Урок русского языка в 3 классе
материал (русский язык, 3 класс) по теме

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме " Правописание парных согласных в корне слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 15»

п. Равнинного Новоалександровского района

Данилюк Вера Дмитриевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Урок русского языка в 3 классе.

Тема.  «Правописание парных согласных в корне слова»


Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель для учителя: создать благоприятные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»; перевести деятельность учащихся от репродуктивного уровня до творческого за счет модульной технологии; продолжать развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, коммуникативные умения; воспитывать культуру общения, ответственность за труд.

Цели для ученика:  Знать – парные согласные – способы проверки парной согласной в                        корне слова.

Уметь:  1 уровень – находить слова с данной орфограммой и проверять их, используя один из способов (изменить слово по форме и подбирать родственное слово).

2 уровень – конструировать и составлять предложения, используя слова с парными согласными.

3 уровень – выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.

Оборудование: сигнальные карточки, модульные карточки, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, таблица, игра

Ход урока.

Организационный момент.

Цель: проверить готовность учащихся к уроку.

- Проверь все ли у тебя в порядке? Книжки, ручки и тетрадки?

Самоорганизация. Самопроверка.

Проверка домашнего задания.

Цель: проверить правильность выполнения домашнего задания  с. 82 №217

Учитель: Какое умение отрабатывали, выполняя данное упражнение?

Дети: умение подбирать слова – антонимы, записывать слова с орфограммой «Парные согласные в корне слова»

Учитель называет слова, дети устно называют слова – антонимы и показывают букву орфограмму, которую написали.

Широкая река – узкая, тяжелый груз – легкий, высокий берег – низкий, горький лук – сладкий мед, густой лес – редкий, жесткий хлеб – мягкий.

Учитель: что помогло выполнить упражнение?

Дети: знание правила и способ проверки.

Учитель: Кому было трудно? Кто обращался за помощью к кому – либо? Самоосмысление. Рефлексия + все с заданием справились.

Актуализация опорных знаний по теме.

Учитель: Посмотрите на доску, что видите?

Дети: таблицу и алгоритм по теме «Парные согласные в корне слова».

Учитель: Рассмотрите, как можно проверить согласные в корне слова? Какие способы проверки заложены в правиле, в алгоритме? ( таблица, алгоритм на доске)

Учащиеся называют способы проверки и доказывают:

  1. 1 способ – измени слово: мед – меда, глаз – глаза.
  2. 2 способ – подбери однокоренное слово: мягкий – мягок, снежки – снежок, ошибка – ошибочка.

Учитель: Значит какова тема урока? Что знаем, умеем по данной теме?

Дети отвечают.

Учитель: Наша главная цель – обобщить знания по теме и уметь применять их на практике. (экран)

Устная работа по таблице.

Учащиеся объясняют орфограмму и совместно выводят тему урока, а также знания и умения по теме.

Учитель сообщает главную цель урока (использование ИКТ)

Отработка материала.

Цель: отработка умений и навыков по теме через выполнение заданий различного характера.

Работа по учебнику  стр. 80 № 210. Ученик выразительно читает стихотворение «Снег идет»

Тихо – тихо снег идет

Белый снег мохнатый

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

Выйдет мама на порог

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему окошку?»

(М.Познанская)

Учитель: Понравилось ли стихотворение? Почему? Чему удивится мама?

Дети выписывают слова с изученной орфограммой, рассуждая так: пишу слово СНЕГ, слышится на конце звук «К», проверяю – изменяю форму слова – СНЕГА, после согласной стоит гласный, пишу букву «ГЭ» и т.д.

Устная работа. Игра «Открытый микрофон».

Учитель: Какие слова вы знаете еще, подходящие к теме «Зима?».

Дети:  Сугроб, варежка, шапка, мороз, мягкий, снежки, лед, шубка, снег, скользкий, пруд.

Учитель сообщает,  что данные слова пригодятся при выполнении других заданий. Учащиеся устно в «микрофон» называют и объясняют слова по теме. Дети работают по карточкам ос словосочетаниями:

1в. Ле…кая шу…ка, мя…кая варе…ка.

2в. Скол…кий лед, сильный моро….

Учащиеся диктуют друг другу слова, объясняют способы проверки, организуют самопроверку, затем контрольная пара рассуждает вслух. Учитель комментирует ответы и выставляет оценки.

Учитель: Какие знания помогли выполнить данное задание?

Ученики: Знания правила и умение правильно подбирать способ проверки.

Учитель: Я довольна вами. Поднимите сигнал, какое у вас настроение?

