Сочинение-повествование с элементами описания "Зимний гость"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ Хужирская СОШ
Сочинение- повествование с элементами описания.
«Зимний гость»
3 класс
Учитель: Шулакова Татьяна Юрьевна
п. Хужир
Тема урока: Сочинение-повествование с элементами описания. Зимний гость.
Цели:
- Развитие умения правильно, последовательно излагать свои мысли, включая элементы описания, уметь при этом оформлять их письменно, развитие способности точного употребления слов в устной и письменной речи.
- Формирование умения применять правила проверки безударных гласных в корне, правильно употреблять в речи имя существительное в разных падежных формах и соответственно писать нужное окончание.
- Побуждать интерес к написанию текста. Воспитывать творческую активность, доброе и бережное отношение ко всему живому
Оборудование: Проектор, компьютер, карточки со словами.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Настроить детей.
- Сегодня у нас творческая работа, будем учиться писать сочинение
повествовательного характера с элементами описания.
2.Определение темы урока:
А тему сочинения поможете определить мне вы; отгадав загадку.
Пусть я птичка-невеличка.
У меня друзья; привычка.
Как начнутся холода.
Прямо с севера сюда.
- О ком идет речь?
Записываем тему “Зимний гость”.
3. Беседа
Как вы думаете почему я так назвала свое сочинение?
- Какое время года наступило? Слайд 1
- Кто скажет по-другому?
- Как еще можно сказать о зиме?
(Пришла, наступила, явилась, на пороге зима, красавица, волшебница, матушка, зимушка…)
- Как выглядит земля с приходом зимы?
(Покрыта белоснежным одеялом, укутана снежным покрывалом)
- Как изменились деревья, с наступлением зимы?
(Одеты в белые платья, меховые шубы, шапки).
- Какие еще изменения происходят в это время года?
(Крепчает мороз, прилетает перелетные птицы)
Вспомните отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
И вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою.
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Все, о чем мы сейчас сказали, будет 1 частью сочинения.
Как можно озаглавить эту часть?
Iч. На пороге зима.
- А кто кроме людей не очень рад проказам матушки зимы? (Птицы). Слайд 2-
- В какое время года прилетают Снегири?
(В холодное, суровое)
- Откуда они прилетают?
(Их родина - север).
- Где вы встречались с этими вестниками зимы?
(В парке, на деревьях, около дома, на тропинке, в снегу и т.д.)
- Что можно сказать о головке?
(Чёрная)
- О крыльях и хвосте?
(Темные)
- О спинке?
(Голубовато-серая)
- Каков клюв у снегиря?
(Короткий, толстый, черного цвета)
- Что бросается в глаза у этих перелетных гостей?
(Грудка? брюшко)
- Как оно выглядит?
- Подберите синонимы.
(Красного цвета, алая как заря; ярко-красная)
- С чем можно сравнить? перепутать снегиря?
(Розовые яблочки, комочки, гроздья рябины)
- Чем питается Снегирь?
(Почками, семенами деревьев, кустарников, рябиной).
- Отличаются ли самцы от самочек? (Да)
- Чем?
(Окраской, у самочки бледная окраска).
- Что еще знаете о снегирях?
- Что мы забыли упомянуть?
- Что можно сказать в общем о данной птице? Какова она?
(Красавица, красногрудые красавцы, хороша птица).
- Синонимы к слову снегирь?
(Вестник зимы, перелетный гость, красногрудый красавец, северная птица)
Тихо, тихо сидят на снегу снегири.
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди - отраженье зари.
Светло-серые перья на самочке.
- Все, что мы сказали про снегирей, это и будет основная часть сочинения.
- Как озаглавим?
- Давайте ещё раз полюбуемся северной птицей послушаем их пение.
Слайд 3-4
II ч. Красногрудый красавец.
- Обрадовала ли вас встреча со снегирем? Чем?
(Редко встречаются).
- Хотели бы вы еще встретиться с ним? Зачем?
(Понаблюдать).
- 0 чём мы должны помнить в зимнее время по отношению к птицам?
(Защитить, вскормить; не обижать; помнить всегда. Птицы - это красота; радость людям навсегда.)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
- - Как озаглавим III часть?
Помните, о птицах всегда!
4. Орфографическая подготовка.
Ну а чтобы в вашем сочинении было как можно меньше ошибок вспомните:
- Как проверить безударную гласную в корне?
Эти слова помогут нам, когда начнете писать сочинение (выделение орфограмм)
5. Физкультурная пауза.
Снегири
Прилетели снегири! Как их много:
Раз, два, три…..
На дерево сели, в окно посмотрели.
Выходи Андрюша, посмотри, послушай,
Посчитай нас скорей: сколько у тебя гостей.
Пригласи нас в дом, угости зерном. (З. Орлова)
6. Самостоятельная работа.
Написание сочинений.
7. Чтение выборочных сочинений.
Читают сами дети.
8. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
9.Домашнее задание: понаблюдать за другими перелётными птицами.
Сочинения детей:
Воробьёв Артём
Зимний гость.
Наступила долгожданная зима. Белый снег покрыл грязную землю. Деревья оделись в пушистые белые платья. Перелётные птицы улетели на юг, а к нам прилетели зимующие.
Однажды ранним утром на рябине я увидел красногрудого снегиря. Наш гость в чёрной шапочке и ярко- голубой жилетке лакомился сладкой рябиной. К нему подлетели его перелётные друзья. Их красные и жёлтые рубашки сливались на рябине. Позавтракав ягодой, они запели свою зимнюю песню.
Я долго любовался снегирями. С хорошим настроением я пошёл в школу. Давайте будем беречь птиц! Они приносят нам радость!
Семёнов Серёжа
Снегири!
Прошла осень и наступила холодная зима. В этом году выпало много снега. Рябина в саду стояла вся белая, и только красные ягодки выглядывали из под снега.
Однажды утром я заметил на дереве красивых птиц. Грудки у них были ярко- красные, а спинки голубовато-серые. На головках у птиц были, как будь-то, одеты чёрные шапочки. Я узнал этих птиц - это к нам прилетели снегири. Они весело скакали с ветки на ветку и клевали красные ягоды рябины.
Мне сразу стало, будь-то чуточку теплее в этот зимний день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Написание сочинения-повествования с элементами описания.
Урок русского языка в 4 классе....
Конспект урока развития речи по теме"Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания"
Обучающее сочинение к Дню Матери или 8 марта....
Урок развития речи в 3 классе:"Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения."
Русский язык.Тема: Развитие речи. Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения.Цели:1. Формирование умения постро...
Открытый урок русского языка "Сочинение повествование с элементами описания "Пернатые друзья"" 4 класс
Конспект открытого урока русского языка, проведенного в 4 классе по теме "Сочинение повествование с элементами описания "Пернатые друзья"....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ :"ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ПОВЕСТВОВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ"
УРОК РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Конспект урока русского языка по теме: «Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания»
Разработка включает работу над понятием "сочинение", "текст", "части текста"; работу над составлением плана, средствами выразительности письменной речи; используются элементы технологии игрового обуче...
Сочинение-повествование с элементами описания «О чем рассказал снеговик?».
Конспект к уроку развития речи...