Урок русского языка "Корень слова"
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Долгополова Юлия Владимировна

Цели: упражнять учеников в нахождении однокоренных слов и подборе родственных слов; отрабатывать умение писать корни одинаково; развивать орфографическую зоркость, каллиграфически правильный почерк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_1.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                                         

           

Цели: упражнять учеников в нахождении однокоренных слов и подборе родственных слов; отрабатывать умение писать корни одинаково; развивать орфографическую зоркость, каллиграфически правильный почерк.

                             

                  Урок русского языка в 1 «Б» классе

           Провела: учитель начальных классов

                           Чкан Юлия Владимировна

                                            Ход урока

  1. Организационный момент.

Руки на месте?  На месте.

Ноги на месте? На месте.

                                        Локти у края?  У края.

                                        Спина прямая? Прямая.

/Запись даты в тетради, места работы./

  1. Работа над каллиграфией
  1.   Беседа.

     - Рассмотрите рисунки в тетради. Какие животные изображены?

     - Давайте дадим им клички. Как пишутся клички животных?

     - У вас есть дома кошка или собака?

     - Как относятся друг к другу наши питомцы?

     - Прочитайте предложение, как относились котенок и щенок,

       нарисованные на стр. 22, друг к другу. Дайте кличку котенку.                                                                                                                                                                                

      - Что странного в нашем котенке, что не хватает?

  1. Письмо элементов букв и заглавных букв Ц, Щ. 

     

  1. Чтение и запись предложения.

   - найдите  «опасные места», объясните их написание.

         Добавьте кличку животного.

  1. Словарные слова.

Помоги Незнайке исправить ошибки, правильно написать названия овощей, а то они не вырастут.

Помогут вам в этом загадки:

  1. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят

                                       (Помидор)

  1. Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна».

                                       (Картофель)

  1. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок,

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.

                                          (Морковь)

  1. Десять мальчиков

Сидят в одном чуланчике.

                                            (Горох)

  1. Был ребенок - не знал пеленок.

Стал старичком, сто пеленок на нем.

                                             (Капуста)

  1. Захотелось плакать вдруг,

Слезы лить заставил…       (лук)

  1. Набирай скорее в миску

Краснощекую …(редиску)

  1. Кто, ребята, не знаком

С белозубым…                  (чесноком)

Физминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш- метров через двести!

Долго – долго мы бежали.

Хватит – хватит, прибежали!

Потянулись, подышали!

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

   4.Сообщение темы урока.

Сказка «Семья слов»

                                           Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

                                           Не был сад фруктовым-

                                           Был он только словом.

На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назывались однокоренными. А так как они  все были дети одного корня – папы, то их еще назвали родственными.

Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:

  Какие родственники живут на этом дереве?

  Что мы будем делать сегодня на уроке? (Стр 38.)

  1. Тренировочные  упражнения.

Двор, грибок, дворовый, гриб, дворник, грибной, грибник.

 -Запишите однокоренные слова в 2 столбика.

 -Найдите и подчеркните корни слов, поставьте ударение, подчеркните        корни, в которых гласная в слабой позиции.

Игра «Третий лишний»

Лес, лесник, лестница.

Вода, водяной, водитель.

Гора, горный, гористый.

Пальчиковая гимнастика

Дождик песенку поет кап – кап

Только кто ее поймет кап – кап

Не пойму не я, не ты кап – кап

  Но зато поймут цветы кап – кап

                                      И весенняя листва кап – кап

                                      И зеленая трава кап – кап

Вот беда, так беда,

Провалились в колодец слова.

Их достать – нелегкое задание!

Надо знать тех слов правописание!

Нужно достать из колодца слова  нужным ведром.

Вывод: чтобы правильно написать безударную гласную в корне, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы эта гласная стала ударная.

  1. Итог урока

Сказка.

Встретились однажды корень куста и корень слова.

- Здравствуй, - говорит один. – Я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, - отвечал другой.

- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?

А я в словах живу, - ответил второй.

- Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый.

Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки, и вырастает целый куст, а то и целое дерево.

- А от тебя что растет?

Что растет ребята?

Нужен ли нам корень слова? Что важнее?

Корням ответили люди:

- Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...