В гостях у слова. Безударные личные окончания глаголов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_slova.doc | 53.5 КБ |
bezudarnye_lichnye_okonchaniya_glagolov.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В гостях у слова. Урок по русскому языку в 3-м классе
Цель:
– закрепить умение подбирать однокоренные слова к данным, находить их в тексте, выделять корень;
– обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами.
Оборудование: заранее оформленные листы для индивидуальной работы, карточка со словом “фразеологизмы”; картинки со словами “сварила”, “ароматное”, “Машенька”, “из”, “варенье”, “яблок”; костюмы для хозяйки и хозяина.
Ход урока:
- Оргмомент.
В этом году 19 октября нашему лицею исполнилось 4 года. Поэтому сегодня у нас будет немного необычный урок русского языка. Издавна на Руси было принято в праздничные дни ходить в гости к родственникам, близким, знакомым, соседям. Там пели песни, водили хороводы, отгадывали загадки, обсуждали новости дня. Представьте себе, что мы с вами пришли в гости к нашим друзьям Машеньке и Ванюше, чтобы отпраздновать день рождения лицея.
(Появляются хозяйка Машенька и хозяин Ванюша)
Хозяйка – Здравствуйте, дорогие гости! Какие вы все красивые да нарядные, здоровые да румяные! Усаживайтесь поудобнее.
Хозяин – Давно мы вас ждём, поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяйка – У нас для каждого найдётся и словечко и местечко.
Хозяин – Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому – загадку да игру.
Хозяйка – Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли места хватило?
Один из гостей (любой ученик с места) – Гостям-то, известно, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин – В тесноте, да не в обиде.
Хозяйка – А не начать ли нам с загадки?!
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
Что это? Как вы догадались, что это корень?
Хозяин – У дуба есть корень, у цветов тоже видел. Машенька, голубушка, ты говори, да не заговаривайся. Разве у слов-то корень есть?
- Сообщение темы урока.
Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть. Ребята, объясните Ванюше, что такое корень слова? А какие слова называются однокоренными?
Сегодня на уроке мы закрепим умение образовывать однокоренные слова, выделять в них корень, находить среди множества слов родственные. А работать будем в необычных тетрадях. На них изображена изба наших хозяев. Давайте подпишем эти тетрадки.
- Закрепление пройденного.
Хозяйка – Да ты, Ванюша, сейчас во всём разберёшься! На вот конфеточку покушай да сказочку послушай.
Гость
– Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово – слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло,
Стало много новых слов.
Учитель
– Ребята, какие слова могли вырасти на этом чудо дереве? (На доске изображение дерева, дети называют слова и записывают в тетрадь, учитель прикрепляет карточки со словами к дереву: сад, садик, садовник, садовод, посадник, посадить, рассада, пересадка, посадка, подсадить, пересадить, саженец)
- Какие это слова? Докажите. Выделите корень.
- Какое слово отличается от всех других слов?
- Что происходит в корне? (чередование д-ж: саженец – сад)
- Как образовалось слово “садик”? Выделим суффикс. Что такое суффикс?
- Как образовалось слово “рассада”? Выделим приставку. Что такое приставка?
- Какие части слова служат для образования новых слов?
– А сейчас поможем хозяюшке Машеньке собрать яблочки. Она так волновалась, готовясь к встрече с вами, что рассыпала все яблоки. Соберите их так, чтобы получилось предложение.
– сварила, – ароматное, – Машенька, – из, – варенье, яблок.
Эта работа будет оцениваться, поэтому работаем самостоятельно по плану на доске:
- Составьте и запишите предложение.
- Надпишите части речи.
- Выпишите словосочетания.
Есть ли в этом предложении однокоренные слова? Назовите их. Докажите, что они однокоренные. Выделите корень (сварила – варенье).
Гость – Хозяйка, разреши слово молвить. Хочу я вам не сказку, а быль рассказать.
