Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме
Олимпиадные задания по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhenie_po_russkomu_yazyku.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
- В какие слова вместо многоточия нужно вставить буквы «ы» (а не «и»):
Камыш…, ж…раф, ножниц…, верш…на, мотоц…кл.
- Какие слова можно отнести к разным частям речи:
Рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.
- Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова. Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
- Сколько общих звуков в словах серп и перс?
- В каких из этих слов пишется два «р»:
Ко…идор, ко…еспондент, ко…алл?
- Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получится числительные. Только из одного числительное так не получается. Из
какого?
Сорок, семя, сито, шерсть, дева.
- Выпишите слова с приставками.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил. Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
- Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
- Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.
Циган купил красовки?
- У каких имен существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
- Отгадайте слова:
А) Его корень в слове писать Б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове рассказать, Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка, Суффикс в слове сказка
Окончание в слове вода. Окончание в слове рыба
В) Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученики.
- Запишите слова в фонетической транскрипции:
Ток, дог, араб, сон, яр, люк, лён, сад, лог, парк, пол, альт, шёл.
Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.
- Напишите ответы. Пропущено слово с шипящим на конце.
Суп со свеклой и другими овощами - …
Дикие птицы и животные как предмет охоты - …
Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике - …
Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи - …
Способность говорить - …
- Укажите имя существительное женского рода:
профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.
- Найдите «лишнее» слово:
Гореть, угореть, гора;
Рисунок, рис, рисовать, рисование;
Пот, потолок, потливый;
Море, морщины, морской;
Боль, большой, больница;
Пища, пищевой, пищать;
Лес, леска, лесник, лесной;
- В каких словах количество букв и звуков совпадает?
семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.
- Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.
Поступок чести - …;
Ответ из уст - …;
Счастье жизни - … .
- Какими частями речи могут быть эти слова:
Дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнёт, пила, правил, попугаю, жгут.
Составь с ними словосочетания.
- В каких словах пишется «е»:
В…сеть, на в..су, зав..сать, занав..с, в…сячий?
- Произношение какого слова не совпадает с написанием:
мак, стол, грустно, вить, лить.
- Распредели слова в два столбика: слева – с буквой «о» в корне, справа с «е» или «ё».
сч…ты, ж…лтый, крыж…вник, ш…колад, больш…й, рубаш…нка, щ…чка, галч…нок, ш…в.
- Спиши, укажи части речи.
Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
- Разберите по составу слова:
статей, гор, степей, судей, попрыгуний, кукол, домов, коров и воробьев.
- В каком слове ударение падает на первый слог?
удить, цемент, хвоя, ворота, щавель.
- Составь и запиши словосочетание, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки) ветки (черешни), герой (басни), пять (простыни), продажа (полотенце), шесть (килограммы) (апельсины).
- Укажите имя существительное мужского рода:
авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.
- Составьте и запишите сложные слова.
мух, ловит; овец, разводит, варит кашу; волны режет; хранит воду; звезды падают.
- Расставьте ударение в словах:
статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.
- Поставить существительные в форму родительного падежа множественного числа.
яблоко, помидор, телёнок, килограмм, чулки, носки, облака, места, туфли, сапоги, ботинки, валенки, лужа, круча, Даша, встреча.
- К какой части речи относятся выделенные слова?
На то и печь, чтобы хлебы печь.
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды.
- Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:
подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.
- Произношение каких слов не совпадает с написанием:
бак, слон, грустно, пять, весь, слог.
- Образуй множественное число от данных имен существительных:
вещество, сердце, весло, время, окно, сапоги, весы, небо.
- Почему все эти слова объединили в одну группу?
онтарио, пальто, какао, пенсне.
- Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
рыбак, дурак, простак, чужак, казак.
- Даны слова: банка, катится, плачь, полёт, сели. В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова.
- Укажите все сочетания слов, составленные неправильно:
пара носок, без чулок, нет солдат, группа грузинов.
- Выпишите подчёркнутые слова, определив, какой части речи они являются:
- Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
- Больной плохо переносил лекарства.
- Кто без кисти и белил крыши города белил?
- Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?
слепить глаза – слепить игрушку,
скупить книги – скупой на ласку.
- Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
[a] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
[a] Над солёной волной, над высокой волной холодное солнце встает.
