УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме
" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_programme_2.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ 1-4
ТЕМА: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»
ЦЕЛИ: - формировать умения различать имена существительные среди других частей речи по вопросу и значению;
-учить классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные;
-развивать любознательность, мышление, речь, память, навыки красивого и чистого письма;
-воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение товарищей, интерес к учению;
-прививать любовь к родному языку.
ХОД УРОКА:
I Организационный момент.
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II -Чистописание.
- Отгадайте загадку:
- Запорошила дорожки
Разукрасила окошки
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница……….. (зима)
- Правильно.
- А февраль, какой по счету месяц зимы? (последний, 3)
- Подберите родственные слова к слову зима и напишите их.
Зз
зима
-Назовите, родственные слова (зимний, зимовать, зимовье)
III– Словарная работа.
-Снеговик принес с собой много зимних слов. Вы их напишите, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и выделите безударные гласные. (на доске снеговик со словами: з.ма, ин.й, сев.р, к.ток, м.роз, ул.ца, св.ркает, к.ньки)
- Подумайте, какое слово лишнее? Почему? (проверка по карточкам)
-Какое слово лишнее? (сверкает) Почему? (глагол)
-Правильно. Все слова имена существительные, а сверкает- глагол.
- Составьте с одним словом предложение и подчеркните главные члены.
IV – Знакомство с темой урока
-Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (о существительном)
-Правильно. Сегодня у нас необычный урок. Я знаю, что все на свете и взрослые, и дети любят сказки. Вот мы сегодня на уроке и совершим путешествие в сказку и познакомимся со словами, которые обозначают предметы. Чтобы попасть в сказку, нужно произнести волшебные слова, закрыв глаза:
100 вопросов – 100 ответов,
В них найду я 100 секретов.
Все секреты я узнаю,
Если в сказке побываю. (дети закрывают глаза)
-Вот мы с вами и в волшебной стране Речь, где живут разные части речи. Мы остановимся у первого жителя этой страны, которого зовут «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».
-Это маленький седобородый старичок-волшебник. У него есть волшебная палочка, с помощью которой он может превращаться в любой предмет. Поэтому его мы не видим, а видим только предметы, в которые он превратился.
- В какие предметы он превратился сегодня у нас? (стол, окно, цветы и т.д.)
-Правильно. Это все имя существительное.
-Мы построим ему дом и узнаем о нем что-то новое.
-А помогут нам сказочные герои, которых вы знаете.
-Этого мальчика вы, конечно узнали, он бывал на наших уроках. Кто это? (Незнайка (кукла))
-Он опять принес нам вопросы, задания, которые не смог решить сам. Незнайка просит нас о помощи. Мы ему сегодня поможем.
-А это что за мальчик?
-Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружок
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовется ………………. (Чиполлино (кукла))
-Он пришел к нам впервые. Мальчик поднял руку, он знает ответы на все вопросы. И нам он поможет.
-Заглянем в первый конверт Незнайки.
-Дорогие мои ребятишки.
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.
-Что это за загадочные рисунки? (ребусы)
- Давайте поможем разгадать их Незнайке. Отгадки запишите в тетради. ( машина, столб, угольки)
- Что вы можете сказать про эти слова? Чем они отличаются друг от друга? Что общего в этих словах?
-Поразмышляйте.
-Да, это трудный вопрос.
-Давайте обратимся за помощью к Чиполлино. Он даст нам совет. (1человек открывает конверт и читает)
- ПОСТАВЬТЕ ВОПРОС К СЛОВАМ (что?)
-Что заметили? (все слова отвечают на вопрос что?)
-Что обозначают? (предметы)
-Продолжаем разгадывать ребусы (лиса, сороконожка, рыбак)
-Что можно сказать про эти слова?(отвечают на вопрос кто? Обозначают предмет)
-Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предмет и называются …. (именами существительными)
-Сегодня мы строим для него дом.
-А вот крыша этого удивительного дома под названием « ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» (на доске крепится крыша)
-Что вы уже знаете о словах этой части речи?
(отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предметы)
-Это и будет один этаж нашего дома ( кто? что?