Хозяйка – Будь так добр.
Учитель – Вы, ребята, внимательно слушайте гостя и найдите в его рассказе как можно больше однокоренных слов.
Гость
– Шёл я как-то мимо речки.
Вижу: рыбаки сидят на берегу,
Ловят рыбу, рыбку и рыбёшку.
И решил я: рыбачкам сейчас я помогу.
В рыбный суп почищу я картошку.
Выкипает в котелке вода.
Где же ты, рыбацкая удача?
Не клюёт сегодня рыба, вот беда!
От досады я чуть не заплакал.
Учитель – Какие однокоренные слова вам встретились при прослушивании рассказа? (рыба, рыбка, рыбёшка, рыбаки, рыбачки, рыбный, рыбацкая)
- Выделите корень. Будут ли они однокоренными? Докажите это.
- Придумайте ещё однокоренные слова с данным корнем. (Рыбалка, рыболов)
- Как вы понимаете значение слова "рыболов"? От каких слов произошло это слово?
ВЫВОД: У слова “рыба” взяли корень –рыб-, у слова “ловить” –лов-, соединили гласной буквой О. Получилось новое слово, в котором два корня. Такие слова называются сложными.
– Вы можете привести примеры сложных слов? От каких слов они образовались?
– Как вы думаете, в каждом ли слове можно выделить корень?
– Придумайте однокоренные слова к слову “вынуть”. Почему не получается?
– Давайте разберём это слово по составу. Что получилось? (вы-ну-ть = приставка-суффикс-окончание) Оказывается, в слове нет корня! Но он был. Это древний корень –им-, который есть в словах “вынимать”, “иметь”
- Физминутка.
Хозяйка
– Выходи честной народ,
Не пыли дорожки.
Выходи в дружный круг
Поиграть немножко.
Учитель
– Поиграем в игру “У медведя во бору”. Один учащийся – медведь, остальные – игроки, которые произносят слова: “У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит”. После того, как произнесутся эти слова, медведь стремиться осалить ребят. Кого он осалит, тот должен назвать однокоренные слова к слову. Играем по группам, у каждой группы своё слово: 1 – гриб, 2 – ягода, 3 – медведь. Ребята, ожидающие своей очереди в игре и уже отыгравшие, на местах записывают однокоренные слова на предметной картинке, которую получают перед игрой (это грибочки, ягодки, медвежата).
- Продолжение темы.
Хозяин – Играй, играй, да дело не забывай. (Раздаётся стук в дверь)
Хозяйка – Кто там? А?
Странник – А, да а! Ворона тебе кума!
Хозяйка – Как зовут тебя, мил человек?
Странник – Зовут-то? Летом – Филаретом, зимой – Кузьмой.
Хозяйка – Куда путь держишь, божий человек?
Странник – На кудыкину гору, лягушек ловить, да любопытных кормить!
Хозяйка – А где бывал ты?
Странник – Где был, там нет!
Хозяйка – А когда вернёшься?
Странник – Когда рак на горе свистнет! А, вообще, любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Давайте теперь я вас попытаю.
Хозяин – Заварила ты, жёнушка, кашу, сама и расхлёбывай.
Хозяйка – Мне гости помогут. Да сядь ты, не путайся под ногами.
Учитель – Ребята, как вы понимаете выражения: “Когда рак на горе свистнет”, “Заварила кашу, сама и расхлёбывай”, “Не путайся под ногами”?
ВЫВОД: Такие устойчивые неделимые словосочетания называются фразеологизмами. (Карточка – на доску) Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, крылатые выражения. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительнее. Сегодня мы наблюдали, как богата ими речь наших хозяев, как умело они ими пользуются.
Странник приготовил для вас задание, проверяющее ваше умение объяснить фразеологические обороты. Вам необходимо прочитать выражения в первом столбике. Объяснить их значение для себя и подобрать к этим выражениям одно из слов второго столбика, которое чётко выражает его значение.