[c] Через поле и лесок подается голосок.
- В какое из слов нужно вставить букву - т -?
прекрас…ный, искус…ный, чудес…ный, извес…ный, ужас…ный.
- Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания:
мели, окуни, пряди.
- Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь.
- Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.
Прибор, техническое устройство.
Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
Большое желание есть. Острое вирусное заболевание.
Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
Дорога с твёрдым покрытием. Укротитель хищных животных.
Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
Выходной день.
- Образуй множественное число от данных имен существительных:
профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.
- Все ли приведенные пары слов являются однокоренными? Докажите.
Носатый - носильщик; Конец – кончаться;
Смешивать – смешить; Виноватый – извиняться.
- В каком слове есть только твердые согласные?
мел, лось, тема, можешь, матч.
- Замените высказывание одним словом – именем прилагательным женского рода. Выделите окончания.
растения, которые находятся в комнате - …;
работа, которая выполняется дома - …;
машина, которая встретилась на пути - …;
дорога, которая пролегает далеко - …;
почта, которую мы получаем утром - …;
путешествие, которое было летним - … .
- Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа:
пузырь, родня, степь, инженер, дочь.
- Какое из данных слов является родственным слову «нос»?
носильщик, поднос, переносится, подношение, занос.
- Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:
рояль, пою, подъезд, якорь, еда, местность, газета, лагерь.
- Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих, справа – не пишется.
подстереч…, у дач…, луч…, пять тысяч…, богач…, сбереч…, без встреч…, тягач…, ткач…, пострич…, лихач…, меч…, запряч…, бич…, у круч… .
- Определите род имен существительных.
мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.
- Выпишите имена существительные с суффиксом – «ок»:
замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.
- Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:
брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.
- Какое из указанных слов является проверочным для остальных?
д…рить, од…ренный, безд…рь, под…рок.
- С какими профессиями связаны данные слова, раздели на соответствующие группы:
романс, тренировка, тайм, прыгун, атлет, мелодия, холст, тембр, натюрморт, пейзаж.
- Слово дол означает «низ, нижний край». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
- В слове неправильно названы буквы? Исправьте ошибки.
поле - пэ, о, эль, е
солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е
человек – ча, е, эль, о, вэ, е, кэ
- Вставьте пропущенные буквы в следующих словах:
б...т…рея, ко…екция, ж…ри, в…рм…шель, ш…колад.
- Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.
береза, руки, человека.
- Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
Тот, кто любит шутить. Житель Москвы.
Свойства доброго человека. Тот, кто богат на выдумки.
Женщина повар. Специалист по химии.
Музыкант, играющий на скрипке. Смелый человек.
Любящий мечтать. Жадная девочка.
Участник игры.
- Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]?
скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый, помощник.
- Вставьте нужную букву в начале слова:
(с,з)дание, (с,з)жать, (с,з)давать, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)гиб, (с,з)дешний, (с,з)бить, (с,з)говориться, (с,з)беречь.
- Закончи предложение подходящими по смыслу и рифме наречиями.
Посиди да погоди: сказка будет __________________.
Черно-белый медвежонок про себя ворчит _______________.
Подымается петух, говорить с собою ____________________.
Испугался вдруг щенок и пустился ______________________.
- Вычеркни слова не родственные двум другим
рисунок, рисовый, зарисовка;
носилки, носатый, поднос;
гусь, гусеница, гусыня.
- Какие слова имеют ударение на окончании:
свёкла. брюква, скоба, скула, ампула.
- В каком слове следует писать букву «ь»:
тягач… чуш… пять встреч… шалаш…
- Выпишите имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».
платки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.
- Найдите окончания в словах:
доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.
- Добавьте к каждому из данных слов одну букву, чтобы получилось новое слово:
рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус, верста, вата, ужи, зал, лак, лев, кол, лук, лень, мех, метр, мало, мыл, оса, овал, очки, пачка, пуд, пар, рак, село, урок, ура, ухо, уха.
- Вставь пропущенные буквы в следующие предложения:
Мальчик пол…скал собаку.
Огромные в…лы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
Витя сл…зал с лестницы.
Мама отв…рила дверь, пос…дела на диване и отв…рила к обеду картошку.
- Определите части речи в предложении.
