Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме
Тема: Слова-антонимы. УМК "Начальная школа ХХI века"
Блок. Как устроен наш язык.
Тип: изучение новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russk._yaz._antonimy._ispravlennaya_versiya.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа ХХI века»
Открытый урок русского языка во 2 «Б» классе по теме:
Слова-антонимы.
Блок: «Как устроен наш язык»
Место урока в теме: первый урок по теме «Слова-антонимы».
Тип урока: знакомство с новой темой
Цели урока:
образовательные:
наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы», совершенствовать навык каллиграфического письма;
развивающие:
развивать познавательный интерес, мышление учащихся; развивать умение работать самостоятельно, с карточками;
воспитательные:
воспитывать аккуратность, прилежность, эстетический вкус, чувство любви к русскому языку; воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей; ответственность, трудолюбие, заботу о сохранении своего здоровья.
Оборудование и обеспечение
- компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран;
- карточки для дифференцированной работы на уроке
Ход урока.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
(Слайд № 1)
- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский
Я желаю всем удачи в работе.
- Чистописание.
- Начинаем работать, как обычно, с чистописания. Запишите число, классная работа. Обратите внимание на соединение букв. Какое соединение в данных буквосочетаниях?
см хм
Выполните чётко, аккуратно, красиво соединения этих букв.
- Словарно-орфографическая работа.
На слайде: см.яться, х.хикать, х.х.тать, смех. (Слайд № 2)
Задание: вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово. Объясните выбор.
- В какой части слова пропущена орфограмма? Как проверить?
- К какому слову подобрать проверочное слово нельзя? (ХИХИКАТЬ)
- А как можно проверить его правописание? (По словарю)
Проверка – (Слайд № 2)
- Какое слово лишнее и почему? (Смех, не является синонимом)
- Почему слово смех не является синонимом? (Отвечает на вопрос что?)
- Что такое синонимы? (Слова, разные по звучанию, но похожие по значению)
- Для чего они нужны нам в жизни? (Ответы детей)
(Чтобы наша речь была красивой и выразительной)
- Запишите в тетрадь только синонимы.
- Актуализация знаний и мотивация к деятельности.
- Ребята, вы любите читать книги? Почему?
- Книги бывают разными: художественными, научными. Но любая книга учит нас чему-то.
Бывают в этой жизни миги,
Когда накатит благодать,
И тут берутся в руки книги
И начинаются читать.
Сегодня мы с вами прочитаем одну научную книгу и узнаем много нового, но вот беда, на книге не написано название. Ребята, помогите. А я вам дам подсказку.
- Основной этап. Работа над темой урока.
а) Постановка проблемы.
(Слайд № 3)
Задание: подобрав синонимы, вы узнаете тему урока по начальным буквам:
Жадный - :(алчный)
Потоп - : (наводнение)
Боязливый - :(трусливый)
Гостиница - :(отель)
Внезапно - :(неожиданно)
Занимательный - :(интересный)
Неразговорчивый - ...(молчаливый)
Тема урока: Слова-антонимы. (Слайд №4) – Книга
- Сейчас мы будем создавать с вами страницы этой книги.
б) Рассмотрите картинки, сравните их.
(Слайд № 5)
Подберите к ним пары из слов:
вход, весёлый, смеяться, выход, грустный, плакать
- Запишите слова парами.
На слайде: вход - выход; весёлый - грустный; смеяться – плакать.
- Что объединяет эти пары слов?
- На какие вопросы отвечают слова-пары?
- Что заметили?
- Прочтите слова и попробуйте определить, что такое антонимы, чем они похожи на синонимы и в чем их отличие?
Вывод: Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению, называются антонимами.
- В нашей научной книге есть этимологический словарь. Давайте обратимся к нему и узнаем происхождение слова «антоним».
(Слайд № 6) - этимологический словарь
- Сегодня на уроке мы ответим на следующие вопросы:
(Слайд № 7) – вопросы.
1. Какие слова называются антонимами?
2. Какой частью речи могут быть антонимы?
3.Для чего нужны антонимы в речи?
- Первичное закрепление изученного материала.