Оформлено на доске:
Навострить лыжи – Надуть губы – Как по команде – Зарубить на носу – | обидеться запомнить убежать дружно |
Проверим, что у вас получилось.
Подберите однокоренные слова:
- к слову “убежать” однокоренное существительное, соответствующее схеме “приставка-корень” (побег);
- к слову “обидеться” однокоренное существительное, соответствующее схеме “корень-суффикс” (обидчик);
- к слову “дружно” - прилагательное, соответствующее схеме “корень-суффикс-окончание” (дружный);
- к слову “запомнить” - глагол, соответствующий схеме “корень-окончание” (помню);
– О каких двух признаках однокоренных слов мы должны помнить всегда?
- Итог урока.
Учитель – Смотрю, вы уверенно справились с заданием. Это говорит о ваших крепких знаниях. Я рада за вас.
Гость 1 (любой ученик с места) – Утро вечера мудренее.
Гость 2 – Это ты о чём?
Гость 1 – Да всё о том. Посмотри, хозяева сидят носом клюют. Засиделись мы.
Гость 2 – Пора и честь знать.
Хозяин – Зато я понял, что однокоренные слова – это родственные слова, у которых есть общая одинаковая часть, т.е. корень. А корень – общая часть родственных слов. Верно?
Хозяйка – Да верно, верно. Приходите в гости к нам ещё. Мы вам будем рады!
Предварительный просмотр:
Безударные личные окончания глаголов, 4-й класс
Крутова Марина Вячеславовна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Объявление
Цели урока: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.
Задачи урока:
Образовательные
- закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов;
- закрепить умение определения спряжения глаголов;
- закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов;
- закрепить знания о глаголах – исключениях.
Развивающие
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогии);
- развивать психические процессы (внимание, восприятие, память);
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать связную устную и письменную речь.
Воспиательные
- воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С. Пушкина;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Ход урока
I. Организационный момент, постановка цели.
У. Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, у нас все получится. Наш урок будет необычным еще и потому, что будет сказочным. Вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы поговорим о глаголах. Вы уже научились грамотно писать окончания глаголов. Сегодня мы их повторим. Как и всякая сказка, наш урок начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте – (включить магнитофон) – море, волны плещут (откр. доску, на доске корабль) открывает глаза…
Ветер по морю гуляет
Д.
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
II. Чистописание.
У. Чтобы корабль плыл быстро, ровно, плавно всем нужно красиво писать. Потренируемся. Открываем прописи на странице 5, прописываем 2 строки (записать на доске: ют, тт, юн). Закрыли тетради.
III. Закрепление.
1) У. Наш корабль отправится в путь только тогда, когда вы расскажете все о глаголе. Итак…
Д. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?; бывает совершенного и несовершенного вида; I и II спряжения; изменяется по временам, в настоящем и будущем времени по числам и лицам, в прошедшем по числам, в единственном числе по родам.
У. Молодцы. Итак, мы отправляемся. Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа (под музыку). Наш путь указан стрелками. На каждой стрелке задание. В строчках, которые я прочитаю, вам нужно найти глагол, записать его, определить спряжение, выделить окончание.
У.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук
Д. Ломит, сгибает
У.
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.
Д. Плещешь, захочешь, точишь.
У. А теперь самостоятельно, по вариантам
I в. Пышный двор встречает их;
IIв. Все их громко величают.
У. Продолжаем путешествие.
Ветер весело шумит
Судно весело бежит
Мы очутились на острове Буяне и какое чудо встретили? (на доске остров, белка, орехи).
Д.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые…
2) Работа с глаголами-исключениями
У. В каждом орешке глагол, но не простой, а исключение. Прежде, чем вы будете их искать, давайте вспомним стихотворение про эти глаголы. (все про себя – один вслух).
У.
