Разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Цели урока:
- познакомить с неопределенной формой глагола, с её особенностями;
- развивать умение распознавать глаголы неопределенной формы в тексте и образовывать от неё другие формы.
Задачи урока:
Образовательные:
- развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
- совершенствовать умение распознавать глаголы неопределенной формы;
- закреплять навык написания безударных гласных в корне слова.
Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
- повышать культуру речи;
Воспитательные:
- формировать интерес к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
- воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennaya_forma_glagola_3_klass.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Цели урока:
- познакомить с неопределенной формой глагола, с её особенностями;
- развивать умение распознавать глаголы неопределенной формы в тексте и образовывать от неё другие формы.
Задачи урока:
Образовательные:
- развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
- совершенствовать умение распознавать глаголы неопределенной формы;
- закреплять навык написания безударных гласных в корне слова.
Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
- повышать культуру речи;
Воспитательные:
- формировать интерес к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
- воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.
I Организационный момент
Психологический настрой учащихся : создание благоприятной рабочей обстановки, включение учащихся в деятельность.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Мобилизующий этап.
-Настроим организм на работу ! (Проводится сеанс мобилизующего дыхания, дети при этом стоят.)
Вдох | - | пауза | - | выдох |
4 с | - | 2 с | - | 4 с |
5 с | - | 2 с | - | 4 с |
6 с | - | 2 с | - | 4 с |
- Садитесь. Проверьте, не мешаете ли своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. На уроке не забывайте о «золотом» правиле грамматики. Как оно гласит? (пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)
II Повторение изученного
Слайд 1: выкопал выдержал угрожает
зашагает стемнеет сбегут
- Прочитайте слова. Учимся наблюдать и анализировать. Найдите в них общее. Какие можете назвать различия?
- Обобщите сказанное и сделайте вывод, что такое глагол - «Эстафета правил»
III Минутка чистописания
Работа с «веерами» - повторение слов из «Словаря»
(на доске) ш.фёр в.гон м.роз т.пор в.кзал
- Вставьте пропущенные буквы. Назовите общее для всех слов. (- все имена существительные; - у всех непроверяемая безударная гласная в корне слова; - все слова состоят из двух слогов; - ударение падает на второй слог)
- Найдите «лишнее» слово.
- Запишем букву а с первой буквой второго и пятого слова. Она обозначает парный звонкий согласный звук.
- Составьте и запишите соединения букв в и а.
IV Словарно-орфографическая работа
- Новое слово с непроверяемой безударной гласной в корне вы назовете сами, поработав с шифром.
Слайд 2:
- Какое это слово? (желать)
- Подберите синоним к нему, как сказать по-другому? (хотеть)
- Поработайте с орфографическим словарем. Что можете сказать о его написании? Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
- Прочитайте написанные на доске пословицы:
Слайд 3: Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь.
- Составьте третью из рассыпанных слов: Много желать – добра не видать.
- Что можете сказать об их значении? (говорится о человеческой жадности, как она влияет на человека)
- Спишите одну понравившуюся пословицу и запомните её.
V Работа над новым материалом
- Подчеркнем имеющиеся в пословицах глаголы. Кто работал с первой пословицей, второй, третьей? Назовите глаголы из первой пословицы. Задайте к ним вопрос. Определим их время, число.
(работа с сигнальными светофорами)
- Задайте вопрос, определите время и число глаголов, имеющихся во второй пословице.
- Назовите глаголы из третьей пословицы. Задайте к ним вопросы. От них образуйте новые глаголы так, чтобы можно было поставить вопрос что сделать?
Слайд 4: что делать? что сделать?
желать пожелать
видеть увидеть
- Что мы можем сказать об этих глаголах? (начальная форма)
- Определим время и число данных глаголов.
Игра « Проблема на ладошке»
- Поднимитесь, вытяните правую руку вперед и поставьте для себя задачу.
- Узнать новое о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? что сделать?
- Добудем знания самостоятельно из учебника. Стр. 88 – знакомство с правилом сам-но.
- Что узнали новое?
- Как назвать можно по-другому глаголы в начальной форме? (неопределенной)
- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы в неопределенной форме. Как вы считаете, слова, которые отвечают на эти вопросы, будут разными по значению или нет? (да)
- Что нам поможет их отличить друг от друга? (приставка - выделяю)
- Понаблюдайте за парами слов на доске и назовите общий признак глаголов. Как оканчиваются? (на –ть)
- Заменим словосочетание глаголом неопределенной формы: (на доске)
Покрываться цветами – …(цвести)
Очищать пол от сора - … (мести)
- Как оканчиваются глаголы? (на –ти)
- Подберите к данным глаголам неопределенную форму: (на доске)
Стерегут – …(стеречь) Испеку - … (испечь)
- Как оканчиваются глаголы? (на –чь)
- В неопределенной форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь. Это орфограмма на правило: ь в неопределенной форме глагола.
- Составим кластер по теме, обобщив наши рассуждения:
- На какие вопросы отвечают? На что оканчиваются?
Слайд 5: Неопределенная форма: что делать?
что сделать?
- ти, - ть, - чь
Домашнее задание: с. р. - № 80, 81, прав. в уч. – стр. 88, 89
VI Закрепление изученного:
1.Работа по учебнику и тетради-задачнику: а) упр. 267- работа в парах самостоятельно; упр. – 264 в тетради-задачнике
б) упр. 270 – комментированное письмо
2. - Послушайте стихотворение С. Островского и назовите глаголы неопределенной формы:
В жизни по–разному можно жить:
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете вставать
И помышляя о чуде
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
- Какую работу можно выполнить с этими словами?
- Поделитесь своими впечатлениями о стихотворении?
- Почему автор хотел бы подарить солнышко людям? (ответы детей).
3. Тест «Верные, неверные высказывания»
- Обобщим всё, что узнали о неопределенной форме глагола. Я произношу высказывание, если с ним согласны, то встаёте, если нет – сидите:
- Неопределенная форма глагола отвечает на один из вопросов: что делать? или что сделать?;
- В неопределенной форме глагола можно определить время, число, лицо;
- В неопределенной форме ни время, ни лицо, ни число не определяются;
- Глаголы в неопределенной форме оканчиваются чаще всего на –ть, -ти;
- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? считаются разными словами;
- Иногда неопределенная форма глагола оканчивается на –чь, это часть корня
VII Итог урока. Рефлексия.
Формирование умений соотносить цель и результат.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
-Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
- Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...
Разработка урока русского языка на тему: "Второстепенный член предложения - определение" по системе Л. Занкова. Урок открытия нового знания
Урок русского языка в 3классе по системе Л.Занкова...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».
На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....