Физпауза. Упражнения для снятия усталости с глаз.

Работа по развитию речи.

Учитель: Что предлагаете составить из слов на тему «Зима?»

Ученики: Предложения. Устное составление предложений о зиме.

Ребята катаются на салазках. На дворе сильный мороз. Пушистый снег шел всю ночь. Мы играем в снежки. Зимняя сказка приходит на Новый год.

Ученики записывают предложения под диктовку.

 Птицам зимой холодно. Я сделал кормушку для птиц. Зимняя сказка приходит на Новый год.    

Учитель: Что предлагаете сделать?

Ученики: найти главные члены предложения, обозначить орфограмму «Парные  согласные в корне слова»

Учитель: Расскажите, как проверяли слова с парной согласной в корне слова? Какие способы проверки использовали?  (Устная работа. Развитие речи. Учитель заслушивает несколько предложений. Говорю «спасибо» тем ученикам, которые составили предложения. Запись под диктовку. Желаю успеха. Сверка с образцом. У кого верно ставят +, кто затрудняется -. Ученик рассказывает у доски, пользуясь таблицей.)

Игра «Доскажи словечко».

Цель игры: досказать «мысль» словами с изучаемой орфограммой и запомнить их. Учитель читает им предложения, а они продолжают.

Закрывают дети…(глазки). Детям будут сниться…(сказки). У лисички Любки остренькие …(зубки).У нас общие игрушки, потому что мы …(подружки). Очень подружилась с семью гномами …(Белоснежка).

Учитель: Назовите слова, которые вы заполнили с данной орфограммой.

Дети: Глазки, сказки, зубки, игрушки, подружки, Белоснежка. Проговаривают слова орфографически.

Физпауза. Упражнения для формирования правильной осанки. Внимание на посадку учащихся.

Работа по разноуровневой карточке. Дифференцированный подход.

Учитель предлагает ученикам карточку. Дети внимательно знакомятся с заданием. Выбирают себе задание, показывают сигнал. Синий – конструктивный уровень. Зеленый – задание творческого характера.

Учитель: Кто выбрал №2, №3? Итог выполнения: в классе 8 человек. 2 уровень взяли 3 ученика, выполнили верно -2. 3 уровень взяли 5 учеников, верно выполнили – 4.Проверки: учащиеся, работающие на конструктивном уровне проверяют у консультанта. Учащиеся, работающие на творческом уровне, проверяют у учителя. Результат. Устная коррекция (2 ученика допустили ошибки в построении предложений)

Учитель: хотите проверить свои умения по теме?

Работа с текстом. Самостоятельная сверка по ключу (экран)

Итог урока.

Учитель: Какие знания пригодились на уроке? Какое главное умение отрабатывали?

Дети рассказывают правила проверки парной согласной. Снова возвращаются к тем умениям, что записаны на доске.

Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания. Самовыбор  задания. №220 стр. 83. Задание. Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму №3.; №221 стр. 84. Задание. Составить рассказ по теме «Зима» (пригодятся те словосочетания, которые были использованы на уроке).

Рефлексия: Кто доволен собой? Кому было легко? Кому нужна была помощь?

Учитель: Дети, спасибо вам за сотрудничество, за ваши знания. Молодцы! Желаю успеха!

Карточка.

Цель: проверить знания по теме. Выбери задание по цветовому сигналу. Покажи учителю.

  1. Составь из слов предложение. Запиши его, вставь пропущенные буквы в слове (устно подбери проверочные слова)

На ветвях, лежит, сне…, мя…ких, бере…. Сверь с консультантом, оцени себя. Сделай вывод: что помогло в работе (конструктивный уровень).

  1. Прочитай предложение, исправь ошибки. Надеваю шупку, варешки, беру саласки и бегу на улицу  .Работа в карточке. Сверь с учителем. Оцени себя. Сделай вывод: что помогло в работе? (творческий уровень)
  2. Вывод: Какое умение отрабатывали?

 

Тест по изученной теме:

  1. Проверочным для слова голубка является слово:

а) голуби          б) голубь        в) голубой

2.   Для буквы «д» парой является буква:

а) п         б) р           в) т

3.    В словах рыбе…ки, избу…ка пропущена буква:

а) ж         б)ш           в) д

4.   Найди слово с парной согласной, требующей проверки

а) лодочка     б) лодка           в) лодочный

5.   Выбери и подчеркни слова с парной согласной в корне слова:

Ночка, варежка, каменщик, глазки, зубки, горка, варежка

Ключ: 1) а    2) в    3) б    4)  а    5: сказка, варежка, зубки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...