Урок русского языка в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Постоногова Галина Васильевна

Урок в 1 классе по теме "Парные согласные звуки на конце и в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse_2.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

1 класс

Тема: «Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей»

Цели: 1. Формирование знаний о правилах употребления заглавной буквы в именах собственных.

            2. Выработка навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости.

            3. Воспитание уважительного отношения к природе.

Ход урока:

I. Организационный  момент.

- Добрый день, дорогие ребята. У кого сегодня хорошее настроение?

- Добрый день всем, кто любит весну, солнце и улыбки.

Слайд 1.

- Чем в жизни может помочь улыбка?

- Давайте улыбнёмся, и тогда наш урок пройдёт замечательно.

- Ведь улыбка помогает быть терпеливыми, поднимает настроение.

- Начинаем урок русского языка.

II. Зарядка для пальчиков.

- Подготовим пальчики для письма.

а) пальчики - встретились

                     - поздоровались

                     - пожали друг другу руки

                     - потёрли ладони, почувствовали тепло.

III. Проверка ранее пройденного материала.

- Проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков.

- Предлагаю вам выполнить тестовые задания.

Слайд 2.

Слайд 3.                                                Слайд 4.                                                                                                      

Работа у доски и в тетрадях:

1) Составить схему слова  «чаща».

2) Записать слово «конь»  звуками в транскрипции.

3) Разделить слово  «весна» на слоги  и для переноса.

IV. Подготовка к введению новой темы.

Слайд 5.

- Чтение текста.

- Почему шутка?

- Почему загадка?

- Попытайтесь определить тему урока.

Слайд 6.

- Сформулируйте цели урока, опираясь на его тему.

- Используйте опорные слова на экране.

Слайд 7.

Физкультминутка.

- Буду называть слова. Если слово является именем, отчеством или фамилией, нужно присесть, если нет – хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны, вас ждут ловушки.

(девочка, Юля, юла, надежда (Надежда), Александр, Иванов, поэт, роза (Роза)

V. Изучение новой темы.

Слайд 8.

(стрелки появляются в процессе проверки выполнения задания)

- Чем похожи слова второго столбика?

- Чем отличаются?

- Составьте и запишите пары слов в тетрадь.

- Сделайте вывод, в каких случаях слова пишутся с заглавной буквы?

Слайд 9.

- Прочтите правило, сравните со своим выводом.

- Кто из вас был прав?

VI. Задания на развитие логического мышления.

- Как одним словом можно назвать представленные задания? (ребусы)

- Какие слова спрятались в ребусах? (Слава, Наташа, Анатолий)

- Дайте им общее название данным словам (имена)

- Записать данные имена людей в тетрадь в порядке увеличения в них количества слогов.

- Как будут звать детей, когда они вырастут?

Слайд 10.

VII. Исследовательская работа в парах.

- Исследуйте, зачем людям нужны имена, отчества, фамилии? (различать друг друга)

- На какие группы можно разделить все имена ребят нашего класса и даже людей всего мира? (женские и мужские)

VIII.  Чтение рассказа М. Разумовской «Петин папа» 

          (читает учитель или подготовленный ученик)

      Сегодня Лёня Китайчиков сказал ни с того, ни с сего:

      - А моего папу зовут Алекскй Ильич!

      А Витя Парамонов не растерялся и ответил:

     - А моего – Степан Иванович!

     - А моего – Константин Аркадьевич, - сказала Наташа Иванова.

     - А моего – Борис! – сказал Дима Ушаков.

     - А моего – Лёша! – сказал Женя Бобин.

     - А твоего папу как зовут? – спросили ребята у Пети Быкова.

     - Папа, - ответил Петя.

     - Так не бывает, - сказал Лёня Китайчиков. – Папа – это не имя. Папа- это вроде как прозвище.

     - Нет, имя, - обиделся Петя. – Все его так зовут.

     - И мама? – спросили ребята.

     - Да, - сказал Петя.

     - И бабушка?

     - Бабушка не зовёт, она уехала в Среднюю Азию.

Но ребята ему не очень поверили.

     - Мы не знали, что ты, оказывается, обманщик.

     - Ребята, - вмешался я. – Может, Петя и не обманщик. Может, и правда его папу зовут Папа? Может, у него имя иностранное.

     Ребята уже почти совсем согласились со мной, как вдруг Вадик Бакирский спросил у Пети:

     - А как тебя зовут по имени-отчеству? Пётр Папович?

А Петя вдруг весь надулся и ответил:

     - А вот и не Папович. Пётр Николаевич, вот как моё имя-отчество.

                                                                                                    (по М. Разумовской)

- Так как всё-таки звали Петиного папу? Давайте разберёмся.

- А как будут называть вас, когда вы вырастите?

IX.  Закрепление изученного.

На доске текст:

      Серёжа чудов и василий Иванов ходили в лес. Они там поймали маленького  ежа. Ежа Мальчики взяли домой.

- Со всем ли согласны? Если нет, исправьте ошибки.   (орфографические и ситуативные)

- Можно ли животных приносить из леса в дом?

- Найти предложение, которое соответствует схеме:

                                               

                                                                              .

- Что обозначает вертикальная линия?

- Значит, для чего ещё нужна заглавная буква?

- Запись на доске и в тетрадях с комментированием.

- Расставить в словах ударение, обозначить знакомые орфограммы.

X. Проверка знаний по теме урока.

- Предлагаю вам тестовую работу, которая покажет, на сколько полно вы усвоили тему сегодняшнего урока.

Слайд 11.

Слайд 12.

(параллельно тексту на слайде 12 звучит песня соловья)

- Какая птичка исполняет свою песню?

- Русский народ восхищался пением соловья во все времена. Послушаем, как он поёт, и определим наше настроение (подходят  к доске, на которой висят мордочки, изображающие веселье, грусть, злость, разбиваются по группам)

XI. Рефлексия.

- Почему у вас такое настроение?

- Чем запомнился урок?

XII. Итог урока.

- С каким правилом познакомились?

- Как пишутся имена, отчества, фамилии людей?

Слайд 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...