Русский язык, 2 класс. Тема: «Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных»
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 -м классе с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zeynetdinova_g.f._urok_russkogo_yazyka.doc754.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зейнетдинова Гулира  Фидаиловна

 учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №4»

Кировского района г. Казани

Урок русского языка во 2-м классе

 с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.

 Тема: «Употребление заглавной буквы в собственных именах         существительных»

Цели: 1) Закрепление знаний учащихся об употреблении большой буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в названиях городов, улиц, рек, стран.

2) Развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся.

3) Воспитание нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, воспитание интереса к миру детской художественной литературы, взаимоуважения, взаимовыручки, умения работать согласованно с одноклассниками.

Оборудование: компьютерная презентация урока, загадки, перфокарты, карточки со словарными словами, обратная связь, разноуровневые задания, карточки с заданиями для работы в группах, тесты, магнитофон.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Система обучения: традиционная (с использованием элементов технологии творческого развития А. З. Рахимова).

Ход урока.

  1. Организационно – мотивационный этап.

- Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям.

- Покажите свое настроение.

Аутогенная тренировка.

- Теперь закройте глаза, повторяйте со мной:

«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке.»

- Пусть урок принесет вам радость!

Физминутка. 

- Сядьте на стул поудобнее. Сделайте вдох и выдох. Медленно выдыхайте.

- Вдох, задержите дыхание, выдохните.

- Растирайте грудь, спину. Выпрямляем позвоночник.

- Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к занятиям.

1) Актуализация знаний.

1 слайд

- Сегодня все ученики нашего класса отправятся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси- лебеди». Помните, гуси – лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони и речки. Но прежде чем помощь девочке, они просили ее исполнить их желания.

 2 слайд

Девочка, конечно, спешит, волнуется. А нас много, мы поможем ей. Если в сказке у девочки были одни испытания, то у нас с вами – другие и намного сложнее. Испытания будут связаны с темой сегодняшнего урока.

А тему сформулируете сами. В путь! Добро пожаловать в сказку.

3 слайд

Итак, девочка догадалась, что гуси – лебеди унесли братца, и бросилась догонять их. Бежала, бежала, увидела – печь стоит.

- Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели? Печка ей в ответ: «исполни мое желание, скажу!»

- В сказке девочка исполнила желание печки? Печка сказала куда гуси – лебеди полетели? Мы поможем девочке. А чтобы ошибок избежать, будем память развивать.

а) Задание для развития памяти.

- Прочитать пословицы вслух, запомнить, записать, проверить.

4 слайд 

1) «Не дорого начало, а похвален конец».

2) «Худо тому, кто добра не делает никому».

- Самооценка.

5 слайд

Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

- Что сказала яблоня?

- Как поступила девочка?

- Мы поможем девочке.

б) Минутка чистописания.

- Чтобы помочь девочке, нам нужно красиво, каллиграфически правильно и без ошибок списать эти строчки.

Гимнастика для пальцев.

На доске.

Ии Ии Иван Иванушка Иванов

Дорогая яблоня, помоги найти Ивана!

- Подчеркните самые красивые буквы. Оцените свою работу.

- Что интересного заметили? (Все буквы написаны с большой буквы. На второй строчке слово Иван в конце предложения написано с большой буквы).

- Почему? Какой вывод можно сделать?

Обсуждение в группах.

2) Постановка У.З.

- Сформулируйте тему урока.

6 слайд

 Обсуждение в группах.

Сообщение темы урока.

7 слайд

Бежит девочка дальше. Течет молочная река, кисельные берега.

- Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?

- Какое желание просит исполнить молочная река?

- Помогла ли она девочке?

- Почему же и печка, и речка, и яблоня не сказали девочке, куда гуси – лебеди полетели?

в) Словарная работа.

- Мы поможем девочке исправить ее ошибки.

- Я загадаю вам загадки.

Девочкам.                                                Мальчикам.

Белое да не вода,                                    Рыжий молокозавод

Сладкое, да не мед.                                День жует и ночь жует.

От рогатой беру                                     Ведь траву не так легко

И деточкам даю.                                    Переделать в молоко.

- Какое правило нужно помнить, чтобы грамотно написать эти слова. Назовите орфограмму (-оро-, -оло-).

- Сейчас запишем слова с этой орфограммой.

Три группы работают

с перфокартой.

К . рова, м . локо, м . роз,

в . рона, с . рока, в . робей

Взаимопроверка.

- Дайте корове кличку. Составьте предложение и разберите его по членам предложения.

Задание для четвертой группы: списать слова, вставляя пропущенные буквы.

М . рковь, п . мидор, к . ртофель,

 . гурец, к . пуста, ов . щи

Самопроверка.

Сочините стихотворение, используя эти слова.

Самооценка

Долго девочка бегала по полям и лесам.

8 слайд

Вдруг видит Избушку на курьих ножках. Стоит, поворачивается. В избушке баба – яга прядет, а на лавочке сидит братец. Ежик помог девочке. Взяла она братца и побежала.

Сестра с братцем добежала до речки.

- Речка – матушка, спрячь меня!

- Исполни мое желание. (Девочка съела простого киселька с молоком). Помогите девочке, выполните свое задание.

г) Проверка домашнего задания.

1) №244 - подчеркнуть названия животных одной чертой, клички – двумя.

