Урок русского языка в 3 классе
материал (русский язык, 3 класс) по теме
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме " Правописание парных согласных в корне слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»
п. Равнинного Новоалександровского района
Данилюк Вера Дмитриевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Урок русского языка в 3 классе.
Тема. «Правописание парных согласных в корне слова»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель для учителя: создать благоприятные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»; перевести деятельность учащихся от репродуктивного уровня до творческого за счет модульной технологии; продолжать развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, коммуникативные умения; воспитывать культуру общения, ответственность за труд.
Цели для ученика: Знать – парные согласные – способы проверки парной согласной в корне слова.
Уметь: 1 уровень – находить слова с данной орфограммой и проверять их, используя один из способов (изменить слово по форме и подбирать родственное слово).
2 уровень – конструировать и составлять предложения, используя слова с парными согласными.
3 уровень – выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.
Оборудование: сигнальные карточки, модульные карточки, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, таблица, игра
Ход урока.
Организационный момент.
Цель: проверить готовность учащихся к уроку.
- Проверь все ли у тебя в порядке? Книжки, ручки и тетрадки?
Самоорганизация. Самопроверка.
Проверка домашнего задания.
Цель: проверить правильность выполнения домашнего задания с. 82 №217
Учитель: Какое умение отрабатывали, выполняя данное упражнение?
Дети: умение подбирать слова – антонимы, записывать слова с орфограммой «Парные согласные в корне слова»
Учитель называет слова, дети устно называют слова – антонимы и показывают букву орфограмму, которую написали.
Широкая река – узкая, тяжелый груз – легкий, высокий берег – низкий, горький лук – сладкий мед, густой лес – редкий, жесткий хлеб – мягкий.
Учитель: что помогло выполнить упражнение?
Дети: знание правила и способ проверки.
Учитель: Кому было трудно? Кто обращался за помощью к кому – либо? Самоосмысление. Рефлексия + все с заданием справились.
Актуализация опорных знаний по теме.
Учитель: Посмотрите на доску, что видите?
Дети: таблицу и алгоритм по теме «Парные согласные в корне слова».
Учитель: Рассмотрите, как можно проверить согласные в корне слова? Какие способы проверки заложены в правиле, в алгоритме? ( таблица, алгоритм на доске)
Учащиеся называют способы проверки и доказывают:
- 1 способ – измени слово: мед – меда, глаз – глаза.
- 2 способ – подбери однокоренное слово: мягкий – мягок, снежки – снежок, ошибка – ошибочка.
Учитель: Значит какова тема урока? Что знаем, умеем по данной теме?
Дети отвечают.
Учитель: Наша главная цель – обобщить знания по теме и уметь применять их на практике. (экран)
Устная работа по таблице.
Учащиеся объясняют орфограмму и совместно выводят тему урока, а также знания и умения по теме.
Учитель сообщает главную цель урока (использование ИКТ)
Отработка материала.
Цель: отработка умений и навыков по теме через выполнение заданий различного характера.
Работа по учебнику стр. 80 № 210. Ученик выразительно читает стихотворение «Снег идет»
Тихо – тихо снег идет
Белый снег мохнатый
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
Выйдет мама на порог
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему окошку?»
(М.Познанская)
Учитель: Понравилось ли стихотворение? Почему? Чему удивится мама?
Дети выписывают слова с изученной орфограммой, рассуждая так: пишу слово СНЕГ, слышится на конце звук «К», проверяю – изменяю форму слова – СНЕГА, после согласной стоит гласный, пишу букву «ГЭ» и т.д.
Устная работа. Игра «Открытый микрофон».
Учитель: Какие слова вы знаете еще, подходящие к теме «Зима?».
Дети: Сугроб, варежка, шапка, мороз, мягкий, снежки, лед, шубка, снег, скользкий, пруд.
Учитель сообщает, что данные слова пригодятся при выполнении других заданий. Учащиеся устно в «микрофон» называют и объясняют слова по теме. Дети работают по карточкам ос словосочетаниями:
1в. Ле…кая шу…ка, мя…кая варе…ка.
2в. Скол…кий лед, сильный моро….
Учащиеся диктуют друг другу слова, объясняют способы проверки, организуют самопроверку, затем контрольная пара рассуждает вслух. Учитель комментирует ответы и выставляет оценки.
Учитель: Какие знания помогли выполнить данное задание?
Ученики: Знания правила и умение правильно подбирать способ проверки.
Учитель: Я довольна вами. Поднимите сигнал, какое у вас настроение?
