Коррекционно - развивающий урок "Звук и буква А"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Задачи:
Образовательные:
— познакомить учащихся со звуком [a], строчной и прописной буквами Аа;
— учить выделять звук [а] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова.
Коррекционно-развивающие:
— корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
— развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.
Воспитательные:
— формировать интерес к учебным занятиям, ответственность в работе, бережное отношение к учебным принадлежностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionnyy_urok.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 42» г. Братска Ясенская Ольга Анатольевна
г. Братск
январь 2012 г.
Тема: Звук и буква А
Цель: Знакомство со звуком [а] и буквами А а, научить на ходить её в словах, научить печатать букву А а.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить учащихся со звуком [a], строчной и прописной буквами Аа;
— учить выделять звук [а] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова.
Коррекционно-развивающие:
— корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
— развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.
Воспитательные:
— формировать интерес к учебным занятиям, ответственность в работе, бережное отношение к учебным принадлежностям.
Тип урока: овладения новыми знаниями.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, наборное полотно, касса букв, «Городок букв», предметные картинки, паровоз с красными вагончиками, индивидуальные зеркала, фишки для поощрения правильных ответов.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Ход урока
1. Организация начала урока
Психологическая установка на работу
. Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала - проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
• Артикуляционная гимнастика
Ситуация: мы пришли к доктору, у нас болит горло (рассматриваем картинку). Устанавливаем, какой звук нас просит произнести доктор. Все широко открывают рот и произносят звук [а].
Здравствуйте, дети. Я желаю от души Вам здоровья, малыши! Чтоб прививок не боялись. | Ежедневно закалялись, |
— Теперь возьмем зеркало и посмотрим, какое у нас горлышко.
(Снова устанавливаем, какой звук при этом мы произносим. Наблюдаем, где лежит язык, мешает ли он нам произносить звук.)
• Работа над правильностью дыхания. (Дети выполняют стоя.)
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
- Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
— Мы можем этот звук спеть. Все вместе поем песенку звука [a] и укачиваем малыша. (На доске появляется картинка с изображением мамы с ребенком на руках.) Поем колыбельную песенку со звуком [a].
Учитель сообщает, что это звук гласный, так как можно голосом спеть песенку и голосу во рту ничто не мешает: ни язык, ни зубы.
— Посмотрите в зеркальце и произнесите еще раз этот звук. Как мы его назвали?
Термин повторяется хором и индивидуально.
• Коррекция фонематического слуха. Игра «Поехали- поехали»
Учащиеся изображают руками движение поезда. Учитель показывает картинки и называет их. Примерный набор картинок: автобус, нос, альбом, гриб, арбуз, дом. Если в слове учащиеся слышат звук [а], они кладут руки на парту и говорят «приехали». Учитель помогает им в этой игре и в случае неверного движения некоторых школьников возвращается к произнесению слова, акцентируя звук [а]. Если в слове нет заданного звука, школьники продолжают движение поезда. Игру можно выполнять стоя у парты. Те, кто правильно выполнял задание, награждаются игровой фишкой. Фишкой могут награждаться и слабоуспевающие дети, для которых помощь учителя оказывается действенной.
3. Изучение нового материала
• Знакомство с буквой
Учитель сообщает учащимся, что звук можно записать буквой. Учитель пишет на доске большую и маленькую буквы: Аа. Затем показывает разборную большую букву, раскладывает ее на элементы и устанавливает их правильное расположение. Учащиеся выходят к доске (4—5 учеников) и под руководством учителя пишут буквы на доске. Далее дети получают конверты с разборной прописной и строчной буквами и выкладывают у себя на парте большую и маленькую буквы.
• Физкультминутка с речевым сопровождением—
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
(Дети повторяют движения аиста, поочередно топая левой и правой ногой.)
4. Закрепление изученного материала
• Работа на страницах Азбуки
Рассматривание напечатанных букв. Чтение их. Разбор картинки «Девочка на приеме у врача» по вопросам учителя. Выяснение, какой звук произносит девочка, чтобы врач лучше сумел посмотреть ей горлышко.
— Как вы думаете, почему врач всегда просит произнести этот звук?
Учитель подсказывает, мешает ли язык, зубы видеть горлышко.
— Давайте еще раз посмотрим в зеркало и произнесем звук [a]. Где лежит язык? Преграды никакой нет. Язык не мешает свободно проходить голосу. Вспомните: как мы назвали такой звук?
Если дети не вспомнят, учитель напоминает. Учащиеся несколько раз повторяют термин «гласный». Учитель обращает внимание на цвет буквы. Школьники называют цвет. Учитель сообщает, что гласные буквы в «Букваре» всегда будут обозначены красным цветом.
Чтение буквы А под картинкой.
— Кто произносит этот звук?
— Для чего она это делает?
— Дадим девочке такое имя, чтобы оно начиналось со звука [а].
— Что говорит Аня?
— Повторите мне все предложение. Посчитайте, сколько в нем слов.
— Какое последнее слово?
Поощрение первоклассников игровыми фишками. Пение песенки со звуком [а] по мере движения указки учителя и детей от одной буквы до другой (сначала по прямой линии, потом по волнистой).
Работа по развитию звукового анализа. Рассматривание картинок. Называние каждого предмета, нарисованного на картинке, соотнесение его с обобщающим названием («Аист — это птица»), показ, где «написано» слово и где нарисован предмет. Выделение первого звука в слове по схеме. Объяснение, какой это звук.
— Какого цвета дан квадратик для буквы а?
— Какие еще слова вы помните, которые начинаются со звука [а]?
Учитель помогает вспомнить имя девочки, картинки в «Букваре» и др. Награждение игровыми фишками.
• Физминутка «Минутка тишины»
Учащиеся проговаривают вместе с учителем текст:Мы читали, мы читали,
На уроке все устали,
А теперь мы отдохнем,
Сладко, сладко все уснем.
Школьники кладут голову на руки на парту и замирают, дожидаясь команды: «Все проснулись, потянулись, друг на друга оглянулись и к работе все вернулись».
• Рассматривание картинки с изображением мальчика, восстановление в памяти его имени (Володя). Рассматривание картинки, продолжение работы по выделению первого звука в слове, установление сходства изображенного на второй картинке предмета с буквенным знаком.
• Нахождение буквы в классной кассе, ее демонстрация классу. Произнесение соответствующего звука. Знакомство с «Городком букв». Размещение в красном домике на первой улице буквы а.
5. Итог урока.
− Что нового узнали, чему научились?
− Хотели ли вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа?
− Почему?
6. Рефлексия.
Эмоциональная оценка работы детей..
− Как вы сегодня поработали?
− Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
− Что интересного было на уроке
- Посчитайте, сколько у каждого фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звук и буква Ж"
В конспекте представлены основные методы и приемы работы логопеда по звукопроизношению на примере звука и буквы Ж....
программа коррекционно-развивающего курса "Слышу звук-пишу букву"для 1-3 клуч-ся с ОВЗ,внеурочная деятельность.
Звуки речи,умение различать их в речевом потоке,развитие словаря,грамматического строя речи,обучение общению,развитие внимание .памяти-цели и задачи данного курса....
«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях» Конспект коррекционно-развивающего занятия
Данное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с ...
Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»
Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания использую...
Конспект коррекционно-развивающего занятия " Дифференциация букв б-д"
Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия по курсу : "Логопедические занятия" по теме "Дифференциация букв б-д". К конспекту прилагается рабочий лист для учащихся....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...
Статья: Коррекционно - развивающие упражнения, способствующие формированию графических навыков письма букв
Для формирования графических навыков письма ......