Работа над непроверяемой гласной в корне.
статья по русскому языку на тему
В статье дана классификация работы над словарными словамии и виды упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_neproveryaemoy_bezudarnoy_glasnoy..docx | 206.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Бадаева Елена Ивановна
Ст.Калниболотская
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке русского языка. Работу по усвоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.
Предъявление слова.
В настоящее время используются следующие способы:
- Чтение загадок, отгадывание её учащимися;
- Рассматривание предметной картинки;
- Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым слуховым образом слов.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы.
- Активизация умственной деятельности учащихся и их памяти.
- Обучающий характер учебной деятельности.
- Регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников (по всем дисциплинам), изучаемым в данном классе, художественных произведений.
Все словарные диктанты классифицированы.
а) по форме работы (простые и творческие)
б) по виду восприятия (слуховые и зрительные)
Эта схема позволяет творчески подойти к проведению словарной работы, разнообразить её, сделать более эффективной.
Схема – классификация словарных слов
- предупредительный
-объяснительный
- выборочный
- картинный
- по памяти
- загадкам
- по перфокартам
- с пропущенными буквами
- с использованием сигнальных карточек
- по описательному обороту
- предупредительный
- объяснительный
- выборочный
- по памяти
- по загадкам
- по описательному обороту
- с использованием сигнальных карточек
----предуп
Зрительные
Слуховые
Простые
Словарные диктанты
Творческие
Слуховые
Зрительные
- группировка по орфографическим признакам
- подбор родственных слов
- запись цепочкой слов
-подбор синонимов, антонимов
- подбор слов с общим признаком
- запись по алфавиту
- запись с исправлением ошибок
- работа с деформированными словами
- запись слов с аналогичной орфограммой
- составление словосочетаний
- использование ребусов
-использование кроссвордов
- использование словаря
-по пословицам
- по перфокартам
- составление рассказа по опорным словам
- работа с деформированным текстом
- группировка по орфографическим признакам
- подбор родственных слов
- запись цепочкой слов
-подбор синонимов, антонимов
В процессе обучения написания с непроверяемыми гласными используются следующие приёмы обучения.
- Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащают словарь учащихся, усвоению синтаксического строя речи.
Например, учащимся предлагается составить предложения со словами – класс, завод, Москва и др. Учащиеся составляют и записывают предложения.
Столица нашей Родины – Москва.
Мой брат учиться в седьмом классе.
- Сочинение по опорным словам.
Учитель предлагает написать сочинение на тему «Школа», используя слова: ребята, орфограмма, аккуратный, хорошо, класс, коллектив, вместе, счёт, пенал, товарищ, сочинение и др.
- Шуточные вопросы.
- В каком слове спрятались ноты?
(ситуация, ребята, дорога, ремонт, решение, деревня, фамилия, сирень, помидор, миллиметр)
- Какое слово любит ворона?
(карандаш, картина, карниз, карнавал)
- Какое слово любит лягушка?
(Москва)
- В каком слове растёт ель?
(учитель)
- В каком слове спряталось животное?
(стрекоза, баранка)
- Подбор слов с общим признаком.
Капуста, … - овощи.
Город, … - населённые пункты.
Соловей, … - птицы.
Сиреневый, … - цвета.
Заяц, … - дикие животные.
5.Послушать загадку и записать отгадку.
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза)
Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. (коньки)
Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)
- Подобрать и записать слова к схемам.
А | О |
ЗАВОД | МОРОЗ |
. . . . . . | . . . . . . . |
Е | О-О |
ПЕНАЛ | МОЛОКО |
. . . . . . . | . . . . . . . . . |
- Подобрать подходящие словарные слова.
Школьный учитель.
Русский … … … .
Чистая … … … .
Синий … … … .
Парное … … … .
Прилежный … … … .
Первый … … … .
Охотничья … … … .
Известная … … … .
Душистая .. … … .
- На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.
Слово – не (воробей) , вылетит – не поймаешь.
За двумя (зайцами) погонишься – ни одного не поймаешь.
Каков мастер, такова и (работа).
В гостях (хорошо), а дома лучше.
Собирай по ягодке – соберёшь кузовок.
(Язык) болтает – рукам мешает.
Не велик (мороз), да краснеет нос.
(Посуда) любит чистоту.
(Москва) – всем городам мать.
- Картинный словарный диктант.
Детям предлагается прочитать слова на доске. Затем слова закрываются. Учитель показывает картинки. Если название изображаемого предмета на картинке совпало с записью на доске, то это слово записывается в тетрадь.
- Записать словарные слова, используя сюжетную картинку.
- Образовать от имён существительных имена прилагательные, глаголы.
Народ – народный
Яблоко – яблочный
Север – северный
Ромашка – ромашковое
Путешествие – путешествовать
Одежда – одеваться
Коллекция – коллекционировать
- Перфокарты со словарными словами.
Словарь
Пш ница
К ньки
П мидор
Ш фёр
М тро
С ница
Ябл ко
- Послушать и записать словарные слова.
Воробей взлетел повыше.
Видно всё с высокой крыши.
Март месяц, а метель, мороз …
Купили маме мы мимоз.
Умники. Е. Благинина.
Петуха спросили дети.
-Почему зовут вас Петей.
Так ответил Петя детям.
-Хорошо умею петь я. И.Коньков.
- Взять слово. На каждую букву записать выученные словарные слова.
З - ЗАЯЦ
А - АЛЛЕЯ
В - ВАГОН, ВМЕСТЕ
Т - ТОВАРИЩ
Р - РИСУНОК
А - АРОМАТ
К - КОРЗИНА, КОЛЛЕКЦИЯ, КЛАСС
- Карточки
- Запишите словарные слова, и в красной колонке появиться слово, с которым должны познакомиться на уроке.
С | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Т | |||||||||||||||||||||||||||||||||
П | |||||||||||||||||||||||||||||||||
В | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Л | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Р | |||||||||||||||||||||||||||||||||
М | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(сорока, товарищ, посуда, вдруг, лисица, работа, Москва, капуста)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...
Работа над непроверяемой гласной в корне.
В статье дана классификация работы над словарными словамии и виды упражнений....
Урок русского языка "Слова с непроверяемыми гласными в корне"
"Слова с непроверяемыми гласными в корне"Цель урока. Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне....
Презентация к уроку по теме "Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"
Данный урок- презентация" Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова" представлен в интересной форме, который даёт возможность каждому учащемуся проверить ...
Тест для урока русского языка по теме "Непроверяемые гласные в корне слова. Школа"
Электронный тест для урока русского языка по теме "Непроверяемые гласные в корне слова. Школа". Компьютер сам подсчитает количество правильных и ошибочных ответов, выставит отметку....
Самостоятельная работа на карточке по теме: "Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова" для 2 класса
1.Минумка чистописания.2. Вставить непроверяемые гласные в словарные слова.3. Вставить в слова проверяемые гласные буквы, подобрать и написать проверочное слово, обозначить орфограмму....
Работа воспитателя по запоминанию слов с непроверяемыми гласными в корне слова.
В публикации освещены разные методыя, приёмы и средства для успешного формирования навыка правописания словарных слов....