предметы)
- Приведите примеры существительных из сказки «Репка». (бабушка, внучка…)
-У Чиполлино есть интересное сообщение из научных книг о существительном
- Имя существительное- самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней- имя существительное. И это понятно. Человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть все, что его окружает, что существует вокруг него.
-Значит, существительное есть почти в каждом предложении, а в рассказах, стихотворениях, сказках их прячется великое множество.
-Послушайте отрывок из сказки ( «Дюймовочка») и запомните имена существительные. (звучит аудиозапись)
-Как называется сказка? ( «Дюймовочка»)
-Давайте запишем существительные. (лето, девочка, лес, кроватка, травинка, лист, лопух, дождь, пыльца, роса, солнце, ласточка, Дюймовочка, песенка, осень)
-Молодцы!
V – Физкультминутка.
- Я называю слова, если они отвечают на вопросы кто?, то встаете на носочки ног, руки над головой. Если что?, то приседаете, вытягивая руки перед собой.
- Избушка, журавль, медведь, ягода, небо, сорока, бабушка, волк, радуга
VI – «Шифрограммы»
-Что же в следующем конверте Незнайки?
-Это шифрограммы. Они есть у каждого из вас на парте. Среди множества букв спрятались слова.
-Найдите их и подчеркните.
-У детей на партах карточки 2-х вариантов.
I вариант:
лисажденолокандикенгуруждабоберанда
II вариант:
волкенаклитундрослонукникмомедведьянимка
-Прочитайте слова, которые нашли.
-Что вы можете сказать?(это названия животных, герои сказок)
-Это существительные.
-Они отвечают на вопрос- кто?
-Можно поставить вопрос что? Почему? Докажите.
-Правильно. Они обозначают живые предметы. Поэтому ставим вопрос кто?, а не что?
- Кто? так спрашивают про живые существа: про людей, животных, насекомых. Такие существительные называются одушевленными.
-А что можно сказать о существительных, отвечающих на вопрос что?
-Остальные существительные, называют неживые существительные.
-Это неодушевленные существительные.
-Вот у нас с вами еще один этаж нашего дома, для имени существительного.
VII – Игра «Одушевленное- неодушевленное»
-Если существительные одушевленные- хлопаем в ладоши.
- Если существительные неодушевленные- тихо сидим.
- Кот, береза, ромашка, заяц, щука, шмель, любовь, прорубь.
VIII –Упражнение
-Перед вами слова, разделите их на 2 группы. Задайте к ним вопрос кто? или что?
(Ж.ж)учка, (Г,г)ена, (Я,я)блоко, (Р,р)епка, (Б,б)уратино, (Л,л)имон, (М,м)аша, (П,п)ечка.
-Какая здесь орфограмма? (имена собственные)
-Что это за имена? (Это мое. У человека- имя, у рек, городов- название)
IX–Самостоятельная работа.
-Какие существительные отвечают на вопрос кто? (одушевленные)
-Какие существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные)
I вариант:
-Укажите одушевленные имена существительные:
1. Мороз 4. Грач 7. Сибирь
2. Голубь 5.Надежда(имя) 8. Дежурный
3.Арбуз 6. Орел 9. Журавль
( - + -
+ + +
- + + )
II вариант:
-Укажите неодушевленные имена существительные:
1. Муравей 4.Огурец 7.Солнце
2.Москва 5.Мальчик 8.Снегирь
3.Яблоко 6.Хулиган 9.Радуга
( - + +
+ - -
+ - + )
- Проверка.
X- Подведение итогов.
- Молодцы, вы ответили на все вопросы Незнайки. А теперь возвращаемся из нашего путешествия в класс.
- Все секреты мы узнали, потому что в сказке побывали.
-Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие,
Надо подвести его итог.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что особенно понравилось?
-Сегодня вы очень хорошо поработали с помощью Незнайки, Чиполлино и, конечно с вашей помощью, построили дом для имени существительного. На следующих уроках мы еще подробнее будем знакомиться с именами существительными, и в его доме появятся новые этажи.
XI –Домашнее задание.
- Упражнение № 348,правило
- Мы сказали, что все любят сказки и в заключении нашего урока послушайте песню «В мире много сказок» (В. Шаинский- Ю. Энтин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...