УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_programme_2.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ 1-4

ТЕМА: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.  ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»

ЦЕЛИ: - формировать умения различать имена существительные среди других частей речи по вопросу и значению;

              -учить классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные;

              -развивать любознательность, мышление, речь, память, навыки красивого и чистого письма;

              -воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение товарищей, интерес к учению;

              -прививать любовь к родному языку.

ХОД УРОКА:

I  Организационный момент.

- Ну-ка проверь, дружок,

  Ты готов начать урок?

  Все ль на месте

  Все в порядке,

  Ручка, книжка и тетрадка?

  Все ли правильно сидят?

  Все ль внимательно глядят?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II -Чистописание.

- Отгадайте загадку:

- Запорошила дорожки

  Разукрасила окошки

 Наконец-то ты пришла

 К нам, волшебница……….. (зима)

- Правильно.

- А февраль, какой по счету месяц зимы? (последний,  3)

- Подберите родственные слова к слову зима и напишите их.

Зз

зима

-Назовите,  родственные слова  (зимний, зимовать, зимовье)

III– Словарная работа.

-Снеговик  принес с собой много зимних слов.  Вы их напишите, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и выделите безударные гласные. (на доске снеговик со словами: з.ма,  ин.й, сев.р, к.ток,  м.роз, ул.ца,  св.ркает,  к.ньки)

- Подумайте, какое слово лишнее? Почему? (проверка по карточкам)

-Какое слово лишнее? (сверкает) Почему? (глагол)

-Правильно. Все слова имена существительные, а сверкает- глагол.

- Составьте с одним словом предложение и подчеркните главные члены.

IV – Знакомство с темой урока

-Давно живу я в мире этом,

 Даю названия предметам.

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (о существительном)

-Правильно. Сегодня у нас необычный урок. Я знаю, что все на свете и взрослые, и дети любят сказки.  Вот мы сегодня на уроке и совершим путешествие в сказку и познакомимся со словами, которые обозначают предметы. Чтобы попасть в сказку, нужно произнести волшебные слова, закрыв глаза:

100 вопросов – 100 ответов,

В них найду я 100 секретов.

Все секреты я узнаю,

Если в сказке побываю.  (дети закрывают глаза)

-Вот мы с вами и в волшебной стране Речь, где живут разные части речи. Мы остановимся у первого жителя этой страны, которого зовут «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».

-Это маленький седобородый старичок-волшебник. У него есть волшебная палочка, с помощью которой он может превращаться в любой предмет. Поэтому его мы не видим, а видим только предметы, в которые он превратился.

- В какие предметы он превратился сегодня у нас? (стол, окно, цветы и т.д.)

-Правильно. Это все имя существительное.

-Мы построим ему дом и узнаем о нем что-то новое.

-А помогут нам сказочные герои, которых вы знаете.

-Этого мальчика вы, конечно узнали, он бывал на наших уроках. Кто это? (Незнайка (кукла))

-Он опять принес нам вопросы, задания, которые не смог решить сам. Незнайка просит нас о помощи. Мы ему сегодня поможем.

-А это что за мальчик?

-Многим долго неизвестный

Стал он каждому дружок

Всем по сказке интересной

Мальчик луковка знаком.

Очень быстро и недлинно

Он зовется ………………. (Чиполлино (кукла))

-Он пришел к нам впервые. Мальчик поднял руку, он знает ответы на все вопросы. И нам он поможет.

-Заглянем в первый конверт Незнайки.

-Дорогие мои ребятишки.

И я нынче взял в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знанья свои совершенствовать.

-Что это за загадочные рисунки?  (ребусы)

- Давайте  поможем разгадать их Незнайке. Отгадки запишите в тетради.          ( машина, столб, угольки)

- Что вы можете сказать про эти слова? Чем они отличаются друг от друга? Что общего в этих словах?

-Поразмышляйте.

-Да, это трудный вопрос.

-Давайте обратимся за помощью к  Чиполлино. Он даст нам совет. (1человек открывает конверт и читает)

- ПОСТАВЬТЕ  ВОПРОС К СЛОВАМ  (что?)

-Что заметили? (все слова отвечают на вопрос что?)

-Что обозначают?  (предметы)

-Продолжаем разгадывать ребусы (лиса, сороконожка, рыбак)

-Что можно  сказать про эти слова?(отвечают на вопрос кто? Обозначают предмет)

-Слова, которые отвечают на вопросы  кто? что?,  обозначают предмет и называются ….  (именами существительными)

-Сегодня мы строим для него дом.

-А вот крыша этого удивительного дома под названием « ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» (на доске крепится крыша)

-Что вы уже знаете о словах этой части речи?