- Чтобы ответить на все вопросы, давайте выполним задание на 1-ой странице нашей книги.
(Слайд №8 )
г) Работа с пословицами. Игра «Охота» за антонимами или «Продолжи пословицу»
Знай больше, а говори …( меньше)
В учёбе корень горек, зато плод её (сладок).
Мир строит, а война (разрушает).
Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).
Ученье – свет, а неученье … (тьма).
- Запишите слова парами.
- Обратите внимание на последнюю пословицу. Так вот, чтобы ученье было нам в радость, приносило пользу давайте выполним нашу любимую гимнастику для глаз.
- Гимнастика для глаз. Упражнение «Восьмёрка» (по Базарному).
(Слайд № 9)
д) Работа с деформированным текстом.
- Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите её восстановить.
(Слайд № 10)
Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от, труда.
(Слайд № 11)
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
- Запишите пословицу. Подчеркните антонимы.
- Обратите внимание на подчёркнутые слова.
- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (оно противоположное)
- На какой вопрос отвечают?
- Как называются такие слова?
- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?
(Слайд № 12 Чёрный слайд)
7. Работа с учебником на стр. 61, упр.3
Самостоятельная работа по вариантам.
1 вариант – подбирает антонимы к трём первым словам;
2 вариант – к трём следующим словам.
Проверка
8. Физкультминутка. Игра «Наоборот»
- Предлагаю вам сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:……(НИЗКО)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:……(БЛИЗКО)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:……(ПОЛ)
Скажу я, слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ………(НАШЁЛ)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: …..(ХРАБРЕЦ)
Теперь НАЧАЛО я скажу,-
Ну, отвечай:…..(КОНЕЦ)
- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы?
9. Закрепление изученного материала.
Дифференцированные задания на карточках.
Уровень 1.
К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Запиши слова парами.
белый | ложь |
брать | минус |
правда | отдавать |
плюс | черный |
Проверка. Слайд № 13.
Не забудь: антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.
Уровень 2. Подбери подходящие антонимы. Запиши слова парами.
сытый - …
мокрый - …
горячий - …
жёсткий - …
Проверка. Слайд № 14
Уровень 3.
Определи, какие из данных слов являются синонимами, а какие антонимами. Запиши пары слов в два столбика.
Антонимы | Синонимы |
нежный – ласковый
нежный – грубый
тихий – бесшумный
тихий – громкий
Проверка. Слайд № 15
11. Рефлексия.
- Над какой темой сегодня работали на уроке?
- Какие слова называются антонимами?
- Для чего нужны антонимы в речи?
- Сегодня на уроке мы узнали, что такое антонимы, какой частью речи они могут быть и для чего они нужны в нашей речи.
12. Домашнее задание.
с. 61, упр. 2 или с. 62, упр. 5
13. Итог урока.
Выставление отметок.
14. Занимательный материал. (Слайд № 16)
- Мы прочитали книгу под названием «Антонимы». У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.
Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
(Слайд № 17) – РЕФЛЕКСИЯ. САМООЦЕНКА
(Слайд № 18) Спасибо за урок!
Карточка.
Уровень 1.
К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Запиши слова парами.
белый | ложь |
брать | минус |
правда | отдавать |
плюс | черный |
Не забудь: антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.
Уровень 2. Подбери подходящие антонимы. Запиши слова парами.
сытый - …
мокрый - …
горячий - …
жёсткий - …
Уровень 3.
Определи, какие из данных слов являются синонимами, а какие антонимами. Запиши пары слов в два столбика.
Антонимы | Синонимы |
нежный – ласковый
нежный – грубый
тихий – бесшумный
тихий – громкий
Карточка.
Уровень 1.
К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Запиши слова парами.
белый | ложь |
брать | минус |
правда | отдавать |
плюс | черный |
Не забудь: антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.
Уровень 2. Подбери подходящие антонимы. Запиши слова парами.
сытый - …
мокрый - …
горячий - …
жёсткий - …
Уровень 3.
Определи, какие из данных слов являются синонимами, а какие антонимами. Запиши пары слов в два столбика.
Антонимы | Синонимы |
нежный – ласковый
нежный – грубый
тихий – бесшумный
тихий – громкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...