Конспект по русскому языку.
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Конспект к презентации. Открыть презентацию можно, если есть программа Смартборд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Родительный падеж имён существительных». 4 класс.

Цель: обобщить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (основные значения, вопросы, предлоги, роль в предложении)

Задачи:

- формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже;

- отрабатывать умения в распознавании падежей;

- способствовать формированию грамотного и красивого письма;

- развивать внимание, память, речь.

Оборудование: презентация, компьютер и интерактивная доска, карточки со словосочетаниями, карточки таблицей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа.

Слайд № 1.

На доске:

Берёзовая роща, гордый моряк, быстрая река, острый топор, утренняя роса, дружные ребята.

- Прочитайте. Что можете сказать? (прилаг.+ существ., во всех словах есть буква «р», слова с безударными гласными, которые можно проверить и которые проверить нельзя).

         

- На какие две группы можно распределить?

- Первый вариант записывает словосочетания с непроверяемой безударной гласной в корне слова, второй вариант – с проверяемой.

Проверка: вызвать одного человека к доске из 1 варианта, он у доски выбирает нужные словосочетания  и объясняет свой выбор.

- Почему в этот столбик записали слова?

- 2 вариант, кто не согласен с оставшимися словами?

        3. Минутка чистописания.

               - Какую букву будем писать на минутке чистописания?  Какая буква встречается во всех словах?

                 Слайд № 2.

                 - Рассмотрите образец . Кто может объяснить как правильно пишем заглавную букву Р? ( Пишу клюшку, вверху двойная клюшка ). Составьте с этой буквой свою цепочку и запишите.

             4. Постановка учебной задачи.

                 Слайд № 3.

                 - Мы с вами составляем проект . Как  он называется? (« Я всё знаю  всё о падежах» ).

                  Слайд №4.   

                   - И сегодня вы будете продолжать вести исследовательскую деятельность.

                 - Что вы можете сказать о записанных вами словосочетаниях?  ( по теме проекта). Из каких частей речи они состоят? Что вы можете сказать про существительные?  В каком падеже они записаны? ( И.п.)

                  - Расскажите всё, что вы знаете об именительном падеже? (пользуясь таблицей, которую составляли на прошлом уроке).

                   Слайд № 5.

                  - Давайте проверим. Составьте предложение с одним из словосочетаний. Подчеркните главные члены. Чем является в предложении существительные?  В каком падеже?

                  - Какой следующий падеж будем с вами исследовать? ( Вам поможет буква чистописания.)

                   - Давайте запишем его название в таблицу.

                  Слайд № 6.

                   - Вспомните, что вы уже знаете о родительном падеже? ( записать в таблицу вопросы и, если назовут – предлоги)

                   Слайд № 7.

                    - Предлагаю провести исследовательскую работу на тему « С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже и только ли эти предлоги и вопросы встречаются?»

                 5. Работа мо теме урока.

Задание на карточках по рядам.

                   - Вы сейчас будете работать в парах.

                  - Прочитайте. Что можете сказать?  Какое задание будете выполнять?

                  - Как вы думаете в каком падеже должно быть существительное?

                  - Измените словосочетание, задав к существительному вопрос родительного падежа.

Карточки.

1 ряд.  Добрался город, вылетел гнездо, написал ошибка.

2 ряд. Сделал мама, посидел ручей, отплыл берег.

3 ряд. Вырос забор, вернуться дача, капля дождь.

Проверка.

                   - Давайте проверим. Какие предлоги вы использовали в словосочетаниях?

                   Слайд № 8. ( на этом слайде находятся предлоги, которые закрыты шторкой)

добрался до города                     сделал для мамы                       вырос около забора  

вылетел из гнезда                        посидел у ручья                             вернуться с дачи

написал без ошибки                    отплыл от берега                           капля дождя

Дети называют предлоги, а учитель передвигает их к словосочетаниям.

                   - В каком падеже стоят имена существительные? Докажите.

                   -  С какими предлогами употребили слова в родительном падеже?

                   Слайд № 9.

Запись предлогов в таблицу.

                     - А сейчас откройте учебник на стр. 62.  С какими ещё предлогами употребляются существительные в родительном падеже.

                     Слайд № 10.

Дописать эти предлоги в таблицу.

                    6. Работа по теме урока ( продолжение).

                    - Что нам ещё предстоит выяснить? Посмотрите на таблицу.

                    - Чтобы узнать о роли существительных в родительном падеже в предложении, приготовьтесь записать под диктовку следующее предложение.

                                     С неба солнце посылает прощальные лучи.

                   Слайд № 11.

                      - Поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу. Кто выполнил без ошибок? Встаньте. Молодцы!

                    - Разберём предложение. Кто пойдёт к доске и подчеркнёт главные члены предложения?  Укажите падеж у подлежащего. Как узнали?

                     -  Найдите существительные в родительном падеже. Докажите, что это существительное в родительном падеже. в родительном падеже. От какого слова задаём вопрос к существительному в родительном падеже? ( один ученик разбирает у доски) Каким членом предложения является?

                      - Какой ещё можно задать вопрос к этому существительному? ( Откуда?) Это смысловой вопрос.

                       Слайд № 12.

                      - Каким членом предложения являются существительные в родительном падеже? Какой смысловой вопрос можем задать к существительным в родительном падеже?

                      Слайд № 13.

                 Около речки стоит красиво одетая рябина. (аналогичный разбор)      ( Где?)

                      Слайд № 14.( если осталось время)

                      - Посмотрите в  таблицу  учебника на стр. 62 . Какие ещё смысловые вопросы можно задать к существительным родительного падежа?                  

                       7. Закрепление  изученного.        

                         Слайд № 15.          

                         - Что мы сегодня исследовали?

                         - Что узнали?

                         - Что вы теперь можете рассказать о существительных в родительном падеже?

                       8. Домашнее задание.

                        Стр. 67, упр. 121.

                          - Прочитайте задание. У кого есть вопросы?    

                       9. Итог урока.

                          - Что понравилось делать на уроке? Когда было легко? А где нужно  было подумать? Кому можем сказать спасибо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...