Определи, какие из данных слов являются синонимами, а какие антонимами. Запиши пары слов в два столбика.

Антонимы

Синонимы

нежный – ласковый

 нежный – грубый

 тихий – бесшумный

 тихий – громкий

Проверка. Слайд № 15

11. Рефлексия.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какие слова называются антонимами?

- Для чего нужны антонимы в речи?

- Сегодня на уроке мы узнали, что такое антонимы, какой частью речи они могут быть и для чего они нужны в нашей речи.

12. Домашнее задание.

с. 61, упр. 2 или с. 62, упр. 5

13. Итог урока.

Выставление отметок.

14. Занимательный материал. (Слайд № 16)

- Мы прочитали книгу под названием «Антонимы». У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.

    Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

    Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

(Слайд № 17) – РЕФЛЕКСИЯ. САМООЦЕНКА

(Слайд № 18) Спасибо за урок!


Карточка.

Уровень 1.

К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Запиши слова парами.

белый

ложь

брать

минус

правда

отдавать

плюс

черный

Не забудь: антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.

Уровень 2. Подбери подходящие антонимы. Запиши слова парами.

сытый - …

мокрый - …

горячий - …

жёсткий - …

Уровень 3.

Определи, какие из данных слов являются синонимами, а какие антонимами. Запиши пары слов в два столбика.

Антонимы

Синонимы

нежный – ласковый

 нежный – грубый

 тихий – бесшумный

 тихий – громкий

Карточка.

Уровень 1.

К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Запиши слова парами.

белый

ложь

брать

минус

правда

отдавать

плюс

черный

Не забудь: антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.

Уровень 2. Подбери подходящие антонимы. Запиши слова парами.

сытый - …

мокрый - …

горячий - …

жёсткий - …

Уровень 3.

Определи, какие из данных слов являются синонимами, а какие антонимами. Запиши пары слов в два столбика.

Антонимы

Синонимы

нежный – ласковый

 нежный – грубый

 тихий – бесшумный

 тихий – громкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...