ФГОС Кружок "Русское слово" Занятие "Слово"
план-конспект урока (русский язык, 2,3,4 класс) по теме

Конспект занятия  кружка "Русское слово"  Тема: "Слово-крепче печати" Цель занятия: помочь открыть и присвоить детям ключевые жизненные понятия : "слово", "сила", "сказка", "солнце", "счастье" через древние Имена Букв. Задачи: формировать осознанное  отношение к слову как к орудию созидания, расширять и углублять словарный запас детей, пробуждать интерес к родному языку, к родной истории, к исследовательской деятельности. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo._zanyatie_kruzhka..docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

 

Занятие кружка «Русское слово»

Тема занятия: «Буква С – Слово»

Цель: помочь открыть детям и присвоить некоторые ключевые  жизненные понятия: « слово», «сказка», «счастье», «сила», «свет»  через графический и именной образ букв.

Задачи: воспитывать осознанное и бережное отношение к слову как к орудию созидания, расширять и углублять словарный запас детей, формировать умение слаженно работать в группе.

Оборудование: презентация «Слово», мяч, мягкая  игрушка «Солнышко».

Учитель. Здравствуйте, ребята. В очередной раз мы собрались с вами на  занятие кружка «Русское слово».

Разгадайте кроссворд  и узнаете тему нашего занятия:

  1. Наливное яблочко по синему блюдечку катится.(Солнце)
  2.  Белые горошки на зелёной ножке. Белые опадают, красные вырастают. (Ландыши)

3.Рук нет, а рисует, зубов нет, а кусает. (Мороз)

4.Кто из птиц порой ночной о любви поёт весной? (Соловей)

5. Голубое зеркало, каёмочка из гор, выходи на лодочке на его простор. (Озеро)

По вертикали читаем: «Слово»

Дети читают стихотворение Вадима Шефнера «Слова»:

1. Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

2.Словом можно простить, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

4.Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамёна в чехле их в душе берегу.

5.Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

6.И не делай их слугами в мелком быту-

Береги изначальную их чистоту.

7.Когда радость - как буря, иль горе- как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

Учитель. Есть и пословицы о слове. Предлагаю их собрать из частей и объяснить их смысл: «Выпустишь словечко-не догонишь на крылечке. Слово - крепче печати.»

Учитель. А какое  современное выражение  о слове скоро станет пословицей? «Слова материальны»,- слышим мы на каждом шагу. Как вы это понимаете?

Учитель. В чём же секрет слов? Как нам узнать? Что или кто нам может помочь разгадать этот секрет?  (Сами буквы, из которых состоят  слова.) Итак, первая буква в слове «Слово»-«с». Кто помнит её древнее Имя? (Слово)

Учитель. Вы уже достаточно знаете об именах букв и их графическом значении. Ребята подготовили небольшие обобщающие сообщения о древнем  графическом смысле буквы «Слово» и презентацию.

1 ученик. В старину была буква «Лель» (1 слайд). На что похожа эта буква? (На руки матери, держащей младенца, а также на зыбку, люльку -помните, мы видели  люльку в музее?) Эта буква была названа по имени древнерусской богини весны Лели и её брата Леля, У великой Лады, у Матери Лады, была юная дочь. Звали её просто Доченька — Леля, Лелюшка, Полелюшка. Недаром любимое детище до сих пор не просто растят — лелеют, колыбель зовут люлькой, а само дитя нет-нет да покличут нежно лялечкой (и ласка, и оберег) именем прекрасной Богини Лады (Священный зов). 

Значение имени богини Лады заключается в понятии Порядка (Родового Строя) и Гармонии (Ладности Души и Тела), а также служит описанию всего самого прекрасного и изящного. Поэтому и символом самой богини Лады является самое любимое в народе дерево - берёза. К месту будет вспомнить и о том, что именно Русскую Берёзу принято считать магическим символом Руси. 

Богине Ладе всегда свойственны светлые черты, зимой - блондинки в снежном одеянии, а начиная с весны - девушки с золотыми волосами, коронованной венком из цветов. Именно благодаря традиционным жертвоприношениям богине Ладе, сегодня существует обычай дарить любимым женщинам (воплощениям Лады) цветы.

