справочник по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме
справочник для учащихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravochnik_по русскому языку | 380 КБ |
Предварительный просмотр:
Справочник по русскому языку
Алфавит
В русском алфавите 33 буквы.
Речьустная письменнаято, что мы то, что мы слышим, видим, говорим пишем предложениесловослогзвук \ букваГласные звуки (их 6) [а] [о] [ы] [э] [и] [у] Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10) а я о ё ы и э е у ю Буквы ё е я ю обозначают два звука: [й'о][й'э][й'а][й'у]
Согласные звуки Звонкие парные Звонкие непарные [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [р] [л] [м] [н] [й] Глухие парные Глухие непарные [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц] [ч] [щ] Твердые парные [б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х] Мягкие парные [б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′] Твердые непарные Мягкие непарные [ж] [ш] [ц] [ч′] [щ′] [й′] Звуки Гласные Согласные (это звуки, при (это звуки, при образовании образовании которых которых встречается воздух свободно проходит преграда (губы, зубы, язык) через полость рта, не встречая никакой преграды. ударные безударные твёрдые мягкие а я о ё у ю ы и э е ь
звонкие глухие произносятся произносятся с голосом и шумом с шумом гласные | согласные звонкие
| согласные глухие Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц Всегда мягкие: Ч, Щ, й Все остальные: могут быть твёрдыми и мягкими Ь и Ъ – звука не имеют Схема фонетического разбора слова
а) гласный или согласный б) если гласный, то ударный или безударный в) если согласный, то твердый или мягкий (парный\непарный) звонкий или глухой (парный\непарный) 7.Посчитай количество букв и звуков. Мяч-1слог - мяч - [ м' а ч'] м- [ м'] -согл., мягк.,парн. [м ],звонк., непарн. я- [ а ] -гласн., ударн. ч- [ ч'] -согл., мягк.,непарн., глух., непарн. 3б., 3зв. Семья-2 слога, семь-я, [ с' э м' й' а ] с- [с'] -согл.,мягк.,парн. [ с ] , глух., парн.[ з' ] е- [ э ] -гласн., безуд. м- [ м' ] -согл.,мягк.,парн. [ м ] .звонк., непарн. ь- [ - ] я- [ й' ] -согл.,мягк., непарн., звонк., непарн. - [ а ] -гласн., ударн. 5б., 5зв. Разбор слова по составу настольный 1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова: настольный, настольного, настольным, о настольном. Окончание –ый, основа настольн- 2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова: стол, столик, столовая. Общая часть слов – стол-. Это корень. 3. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах. Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный. 4.Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах. Приставка –на-. Такая приставка есть в словах наручный, настенный Предложение1. По цели высказыванияПовеств. Вопросит. Побудит.О чем-либо содержит содержит или о ком-либо вопрос просьбу, сообщается, приказ говорится . ? . ! 2. По интонациивосклиц. невосклиц.3.По структурепростое сложное1 грамматич. основа 2 и более грамматич. основ 4.По строению грамматич. основыодносоставные двусоставные1 главный член есть и подлежащее и член (или подлежа- сказуемое щее или сказуемое) 5.По наличию второстепенных членов предложенияраспростр. нераспростр.кроме грамматич. основы только грамматич. основа есть второстеп. члены предложения Синтаксический анализ предложения 1. Определи цель высказывания предложе-ния. 2. Определи интонацию. 3. Найди грамматическую основу. 4. Найди второстепенные члены предложения и определи, распространенным или нераспространенным является предложение. 5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены. Образец. С юга потянул тёплый ветер. Предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа – ветер потянул, простое, двусоставное, распространенное, однородных членов нет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложение- это группа слов, которая выражает законченную мысль. Грамматическая основа (главные члены предложения) Подлежащее-это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? или что?) Сказуемое-это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает что о нем говорится и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Что происходит с предметом? Каков он? Как найти в предложении грамматическую основу. 1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении. 2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО? 3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? Второстепенные члены предложения Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Подчеркивается - - - - - Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? и обозначает признак предмета. (Поясняет подлежащее и другие члены предложения.) Подчеркивается ~~~~~~~~~~~ Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. (Поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.) Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Подчеркивается -.-.-.-. Члены предложенияглавные второстепенныеподлежащее дополнениесказуемое определениеобстоятельствоЧасти речисамостоятельные служебныеимя существительное предлогимя прилагательное союзглагол частицаместоимениечислительноенаречие№ 1 Оформление предложения.