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
- Подбери и запиши к каждой схеме по два слова:
- приставка, корень, суффикс, окончание _______________
- корень, суффикс ___________________________________
- приставка, корень, окончание ______________________
- Сделай буквенные записи слов.
[гр`ип], [л`иса], [сл`изат`].
- Исправь ошибки.
Синии небо и свежие дыхание ветерка монили на прогулку.
Как хорошо ранем утром в лису.
Из-за долёкова леса выкотилась огромное солнце.
Над соседнем домом пролитела птица и скрылось в глубокам авраге.
Последнее предложение разбери по членам предложения и по частям речи.
- Выпиши лишнее слово, объясни почему.
тополь, сирень, дочь, ночь, рожь.
- Подбери слова с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса. Запиши, разбери по составу.
- Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:
[ж] Тихонько жужжит жук, взжит и дрожжит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдела его представителю подшефной фабрики.
- Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(Н.)кому, (н.)писать, (н.)где разместить, (н.)куда, (н.)ездить, (н.)кому рассказать, (н.)кого, (н.)спрашивать.
- Во что превратятся глаголы?
МЕЛИ, ОКУНИ, ПРЯДИ, СОЛИ, если перенести ударение с последнего слога на первый?
- Выпиши слова с нулевым окончанием.
домов, столов, голов, ковров, основ, степей, ножей, шей, юношей.
- Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе – пещеру, преимущественно искусственную.
- Записать слова, вставляя пропущенные буквы (где надо):
сер?ёзный, раз?езд, об?явление, без?ответственный, с?язвить, трех?этажный.
- Сгруппируйте слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного или того же слова.
читаю, читал, час, визите, читка, везти, часы, чтец, военный (завод), военная (походка), все были дома, чтецы, прошёл мимо, читки, скорый, более, скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.
- Запиши два слова которые имеют одинаковый корень, но не являются однокоренными.
- Подберите слово, в котором букв и звуков одинаковое количество и при этом есть мягкий знак
- Найди спрятавшиеся слова с непроверяемым написанием.
Е | Е | |||
Е | Е | |||
Е | Е | |||
Е | Е |
- Вставьте подходящие по смыслу предлоги:
Вернулся … школы, … завода, … Крыма, … Москвы, … экскурсии, … санатория, … курорта.
- Переставь буквы так, чтобы получились новые слова:
садок, среда, замок.
- Сколько раз звуки, составляющие слово СОН встретились в стихотворении:
На сосне и на берёзе – бахрома.
Белой пряжей их закутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.
- Перепишите, заключая, где надо, в кавычки имена существительные собственные:
книга Сын полка, кинофильм Семеро смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Известия.
- Какими частями речи могут быть следующие слова, составь с ним предложения или словосочетания, чтобы было ясно, какая это часть речи:
стих __________________________________________________
рой __________________________________________________
жаркое_______________________________________________
- Разгадай метаграмму.
Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то я съем и платье и пальто.
- Сколько мягких звуком [л`] в стихотворении?
Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
- Какое слово в родительном падеже употреблено не верно.
помидоров, макаронов, килограммов, мандаринов.
- Какой частью речи являются следующие слова:
двойник - __________________ удвоит - _________________________
двойной - __________________ два - ____________________________
двойственно - ______________
- Догадайся какое слово задумано:
Мой корень – родственник сраженью,
Приставка в слове заявление,
В наборщике есть суффикс мой.
А весь тружусь я под землей.
- Поставь ударение в словах:
туфля, торты, хозяева, щавель, красивее, документ, километр, звонят, цемент, призывник, дремота.
- Запиши данные имена существительные в предложенном падеже, используя нужный предлог (о, об)
Армия, ёлка, юбилей, игра, улица, облако.
- Определи род имен существительных.
какао - __________________ вермишель - ___________________
педаль - _________________ шоколад - _____________________
кофе - ___________________ тюль - ________________________
мозоль - _________________ туннель - _____________________
толь - ___________________
- Выдели приставки.
надоить, надоконный, надолбить, надоумить, надобность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку
Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.
В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.
Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014
Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у...
Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс
олимпиадные задания...
Олимпиадные задания по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...
Олимпиадные задания по русскому языку 1 класс.
Олимпиада по русскому языку....