 (2 слайд). Имя этой буквы сохранилось в словах «лелеять», «лёля», а также в изменённом виде в песнях «Люли-люли, стояла», «лёли- лель», а в современном варианте «ля-ля-ля».(3 слайд-музыкальный). Физминутка-хоровод.

Учитель. Что же означает слово «лелеять»?

(Заботиться, воспитывать с любовью, холить, ухаживать, хвалить, поддерживать во всём) - 4 слайд.

Учитель. А слово «лёля»?

(Это крёстные мать и отец, и их задача помогать  родителям  лелеять ребёнка).

 2 ученик. Давайте поставим букву «Лель» вертикально. Какую букву получим? С. Так чем же лелеют? Словом. Для чего же нужны слова? Слова не для того, чтобы ими ранить или убивать. Слова нужны, чтобы лелеять. Кого можно лелеять словом? Что можно лелеять словом? Всё вокруг. Всех вокруг. (5 слайд)

 «А зачем лелеять?» –спросите вы. Если мы начертим числовую ось и разместим на ней букву С, то увидим, что буква направлена своими лучами как руками вперед, в будущее. Значит, Слово лелеет будущее.

3 ученик. Вы знаете, что такое «бумеранг»?  Буква С  и есть этот бумеранг - что кинешь в пространство, какое слово, то и вернётся к тебе – лови. Рассмотрим по частям «СЛОВО». Увидели в нём другое слово «лов»? Вот и ловите букву-бумеранг в пространстве.

 (7 слайд)

Учитель. Бумеранга у нас нет, зато есть мячик. Предлагаю поиграть в игру «Бумеранг». Вставайте в круг. Кидая мячик одному из ребят, произносите какое-нибудь важное слово. Это слово может быть как обобщённым  понятием, так и похвалой. Тот, кому кинули мяч, возвращает его с этим же словом этому же ученику. А затем забирает мяч и, придумывая слово, кидает мяч с этим словом другому.

4 ученик. Если рассмотреть по именам букв, то получим:

С- Слово,

Л- Людям

О- Он, новое пространство, окно в мир

В- Веды
О- Он. Значит, слова открывают людям окно в мир, ведут их в новое пространство, в окружающий мир.

Вот какая важная буква С! (8 слайд)

Учитель. Много есть слов, начинающихся с этой буквы. Вспомните их.

Существительное, суть, счастье, солнце, сила, сказка, соловей, сестра, свет, Святогор, соль, сладость. Предлагаю продолжить работу по составлению нашего именного словаря, где Имена Букв и будут основой словарной статьи. Будем работать в группах. Выберите  слово для группы. Подсказки с именами букв у вас на столах. (Примерные статьи: СИЛА- Слово Иже Людям Азы. Значит, сила, прежде всего,  в слове. СВЕТ- Слово Веды Есть Твёрдо. Значит, слово –это свет знаний, а свет-это слова. Недаром говорят, что «Ученье-свет». СКАЗКА-Слово Как Азы Как  Азы . Действительно, сказки учат малышей азам жизни- как надо правильно поступать; что существует  в природе. СОЛНЦЕ- Слово Отца   Людям Нашим Цым (дающее энергию) Есть. Солнышко с древности почиталось на Руси как главное божество, ведь на самом деле, оно даёт жизненную энергию всему живому на Земле,  а движение Земли вокруг Солнца меняет  времена года.)

 Дополнительно.Учитель. А теперь грамматическая задача. На доске слова:

Солнце, соль, соловей, сладость. Если бы в древности существовало правило о том, что такое однокоренные слова, можно ли было бы отнести эти слова о группе однокоренных слов? Объясните свое предположение.

        

 РЕФЛЕКСИЯ. Что понравилось? Что было новым для вас? Какую основную мысль вы взяли для себя с нашего занятия? Встанем в круг. Передавая игрушку «солнышко», говорите  друг другу те прекрасные слова, которые лелеют. Что вы испытываете, когда вам дарят хорошие слова ? Приятно. Сладко.

Задумайтесь об этом слове, прочувствуйте его. Поговорим о нём завтра на уроке русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения

В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...

ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по литературному чтению   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  окружающему миру   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...

ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  технологии   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...

Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.

Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....