 (отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предметы)

-Это и будет  один этаж нашего дома   ( кто? что?

                                                                            предметы)

- Приведите примеры существительных из сказки «Репка». (бабушка, внучка…)

-У Чиполлино есть интересное сообщение из научных книг о существительном

- Имя существительное- самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней- имя существительное. И это понятно. Человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть все, что его окружает, что существует вокруг него.

-Значит, существительное есть почти в каждом предложении, а в рассказах, стихотворениях, сказках их  прячется великое множество.

-Послушайте отрывок из сказки ( «Дюймовочка») и запомните имена существительные. (звучит   аудиозапись)

-Как называется сказка? ( «Дюймовочка»)

-Давайте запишем существительные. (лето, девочка, лес, кроватка, травинка, лист, лопух, дождь, пыльца, роса, солнце, ласточка, Дюймовочка, песенка, осень)

 -Молодцы!

V – Физкультминутка.

- Я называю слова, если они отвечают на вопросы кто?, то встаете на носочки ног, руки над головой. Если что?, то приседаете, вытягивая руки перед собой.

- Избушка, журавль, медведь, ягода, небо, сорока, бабушка, волк, радуга

VI – «Шифрограммы»

-Что же в следующем конверте Незнайки?

-Это шифрограммы. Они есть у каждого из вас на парте. Среди множества букв спрятались слова.

-Найдите их и подчеркните.

-У детей на партах карточки 2-х вариантов.

I вариант:

лисажденолокандикенгуруждабоберанда

II вариант:

волкенаклитундрослонукникмомедведьянимка

-Прочитайте слова, которые нашли.

-Что вы можете сказать?(это названия животных, герои сказок)

-Это существительные.

-Они отвечают на вопрос- кто?

-Можно поставить  вопрос что? Почему? Докажите.

-Правильно. Они обозначают живые предметы. Поэтому ставим вопрос кто?, а не что?

- Кто? так спрашивают про живые существа: про людей, животных, насекомых. Такие существительные называются одушевленными.

-А что можно сказать о существительных, отвечающих на вопрос что?

-Остальные существительные, называют неживые существительные.

-Это неодушевленные существительные.

-Вот у нас с вами еще один этаж нашего дома, для имени существительного.

VII – Игра «Одушевленное- неодушевленное»

-Если существительные одушевленные-  хлопаем в ладоши.

- Если существительные неодушевленные- тихо сидим.

- Кот, береза, ромашка, заяц, щука, шмель, любовь, прорубь.

VIII –Упражнение

-Перед вами слова, разделите их на 2 группы. Задайте к ним вопрос кто? или что?

(Ж.ж)учка, (Г,г)ена, (Я,я)блоко, (Р,р)епка, (Б,б)уратино, (Л,л)имон, (М,м)аша, (П,п)ечка.

-Какая здесь орфограмма? (имена собственные)

-Что это за имена?  (Это мое.  У человека-  имя, у рек, городов- название)

IX–Самостоятельная работа.

-Какие существительные отвечают на вопрос кто? (одушевленные)

-Какие существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные)

I вариант:

-Укажите одушевленные имена существительные:

1. Мороз                    4. Грач                                  7. Сибирь

2. Голубь                    5.Надежда(имя)                8. Дежурный

3.Арбуз                       6. Орел                                 9. Журавль

( -        +         -

 +        +        +

  -        +        + )

II вариант:

-Укажите неодушевленные имена существительные:

1. Муравей                    4.Огурец                              7.Солнце

2.Москва                        5.Мальчик                           8.Снегирь

3.Яблоко                         6.Хулиган                             9.Радуга

( -         +        +

  +        -         -

  +        -         + )

- Проверка.

X- Подведение итогов.

- Молодцы, вы ответили на все вопросы Незнайки. А теперь возвращаемся из нашего путешествия в класс.

- Все секреты мы узнали, потому что в сказке побывали. 

-Садитесь поудобнее,

  Ведь к концу подходит наш урок.

  Чтоб закончить наше путешествие,

  Надо подвести его итог.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что особенно понравилось?

-Сегодня вы очень хорошо поработали с помощью Незнайки, Чиполлино и,  конечно с вашей помощью, построили дом для имени существительного. На следующих уроках мы еще подробнее будем знакомиться с именами существительными, и в его доме появятся новые этажи.

XI –Домашнее задание.

- Упражнение № 348,правило

- Мы сказали, что  все любят сказки и в заключении нашего урока послушайте песню «В мире много сказок» (В. Шаинский- Ю. Энтин)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...