Работа над ошибками
Выпал снег. Дети рады. № 2 Пропуск, замена и вставка букв. Когда пишешь слово – диктуй его по слогам, медленно тяни каждый звук. Работа над ошибками
№ 3 Заглавная буква в именах собственных. Фамилии, имена, отчества, клички живот-ных, названия рек, городов, деревень, морей, планет, гор, названия газет, журналов называются именами собственными. Имена собственные пишутся с большой (заглавной буквы). Александр Сергеевич Пушкин, город Серов, река Каква, кошка Мурка. Работа над ошибками
№ 4 Гласные после шипящих. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, ЧА – ЩА пиши с буквой А. Живу, пушистый, прячу, ищу, чашка, щавель. Работа над ошибками
Малыши, карандаши, ширина, ушиб. № 5 Перенос слов.
можно нельзя про-смотр просмо-тр стр-ах
можно нельзя ака –ция а-кация акации-я Работа над ошибками
Оси-на, (мали-на, яго-да) № 6 Непроверяемые гласные и согласные. Словарные слова. Написание некоторых слов нужно запоми-нать. Такие слова можно проверить по словарю. Работа над ошибками
Дорога, дорога, дорога. Дорожный, придорожный, внедорожник. Хоккей, хоккей, хоккей. Хоккей, хоккеист, хоккейный. № 7 Безударные гласные, проверяемые ударением. (а, о, и, е, я) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить его так, чтобы на эту гласную падало ударение. М.ря - море Х.л.да – холод, холодный. (Каждую гласную проверяй отдельно) Как изменить слово?
Работа над ошибками
Сады – сад; волна - волны. № 8 Звонкие и глухие согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) Чтобы проверить парную согласную в корне слова или в конце слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная. Мороз – морозы; Ягодка – ягода. Работа над ошибками
Сады – сад; волна - волны. № 9 Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Конь, тень.
Мальчик, больной.
Зорька, письмо.
Бантик, трости.
Работа над ошибками
Ель, тень, пень. № 10 Разделительный мягкий знак.
При произнесении слышен звук [ й ]. Вьюга, семья, бельё. Работа над ошибками
Вьюга, листья, соловьи. № 11 Разделительный твёрдый знак.
При произнесении слышен звук [ й ]. Подъезд, объявление. Работа над ошибками
Съест, объявления, объём.
№ 12 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН…
Сочетания ЧК, ЧН, РЩ, НЧ, НЩ, ЩН – пиши без Ь. Птичка, ночной, кончик, сварщик, мощный. Работа над ошибками
Дочка, речка, мощный № 13 Двойные согласные. (лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб) Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре. Класс, осенний, Алла, жужжит, килограмм. Работа над ошибками
Класс – классный, Анна – Аннушка, дрожжи – дрожжевые. № 14 Непроизносимые согласные. (т, д, л, в)
Честный - честь, звёздный – звезда.
Чудесно – чудо.
праздник чувство
Ужасный – ужас, опасный – опасен.
Работа над ошибками
Звездный – звезда; честный – честь № 15 Правописание предлогов. Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова. Между предлогом и приставкой можно вставить другое слово или вопрос. Сосна росла (у) берега. Сосна росла у (чего? самого) берега. Работа над ошибками
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу Лодка отплыла от берега № 16 Правописание приставок. Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом. Между ними нельзя вставить другое слово или вопрос. Написал, записал, приписал, списал, дописал. Работа над ошибками
Убежала, пришла, написала, прочитала, срисовал. № 17 Ь на конце существительных после шипящих. (после букв Ш, Ж, Щ, Ч) Сущ. Ж.р. М.р. (она, моя) (он, мой) | | Ь нет Ь мышь душ рожь муж помощь лещ дочь меч Работа над ошибками
Луч (м.р.), шалаш (м.р.) Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.) № 18 НЕ с глаголом.
Не играл, не было, не мог, не хочу, не знаю Работа над ошибками
Не_пришел, не_выучил. № 19 Соединительные гласные в сложных словах.
О или Е.
Вертолёт, пароход, пылесос, пулемёт. Работа над ошибками
Водовоз, самолет, теплоход. № 20 Гласные после шипящих. Буквы о, ё после шипящих (Ж, Ш, Щ, Ч) в корне слова
Пчёлы – пчела, жёлтый – желтеть
Шорты, шорох Исключения: жонглер, лечо, шоколад, шоссе, шофер, Шотландия Схема рассуждения. [О] - однок. слово - Е - Ё Ч [о ] рный --- чернеть --- чёрный Ш [о ] л --- вышел --- шёл [О] - однок. слово - нет Е - О Ш [о ] рты --- шортики --- шорты Ш [о ] в --- шовчик --- шов № 21 Обозначение звука [ы] после звука [ц]
Схема рассуждения. [Цы] Ци….. …….цы …..ция исключения
цирк птенцы акация цыпленок цифра синицы секция цыц цыган на цыпочках
№ 22 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо:
Склонение имен сущестительных
№ 23 Правописание окончаний имен существительных после шипящих и Ц. В окончаниях имён существительных после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква Е. № 24 Правописание окончаний имён существительных во множественном числе.
