памятки для выполнения практических заданий по русскому языку.
материал по русскому языку (4 класс) на тему
Этими памятками мы пользовались на уроках русского языка в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_vypolneniya_prakticheskih_zadaniy_po_russkomu_yazyku..docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Предложение. Предложения бывают
Члены предложения: Главные: подлежащее и сказуемое Второстепенные: определение, дополнение, обстоятельство. Определение - обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? чей?. Подчеркивается волнистой линией. Дополнение - обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей(всех кроме именительного). Подчеркивается пунктирной линией ----------. Обстоятельство обозначает место, время, причину, цель. Отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? каким образом? с какой целью? Подчеркивается -.-.-.-.-.-.-(тире, точка). Виды предложений по составу: Простые предложения, сложные. План разбора предложения:
|
Звуки и буквы.
Схема фонетического разбора.
- Разбей слово на слоги, укажи количество слогов.
- Запиши фонетическую транскрипцию слова.
- Поставьте ударение в слове.
- Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные, безударные. Согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.
- Укажите количество звуков в слове ,укажи количество букв в слове.
Запомни!
Всегда твёрдые ж, ш, ц.
Всегда звонкие й,л,м,н,р
Всегда мягкие ч, щ, й.
Гласные буквы е,ё,ю,я в некоторых позициях обозначают два звука:
В начале слова, после гласных, после разделительных ь , ъ .
В остальных позициях эти гласные обозначают один звук е-[э],ё-[о],ю-[у],я-[а].
Части речи.
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Им.сущ. изменяются по падежам и по числам.
Падежи:
Падеж. | Вопрос. | Предлоги. | Окончания. | ||
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |||
Именительный | кто? что? | - | -а -я | -о -е | нулевое |
Родительный | кого? чего? | От,до,с,из,из-за,без,около | -и | -а, -я | -и |
Дательный | кому? чему? | К,по | -е | -у -ю | -и |
Винительный | кого? что? | В На За | -у -ю | -а -я -о -е | нулевое |
Творительный | кем? чем? | За,над,перед, под,с | |||
Предложный | о ком? о чем? | О,об,в,обо,на, при | -е | -е | -и |
Склонение имен существительных:
1 склонение ж.р. и м.р. с окончанием –а,-я.
2 склонение м.р. с нулевым окончанием, с.р. с окончанием –о,-е.
3 склонение ж.р. с нулевым окончанием.
Муж. род | Жен. род | Сред. род | |
1 склонение | -а,-я. | -а,-я. | - |
2 скл. | Нулевое Окончание | - | -о,-е |
3 скл. | - | Нулевое Окончание | - |
Род постоянный признак имени существительного.
Схема морфологического разбора имени существительного.
- Часть речи.
- Начальная форма (И.п.,ед.ч.)
- Постоянные признаки (одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение).
- Непостоянные признаки (падеж, число).
- Синтаксическая роль (член предложения).
Имя прилагательное.
Имя прилагательное-часть речи, обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Род, число и падеж им.прил. зависит от рода, числа и падежа им.сущ. Поэтому им.прил. изменяется по числам, родам и падежам в зависимости от им.сущ.
В предложении чаще всего является определением.
Схема морфологического разбора имени прилагательного.
1.Часть речи. 2.Начальная форма (И.п.,ед.ч.,м.р.). 3.Род(в ед.ч.). | 4.Число. 5.Падеж. 6.Синтаксическая роль. |
Глагол.
Глагол-часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Изменяется по числам и временам:
настоящее | прошедшее | будущее | |
Ед.ч | Думает | Думал | Будет думать |
Мн.ч | Думают | думали | Будут думать |
В предложении чаще бывает сказуемым.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, в ед.ч- по родам и лицам.
Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.
Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч | ||
1 лицо | -у,-ю | -ем | 1 лицо | -у,-ю | -им |
2 лицо | -ешь | -ете | 2 лицо | -ишь | -ите |
3 лицо | -ет | -ут,-ют | 3 лицо | -ит | -ат,-ят |
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Глаголы делятся на 2 спряжения.
Окончания глаголов I и II спряжений.
число | лицо | I спряжение | I I спряжение |
Ед. | 1 лицо | -у,-ю | -у,-ю |
2 лицо | -ешь,-ёшь | -ишь | |
3 лицо | -ет,-ёт | -ит | |
Мн. | 1 лицо | -ем,-ём | -им |
2 лицо | -ете, -ёте | -ите | |
3 лицо | -ут,-ют | -ат,-ят | |
Исключения: брить, стелить - I спряжение. Гнать, держать, вертеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, дышать, смотреть, зависеть, терпеть - I I спряжение. Морфологический разбор глагола.
|
Учении_____ 4 класса « »
Гимназии №19
_______________________
_______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические задания по русскому языку № 1. Части речи.
Программа "Школа-2100".Цель: повторить различные разборы слов и предложений.Технологии: использование икт;игровая;проблемного диалога;оценивания....
Практические задания по русскому языку № 2. Части речи.
Программа "Школа-2100".Цель: повторить разборы слов, предложений.Технологии: игровая;использование икт;проблемного диалога;оценивания....
Практические задания по русскому языку. 1 класс.
Практические задания по русскому языку во втором классе, выполненные в виде презентации....
Практические задания по русскому языку. 2 класс.
Практические задания по русскому языку во втором классе, выполненные в виде презентации....
Выполнение домашнего задания по русскому языку в начальной школе.
Цель настоящей статьи - поделиться некоторым опытом работы над домашним заданием по русскому языку в начальной школе....
Памятка "Как готовить домашнее задание по русскому языку"
Как правильно готовить домашнее задание по русскому языку...
Памятка по выполнению домашнего задания по русскому языку
Материал содержит рекомендации для учеников и их родителей по подготовке домашнего задания по русскому языку....