Урок русского языка в. 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цыркунова Надежда Ефимовна

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Что в лесу растёт.

Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Цели урока: обобщение и закрепление знаний о падежных окончаниях имён существительных 1 склонения;

                     Развитие орфографической зоркости;

                    Воспитание любви к родной природе , умения видеть её красоту, бережного отношения к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chto_v_lesu_rastyot_russkiy_yazyk_4_klass..doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок.               Русский язык. 4 класс.

Тема: Что в лесу растёт.

             Падежные окончания имён существительных

                                         1 склонения.

Цели урока: обобщение и закрепление знаний о падежных окончаниях имён существительных 1 склонения;

                     Развитие орфографической зоркости;

                    Воспитание любви к родной природе , умения видеть её красоту, бережного отношения к природе.

                                          Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о падежных окончаниях имён существительных 1 склонения, поговорим о том, что растёт в лесу и о том, как надо относиться к родной природе.

3. Чистописание.

На доске показ:

-Какое слово зашифровано?

- Какое значение имеет это слово?

Дети: Написано с большой буквы, значит это название нашей планеты.

-Какая орфограмма в слове?

-Запишите показ в тетрадь.

4. Словарная работа. Б.рёза, .сина, р.бина, м.лина.

Игровая ситуация.    У ромашки сегодня День Рождения. К ней на праздник                                    

  Прилетела бабочка и принесла в подарок росинки. На них буквы Е. О. Я. А.                                                                     Какую росинку она подарит каждому лепестку?

Дети расставляют нужные буквы в слова.

-Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, определите склонение словарных слов.

Б.рёза,  .сина, - это деревья, а р.бина и м.лина- кустарники.

5. Инсценирование стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина: «А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты, не любишь падежи?

Давным-давно все школьники их знают назубок

Их за два года выучить лишь ты один не смог.

Ответил он рассержено: « В том не моя вина

Пусть им сперва учёные изменят имена».

Ведь я падеж творительный нарочно не учу:

Трудиться, а тем более творить я не хочу.                                        

Такой падеж, как дательный я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я: чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать какой-нибудь предлог.                                                                                                                                                    

А на падеж винительный и вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости всегда меня винит.

-Да, переделка, кажется, серьёзная нужна

А сам ты смог бы новые придумать имена?

Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный.

И, наконец, простительный!

-Что вы можете сказать об этом мальчике?

-Среди нас нет Лежебокиных и мы продолжим, урок.

6. Склонение имён существительных.

-Просклоняйте по выбору одно из словарных слов.

- Давайте повторим падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Игра «Эхо», ведущий один из учеников. Он называет падежные окончания имён существительных 1 склонения, дети повторяют за ним.

-Как написать окончание, если забыли правило?

(Проверить словом «земля»).

7. Запись предложений под диктовку.

Мы шли по дорожке, и подошли к речке. На опушке рощи много лесных ягод.

Проверка: орфографическое чтение.

-У существительных 1 склонения укажите падеж. Проверка.

7. Физминутка.

8. Письмо по памяти.

Хорошо в лесу ребята!

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой и сосной,

И малиною лесной.

                               М. Кравчук.

-Какие орфограммы встретились в тексте?

-Укажите падежи существительных 1 склонения.

9. Работа в парах.

Игровая ситуация.

Над лесом сгустились тёмные тучи. Чтобы их разогнать вы должны выполнить задание. На карточках-ёлочках слова, запишите их в три столбика по падежам: Р п. Д п. П п.

На черёмух___                                  возле берёз_____

К рощ____                                          на рябин____.

По травк____

Около ёлк____

Взаимоповерка. Тучки переворачиваются, на них слова по падежам.

10. Работа по развитию речи.

На доске текст.

Вросла берёза стройная и кудрявая. По лесной (полянка) разметала она свои зелёные ветки. А в (гуща) ветвей поселились птицы. Однажды на(опушка) пришли ребята. Подошли к (красавица-берёза), взмахнули топором. Дрогнула берёзка и упала на(земля) прозрачная капелька душистого сока. До осени далеко, а на (берёзка) уже появились жёлтые листочки.

-Объясните, в каких падежах должны стоять существительные в скобках, и какие будут у них окончания?

-Запишите ответы на вопросы.

Почему листья на берёзе пожелтели раньше времени?

Что нужно сделать, чтобы берёзка не погибла, если у неё брали сок?

Дети

Ребята ранили берёзу топором, она долго роняла капельки-слезинки и стала сохнуть.

Если хочешь попить берёзового сока, сделай маленькую дырочку, а потом залепи её глиной.

Надо  беречь всё, что есть вокруг нас, ведь это всё такое красивое.

11. Работа по учебнику.

Из упражнения выписать словосочетания к теме «В лесу». Определите падежи имён существительных 1 склонения, выделите окончания.

Самопроверка . На доске открываю словосочетания для проверки с обозначенными падежами и выделенными окончаниями.

Подошли к сторожке(Д п), хвоя на ёлке(П п), шли по тропинке(Д п), находились на полянке(П п).

 12. Творческая работа.

-Составить рассказ, используя эти словосочетания.

Несколько рассказов слушаем. Вот один из них.

       Мы долго шли по тропинке. Кругом лежал пушистый снег. Вдруг тропинка кончилась, и мы очутились на поляне. Там под елью стояла сторожка. Хвоя на ёлке блестела серебристым инеем. Мы шли к сторожке, и нам казалось, что сейчас к нам навстречу выйдет сказочный Дед Мороз.

                                                        Часовитина Маша.

13. Итог урока.

-Какие орфограммы мы повторили?

-Какие окончания имеют существительные 1 склонения в косвенных падежах?

-Почему К. Паустовский писал: «Охранять природу, значит охранять Родину»?

-Чем запомнился вам урок?

-Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...