К морю лишь подходит он
Вот и слышит будто стон
Д. Слышит
У. Запишите этот глагол в 1 лице мн. числе.
Д. Слышим (на доске в столбик)
У.
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей…
Д. Смотрит, видит (на доске)
У. Поставьте эти глаголы во 2 л. ед.ч.
Д. Смотришь, видишь (на доске)
У.
Их он кормит и поит
И ответ держать велит
Д. Держать
У. Поставьте этот гл. в 3 л. мн. ч.
Д. Держат (на доске)
У.
Комаром оборатился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал
Д. Догнал
У. Запишите этот глагол в 3 л. мн. ч.
Д. Догоняет (на доске)
У.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами.
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Д. Вертеться
У. Запишите гл. в 2 л. мн. ч.
Д. Вертите (на доске)
У.
Крепко связаны ей локти
Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
Д. Терпеть
У. Поставьте гл. в 3 л. ед. ч.
Д. Терпит (на доске)
У.
Как под крылышком у сна
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Д. Дышала
У. Поставьте гл. в 1 л. мн. ч.
Д. Дышим (на доске)
У. Все названные глаголы какого спряжения? (II) А какие глаголы – исключения II спряжения, мы не назвали?
Д. Обидеть, ненавидеть, зависеть
Физ. минутка
У. Все встали. Когда я буду называть глаголы I спряжения, вы делаете приседание, глаголы II спряжения поднимаете руки вверх.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала (I)
Коля колет (I)
Толя полет (I)
Паша пашет (II)
Варя варит (II)
Света светит (II)
Соня дремлет (I)
Катя катит (II)
Тоня тонет (I)
Но не дам ей утонуть (I)
Подрисую что-нибудь (I)
Садитесь
IV. На доске
Помнишь, злилась, носилась,
Желтела, сидела, чернеет, зеленеет.
У. Вчитайтесь в эти глаголы. Из какого они произведения?
Д. “Зимнее утро” А.С. Пушкина
У. Саша, прочитай нам это стихотворение.
У. Запишите эти глаголы в два столбика (по спряжениям) самостоятельно.
Проверим: я называю глагол – вы показываете карточкой спряжение.
У. Запишите предложение (к доске)
На мутном небе мгла носилась. Делаем полный разбор (чл. пр., чем выр., хар-ка, схема, с/с)
На мутном небе мгла носилась.
мгла (что делала?) носилась
носилась (где?) на небе
на небе (каком?) мутном
I. Носилась (что делала?) глагол
II. Н.ф. носиться
III. Нес.в., II спр., в пр.в., ед.ч., ж.р.
V. Сказуемое
VI. Итог по первой части урока.
- Какие произведения Пушкина вспомнили?
- Что повторили? Какие знания, умения закрепили?
VII. Развитие речи.
У. Закрыли тетради, положили перед собой листки разноцветной бумаги. Весь урок мы вспоминали строки из произведений А.С. Пушкина. Вы слышали как великолепен и красив русский язык. А теперь попробуйте сами написать небольшое (5-6 пр-ий) сочинение на тему “Весна”. Старайтесь писать красиво. Красивым должен быть не только подчерк, но и ваша речь. Вашими сочинениями мы украсим это дерево (показываю). Все деревья распускаются весной и наше не останется без внимания.
Вам могут помочь опорные слова:
долгожданная, ласковое, теплый ветерок, пробиваются ростки.
Проверка: несколько выслушиваются, затем дети приклеивают свое сочинение на дерево.
У.
Вот и сказке конец,
А кто слушал…
Д. Молодец
У. Вместе со сказкой закончился наш урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения" с использованием технологии индивидуализации обучения
Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола....
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ И В НАПИСАНИИ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Технологическа карта урока русского языка 4 класс Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной формеи в написании безударных личных окончаний глаголов...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...
Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...
Определение спряжения глаголов. Правописание букв –е и –и в безударных личных окончаниях глаголов.
для дистанционного обучения...