№ 25 Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Для того, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного нужно: 1. определи род прилагательного 2. задай вопрос от существительного 3. посмотри какое окончание в вопросе, такое же и в прилагательном.
К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим № 26 Правописание безударных окончаний глагола. Для того, чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно:
Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение) Глагол
На -ить остальн. 2 спр. 1 спр. + + Терпеть брить Вертеть стелить Обидеть Зависеть Ненавидеть Видеть Смотреть Гнать Дышать Слышать Держать № 27 Правописание Ь после шипящих. Ь Ь Ь 1. сущ. 3 скл. 1. сущ. м. р 2. глаг. Н. ф. 2. сущ. мн. ч. 3. глаг. 2л., ед.ч. 3. крат. прил. 4. глаг. повел. накл. 5. нареч. Иск.. уж замуж невтерпеж № 28 Ь в неопределенной форме глагола. (-тся –ться)
Работа над ошибками
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь. № 29 Правописание суффиксов Правописание суффикса –ок Пишется всегда под ударением. После шипящих в - суффиксе –ок - всегда пишется гласная о Правописание суффиксов –ец- и -иц-. В именах существительных мужского рода пишется суффикс –ец-. В именах существительных женского рода пишется суффикс –иц-. Правописание сочетаний –ичк-,-ечк- Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица. В остальных суффиксах пишется сочетание –ечк- Правописание сочетаний –инк-,-енк- Сочетание –инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием –а Сочетание –енк- пишется в словах, образованных от слов на -на, -ня. Имя существительное.
М. р. Ср. р. Ж.р. (он, мой) (оно, моё) (она, моя)
Одушевлённые существительные отвечают на вопрос Кто? и называют предметы живой природы. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Что? И называют предметы неживой природы. Склонение существительных
Прилагательное
Чей? Чья? Чьё?
Прилагательные бывают
1. указывают на качество предмета – цвет, размер, свойство 2. можно подобрать антонимы 3. может быть краткая форма 4.от кач. прил. можно образовывать прил. с приставкой не 5. можно подставить слова «более – менее» 6. образуются при помощи суффиксов –оват-, -еват-, -еньк, -оньк- 7. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сильный – сильнее – более сильный – сильнейший – самый сильный
1.Указывают
2. нельзя подобрать антонимы 3. нет краткой формы 4. нельзя подобрать слова «более- менее» 5.образуются от существительных при помощи суффиксов -н-, -ан-, -ян-, -ск-, -ин-, -ов-, -онн- (-енн-) Деревянный, утренний, лесной. Сущ….н ---- прил. нн Сущ. ---- прил. н
1.указывают на принадлежность к кому-либо лицу или животному 2.отвечают на вопросы Чей? Чья? Чьё? 3. образуются при помощи суффиксов – -ин-, (-ын-), -ий-, -ов-, -ев- Папин (плащ), волчье (логово), сестрицын Глагол
Что делать? Что сделать? | | несовер. вид соверш. вид
Прош. в. Наст. в. Буд. в. | |___________| Что делал? изменяется Что сделал? | | | по лицам по числам изменяется | | | | | по 1л. 2л. 3л. ед.ч мн. ч. числам |__________________| | | спряжение ед.ч мн. ч. | | | | | 1 спр. 2 спр. М.р. ж.р. ср.р. [] ударн. | | Е И [] безударн. | По н.ф. | | -ить остальные | | 2 спр. 1 спр. Как определить вид глагола 1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему во просы. 2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? — это глагол несовершенного вида. 3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? — это глагол совершенного вида. Прочитал — вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал — вопрос что делал? Глагол несовершенного вида. Как определить спряжение глагола 1. Если окончание ударное, спряжение определить легко. 2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го лица множест венного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать оконча ние — -ут/-ют или ат/-ят) или начальную форму. 3. Если в начальной форме глагол оканчивается на -итъ (кроме глаголов брить, стелить), то это глагол 2-го спряжения. 4. Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1-го спряжения. Глаголы-исключения: Гнать, дышать, держать, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, А ещё смотреть, терпеть. Правописание окончаний глаголов
Глаголы хотеть, бежать - разноспрягаемые Местоимение
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, такой, то, этот, все и др.