 Обратная связь – проверка с помощью разноцветных флажков.

2) Индивидуальное задание - записать названия городов, которые находятся на территории Татарстана.

 Проверка.

9 слайд

Выбери верное утверждение:

- Имена собственные пишутся с большой буквы

- Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

Обсуждение в группах.

Физминутка (магнитофонная запись: шум воды, голоса птиц).

Белые лебеди, лебеди летели и на воду сели.

Сели, посидели. Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

  1. Операционально – исполнительный этап.
  1. Решение УЗ.

Молодцы! Вы выполнили задание. Речка укрыла  девочку с братом под кисельным берегом.

Девочка с братом опять побежали. А гуси – лебеди летят, крыльями машут. Вот – вот схватят.

10 слайд

Стоит яблоня. Обратилась девочка к ней.

Яблоня: «Съешь мое лесное яблоко»

- Как поступила девочка?

А нам яблоня дает такое задание: «В моем лесу обитают разные животные и птицы. Познакомьтесь с ними. Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями».

11 слайд

Кошка        Шарик

Собака       Мурка

Корова       Сокол

Конь          Зорька

Гусь           Гришка

Проверка. (Правильный ответ на экране).

- С какой буквы написали клички животных?

Самооценка

Физкультминутка  по тренажерам В. Ф. Базарного.

Глазами водят за паучком по:

- горизонтали,

- вертикали,

- овалу по часовой стрелке,

- овалу против часовой стрелке,

- восьмерке.

- Дайте животным клички на татарском языке.

12 слайд

эт –

мәче –

сыер –

ат –

-Животных мы называем нашими младшими братьями, нашими друзьями. За что же мы любим их? Как нужно относиться к животным?

- Вы отлично справились с заданием. Яблоня заслонила ветвями. Гуси – лебеди не заметили детей. Девочка опять побежала. А гуси – лебеди летят. Того гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки.

13 слайд

- Печка – сударыня, спрячь меня.

- Съешь моего ржаного пирожка.

А нам печка дает такое задание: «Образуйте фамилии от названий цветов, клички животных – от слов, названия сел – от имен».

Работа в группах.

14 слайд

1) Колокольчик -                                       2) Шар –

    Василек -                                                    Стрела –

    Ромашка -                                                   Пух –

                              3) Семен –

                                  Иван –

                                  Николай –

4) По учебнику -  с. 124 №240.

Проверка.

Вывод. С какой буквы написали названия деревень и городов?

- В каком городе мы живем?

- Почему наш город назвали Казань?

15 слайд -  достопримечательности Казани

Сообщение: «Почему наш город назван так, а не иначе».

Гимнастика для глаз.

16 слайд

        Тест.

- Заштрихуйте только те слова, которые следует писать    

с большой буквы. При правильном ответе – закрасится

цифра «5».

(У,у)читель

(И,и)ван (П,п)етрович

(М,м)альчик

(П,п)аша

(С,с)обака

(Д,д)ружок

(К,к)от

(П,п)ушок

(Г,г)ород

(О,о)мск

(У,у)лица

(Ф,ф)рунзе

  1. Рефлексивно – оценочный этап.

- Какая задача вами была поставлена на уроке?

- Что вы узнали на этом уроке?

- Какие выводы сделали?

- Как смоделировали урок?

- Какие слова пишутся с большой буквы?

17 слайд

Имена, Отчества,

Фамилии

Клички животных

Названия городов, сел

Пишутся с большой буквы

- Прочитайте правило вслух по схеме.

- Прочитайте про себя.

- Расскажите друг – другу.

  Отвечает каждая группа.

Молодцы! Печка осталась довольна и спрятала девочку. Гуси – лебеди улетели. А девочка с братом вернулись домой.

-Как вы думаете, изменилась ли девочка?

- Поняла ли она свою ошибку?

Вывод. Чтобы вернуть утраченное, приходится принимать помощь друзей, слушать их советы, иногда приходится следовать требованиям против воли.

«Худо тому, кто добра не делает никому!»

А девочка в знак благодарности дарит вам на память стихотворение - памятку, чтобы оно помогало вам всегда, и в сказке, и в жизни.

18 слайд

Прочитать стихотворение - памятку вслух.

Итог

- Чему научились?

- Кого хотите поблагодарить?

- Положите зеленый кружок тому, кто вам помог.

- Покажите настроение

Оцените свою работу на уроке, обсудите самооценку в группах и утвердите.

Домашнее задание.

1) с.128 №248.

2) Творческое задание.

3) Перевести на русский язык стихи Рафиса Корбанова о животных из газеты «Сабантуй» от 13 января.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во II классе на тему:"Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных"

Данный материал поможет вызвать у детей интерес к уроку, т.к. в нем содержатся раздаточные материалы к увлекательным заданиям, включая сочные цветные картинки....

План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».

В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс, с приложениями. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)...

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...

Самоанализ урока русского языка на тему "Письмо заглавной буквы К"

Самоанализ проведенного урока - это отличная база для усовершенствования собственной роли в образовательном процессе....

Урок в 1 классе по русскому языку на тему: " Правописание заглавной буквы в словах"

Цель: Развивать умение писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населённых пунктов, познакомить учащихся с понятием «имена собственные».Ученик научи...