Физпауза. Упражнения для снятия усталости с глаз.
Работа по развитию речи.
Учитель: Что предлагаете составить из слов на тему «Зима?»
Ученики: Предложения. Устное составление предложений о зиме.
Ребята катаются на салазках. На дворе сильный мороз. Пушистый снег шел всю ночь. Мы играем в снежки. Зимняя сказка приходит на Новый год.
Ученики записывают предложения под диктовку.
Птицам зимой холодно. Я сделал кормушку для птиц. Зимняя сказка приходит на Новый год.
Учитель: Что предлагаете сделать?
Ученики: найти главные члены предложения, обозначить орфограмму «Парные согласные в корне слова»
Учитель: Расскажите, как проверяли слова с парной согласной в корне слова? Какие способы проверки использовали? (Устная работа. Развитие речи. Учитель заслушивает несколько предложений. Говорю «спасибо» тем ученикам, которые составили предложения. Запись под диктовку. Желаю успеха. Сверка с образцом. У кого верно ставят +, кто затрудняется -. Ученик рассказывает у доски, пользуясь таблицей.)
Игра «Доскажи словечко».
Цель игры: досказать «мысль» словами с изучаемой орфограммой и запомнить их. Учитель читает им предложения, а они продолжают.
Закрывают дети…(глазки). Детям будут сниться…(сказки). У лисички Любки остренькие …(зубки).У нас общие игрушки, потому что мы …(подружки). Очень подружилась с семью гномами …(Белоснежка).
Учитель: Назовите слова, которые вы заполнили с данной орфограммой.
Дети: Глазки, сказки, зубки, игрушки, подружки, Белоснежка. Проговаривают слова орфографически.
Физпауза. Упражнения для формирования правильной осанки. Внимание на посадку учащихся.
Работа по разноуровневой карточке. Дифференцированный подход.
Учитель предлагает ученикам карточку. Дети внимательно знакомятся с заданием. Выбирают себе задание, показывают сигнал. Синий – конструктивный уровень. Зеленый – задание творческого характера.
Учитель: Кто выбрал №2, №3? Итог выполнения: в классе 8 человек. 2 уровень взяли 3 ученика, выполнили верно -2. 3 уровень взяли 5 учеников, верно выполнили – 4.Проверки: учащиеся, работающие на конструктивном уровне проверяют у консультанта. Учащиеся, работающие на творческом уровне, проверяют у учителя. Результат. Устная коррекция (2 ученика допустили ошибки в построении предложений)
Учитель: хотите проверить свои умения по теме?
Работа с текстом. Самостоятельная сверка по ключу (экран)
Итог урока.
Учитель: Какие знания пригодились на уроке? Какое главное умение отрабатывали?
Дети рассказывают правила проверки парной согласной. Снова возвращаются к тем умениям, что записаны на доске.
Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания. Самовыбор задания. №220 стр. 83. Задание. Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму №3.; №221 стр. 84. Задание. Составить рассказ по теме «Зима» (пригодятся те словосочетания, которые были использованы на уроке).
Рефлексия: Кто доволен собой? Кому было легко? Кому нужна была помощь?
Учитель: Дети, спасибо вам за сотрудничество, за ваши знания. Молодцы! Желаю успеха!
Карточка.
Цель: проверить знания по теме. Выбери задание по цветовому сигналу. Покажи учителю.
- Составь из слов предложение. Запиши его, вставь пропущенные буквы в слове (устно подбери проверочные слова)
На ветвях, лежит, сне…, мя…ких, бере…. Сверь с консультантом, оцени себя. Сделай вывод: что помогло в работе (конструктивный уровень).
- Прочитай предложение, исправь ошибки. Надеваю шупку, варешки, беру саласки и бегу на улицу .Работа в карточке. Сверь с учителем. Оцени себя. Сделай вывод: что помогло в работе? (творческий уровень)
- Вывод: Какое умение отрабатывали?
Тест по изученной теме:
- Проверочным для слова голубка является слово:
а) голуби б) голубь в) голубой
2. Для буквы «д» парой является буква:
а) п б) р в) т
3. В словах рыбе…ки, избу…ка пропущена буква:
а) ж б)ш в) д
4. Найди слово с парной согласной, требующей проверки
а) лодочка б) лодка в) лодочный
5. Выбери и подчеркни слова с парной согласной в корне слова:
Ночка, варежка, каменщик, глазки, зубки, горка, варежка
Ключ: 1) а 2) в 3) б 4) а 5: сказка, варежка, зубки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...