Личные местоимения
Личные местоимения изменяются по падежам. Местоимения с предлогами пишутся раздельно: за нас, к тебе, за тобой, от меня, для нас. После предлогов у местоимений 3 лица пишется буква Н: от него, за ней, перед ними, от них.
Предлог Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, о, под, над, с… - это предлоги.
Как отличить предлог от приставки? (Смотреть правила № 15, 16) Морфологический разбор слова. 1. Часть речи. 2. Начальная форма: Сущ. Прил. Глаг. В ед. ч. В ед. ч., м.р. Неопр.ф. (какой?) (что делать? что сделать?) 3. Постоянные признаки: У сущ. – собств.\нариц., одуш.\неодуш., род, скл. У прилаг. – качеств.\относит.\притяж. У глагола – вид (соверш.\несоверш.), спряжение (1 или 2) 4. Непостоянные признаки: У сущ. – число, падеж У прилаг. – род (только в ед.ч.), число, падеж У глагола – наклонение (изъявит, условн., повелит.) время (прош., настоящ., будущ.) лицо (1 , 2 или 3) число, род 5. Член предложения. Морфологический разбор наречия. 1. Часть речи. 2. Член предложения (Наречие – неизменяемая часть речи.) У наречия нет окончания. На поляну выбежал заяц. 1. (На) поляну – имя существительное. 2. Начальная форма – поляна. 3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, ж.р., 1 скл.. 4. Непостоянные признаки: ед.ч., предложный падеж. 5. В предложении является обстоятельством: (выбежал) на поляну -.-.-.-.-.-.-.- 1. (за) высоким (забором) – имя прилагательное 2. Начальная форма – высокий 3. Постоянные признаки: качественное 4. Непостоянные признаки: ед.ч., творительный падеж, м. род. 5. Забором (каким?) высоким - определение ~~~~~~~~~
Состав слова Родственные слова – это слова, сходные по смыслу и имеющие общую часть (корень) Однокоренные слова – это слова, образованные от одного и того же корня.
Что делать? Кто? Какой? Что? Как? Корень Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Корень – это главная неизменяемая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Приставки
-вы, по, в выход, поход, вход -пере, при переход, приходить -у, за, на улетел, зашёл, находка -про, с пробежал, спел до, об, под,… дописал, объезд, подъём 2. Приставки –вз (-вс), -воз (-вос), -из (-ис), -через (-черес), -раз (-рас), -без (-бес)
Безлюдный, известный
Рассказ, беспокойный
Приставки с гласной а: за-, на-, над-. 3. Приставки с гласной о: от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-. Приставки з- не бывает, есть приставка с-.
Суффиксы 1. – ик-, - ок-, - ек- – придают слову уменьшительно-ласкательный оттенок
Садик – садики.
Замочек – замочки. 2. – очк-, -ечк- козочка, книжечка -еньк-, -оньк- серенький, лисонька -ушк-, -юшк- дедушка, полюшко (-ышк-) солнышко -к- машинка -онок-, -енок- волчонок, львёнок 3. Указывают на принадлежность к профессии. -ист-, -тель- машинист, строитель -чик-, -щик-, часовщик, лётчик -ник-, -арь- лесник, пекарь Д Т остал. З -чик- согл. –щик- С Ж лётчик сварщик
-а-, -я- бежать, стрелять -и-, -л- входить, уехал -е-, -о- увидеть, построить
-н-, -нн- больной -ан-, -ян-, -енн- -ев-, -ов- грушевый, сливовый
-в-, -ск-, -ек-, -очек-, -иц-, -ец-, -ищ-, -ёр-, -инк-, -лив- -анин-, -янин-, -евн-, -евич-, -ич-, -овн-, -ович-, -иничн-, -ость- Как проверить безударное окончание?
Окончание
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочник по русскому языку
В данном справочнике собран материал по русскому языку по программе "ХХ1 век". Здесь же дети могут найти помощь при выполнении работы над ошибками. Материал изложен в доступной форме для детей - в вид...
"Личный помощник" Справочник по русскому языку и литературе
"Личный помощник" - справочник по русскому языку и литературе, содержащий опорные схемы и памятки для учащихся, родителей и студентов. Весь материал представлен пятью блока...
Справочник по русскому языку
Данный материал представляет собой справочное пособие по русскому языку для учащихся начальной школы...
Справочник по русскому языку для 2 класса
Справочник по русскому языку разработан для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями школьной программы....
Мой справочник по русскому языку
Материал справочника вносится по мере изучения (с 1 класса)....
Справочник по русскому языку
Справочник по русскому языку...
Справочник по русскому языку
Справочник для минуток чистописания на основе культурологического подхода...