Использование памяток при самостоятельной работе учащихся над ошибками по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Из опыта работы с учащимися 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pamyatok.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование памяток

при самостоятельной работе учащихся над ошибками по русскому языку.

Составитель:  учитель начальных классов Щукина М.А.

        Перед нами, учителями, стоит такая важная задача, как повышение качества обучения. Я считаю, что важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

        Работа над ошибками вызывала интерес ещё у методистов прошлого века. Так Н.К. Кульман писал: «Никогда, по возможности, не допускай своих учеников ни видеть ошибок, ни делать их (Кульман Н.К. Методика русского языка. – СПб. – 1912. – с.181). Такой же точки зрения придерживался В.А.Флеров: «…Ни под каким видом нельзя допускать, чтобы дети видели, а тем более писали слова орфографически неправильно». И далее: «Ни одной ошибки для глаз, ни одной ошибки для руки». (Флеров В.А. Наглядность письма в освещении современной психологии. – СПб. – 1912. – с.32).                         Аналогичные рекомендации давались и другими методистами прошлого. Стремление оградить учащихся от зрительного и руководительного восприятия ошибочных написаний, конечно, имеет известный смысл. В то же время сводить проблему работы над ошибками только к ограждению детей от запоминания орфографически искажённых слов нельзя. Более того, боязнь ошибок, с одной стороны, ограничивает выбор методических приёмов, с другой – ведёт к механическому запоминанию орфограмм.

        «Подобная «ошибкобоязнь», - отмечает Д.Н. Богоявленский, - часто приводила к тому, что при выборе приёмов обучения орфографии учитель избегал таких, которые, как, например, творческие письменные работы учеников или упражнения с пропущенными буквами, не позволяли учителю не допускать появления ошибок у ученика». Наоборот, «…если ученик сам «додумается», какое правило он нарушил в данном случае, то можно предполагать, что те системы ассоциации, которые лежат в основе усвоения правила, у него актуализировались (конечно, если правильная формулировка правила не возникла у него по чисто внешним ассоциациям)». (Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1975).

        Вопрос о работе над ошибками полностью разработан и в современной методике, хотя советские методисты сделали очень много в этом направлении. Большое внимание работе над ошибками и их предупреждению уделено в трудах Н.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского, Н.Н. Алгазиной и др.

        В работе «Обучение орфографии в начальной школе» Н.С. Рождественский отмечает, что важными условиями работы над ошибками являются учёт ошибок, их предупреждение и преодоление.

        Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.

         Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.  «Общий принцип исправления ошибок, - говорит Н.С. Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…» (Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960).

        Проводя работу над орфографическими ошибками, я воспроизвожу знания детей по отдельным правилам орфографии, на которые ими были допущены ошибки, даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Кроме того, я указываю, в чём заключается ошибка ученика, как надо её исправить и почему исправить таким образом.Чтобы добиться эффективности работы на уроке, посвящённом работе над ошибками, я отбираю для такого урока наиболее типичные ошибки.

        Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками. Приёмы самостоятельной работы над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий. К этим приёмам относятся:

  1. самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;
  2. самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
  3. подбор проверочных слов к данным словам;
  4. выбор слов из «Словаря» для сопоставления и проверки их написания;
  5. взаимопроверка работ учащимися;
  6. подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
  7. письменный орфографический разбор или разбор слова по составу;
  8. выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определёнными орфограммами и составление с ними предложений, связных рассказов и др.

При этом не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, т.е. являться продолжением деятельности учеников по усвоению орфографических правил.

Нет необходимости доказывать, что приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками, названные выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила. Без работы над ошибками теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.

Учителями и методистами созданы памятки «Как работать над ошибками». Однако при всей их необходимости и полезности следует отметить, что многие из памяток рассчитаны на сильного ученика, который самостоятельно может определить, в какой части слова и на какое правило им допущена ошибка.

И вполне естественно, что, приступая к работе над ошибками по такой памятке, слабый ученик теряется, не знает, на какое правило допущена ошибка. Он ведь и ошибся именно потому, что или не знал это правило, или забыл его, или не узнал в слове нужную орфограмму.

Исходя из этого, я пришла к выводу, что слабому ученику необходима памятка,  которая подсказала бы ему, на какое правило допущена ошибка, и в которой был бы дан образец, указывающий, как правильно исправить такую ошибку.

Каждое правило моей памятки имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотносить с орфограммой. Порядковый номер используется мной только для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму.

Работа над ошибками по памятке происходит следующим образом. К традиционной палочке на полях, обозначающей орфографическую ошибку, я приписываю маленькую цифру – номер орфограммы, помещённой в памятке. После проверенной работы пропускаю одну строчку, на следующей строке (слева) ставлю букву «Р», а на последующих строчках (слева) ставлю столько точек, сколько допущено ошибок. Ученик, получив тетрадь, на первой строке дописывает: «Работа над ошибками». Далее на всех строчках, где имеются отмеченные мною точки, выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками я проверяю и, начиная со 2 четверти 4 класса, оцениваю, при этом учитываю правильность и точность исправления.

Следует иметь ввиду, что работа над ошибками даст очевидный результат в том случае, если она будет проводиться систематически и если учитель  полностью использует методику, на которую рассчитаны эти задания.

Таким образом, к концу 4 класса большинство учащихся усваивает основные орфограммы, умеет применять нужные правила при письме.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы

Работу над ошибками учащиеся выполняют  по памятке. Памятка составлена для учащихся 4-го класса. Можно её использовать начиная с первого года обучения....

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ.

Развитие орфографической зоркостиВажное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми ...

Исследовательская работа учащихся 4 класса по русскому языку «История происхождения слов»

Данная исследовательская работа поможет учителю по знакомству со словами по теме школа, познакомит с заимственными словами, с их значением. Дети готовили исследование по теме "школа", на основе выступ...

"Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".

Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ВведениеПеред учителями стоит важная задача повышение качества обучения. Мы считаем, что важное место в системе обучения занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления ...

Раздаточный материал для самостоятельной работы в 4 классе по русскому языку. Тема "Глагол"

Раздаточный материал-карточки и тексты для списывания с заданиями по теме "Глагол"  для уроков русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI  века"...

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени...