Урок русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Мультимедийный урок. Тема урока: " Изменение имен прилагательных по родам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мультимедийный урок | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан Камско- Устьинский муниципальный район
МОУ « Старо-Казеевская СОШ»
Автор работы: Учительница начальных классов
первой квалификационной категории
Сафина Мадина Салиховна
2011 год
Тема : Изменение имён прилагательных по родам ( к ЕГЭ шаг за шагом)
Цель урока: - умение применять навыки правописания родовых окончаний имён
прилагательных в именительном падеже;
- развивать логическое мышление при составлении алгоритма
написания окончания ( родового) прилагательного;
- углубить знания об имени прилагательном;
- развивать сознательность при выполнении заданий;
- развивать устную и письменную речь.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, сигнальные
1
4
3
2
карточки
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация « Изменение имён
прилагательных по родам»
Материал: Р.Х.Ягафарова « Русский язык» 3 класс 3 часть (с. 3-7)
В.В.Никифорова « Контрольно- измерительные материалы» ( с. 40-41)
О.Н.Крылова « Типовые тестовые задания» (Вариант 10 часть 3)
« Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (с. 30-31)
« Школьный русско- татарский словарь»
Ход урока
I Организационный момент. ( Слайд 1)
Проверка готовности класса к уроку.
II Актуализация знаний. ( Слайд 2)
Отгадываем загадку: Нос у него белый,
Сам он чёрный,
Очень проворный.
Друг садов и полей
Поедает червей.
Учитель:
- Как вы думаете, кто это?
Ученики:
- Грач
Учитель:
- Какие слова вам помогли отгадывать загадку?
Ученики:
- белый, чёрный, проворный ( Объясняется значение слова по словарю.
(« Школьный русско- татарский словарь» с. 378)
Проворный - җитез, өлгер ( Слайд 3)
Учитель:
- Что вы можете сказать об этих словах?
Ученики:
- Они отвечают на вопрос какой?
- Слова белый и чёрный обозначают цвет, проворный – характер
- Эти слова- прилагательные, потому что все они отвечают на вопрос какой и
обозначают признак предмета.
- Эти прилагательные мужского рода
Учитель:
- Правильно, ребята, молодцы! (Слайд 4)
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая
обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
Учитель:
- Ребята, а слова белый, черный, проворный - признаки каких предметов?
Ученики:
- Нос, грач
Учитель:
- Что мы можем сказать об этих словах?
Ученики:
- Грач – существительное мужского рода, единственного числа, одушевлённое
- Нос- существительное мужского рода, единственного числа, неодушевлённое
Учитель:
- От чего зависит окончание прилагательного?
Ученик рассказывает правило , изученное на предыдущем уроке ( учебник
«Русский язык» с. 4)
Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Формы
рода прилагательных служат для согласования с существительными.
III Минутка чистописания ( Слайд 5)
- Узнали сочетания в узоре? ( Записывают узоры в тетрадях)
IV Работа по теме урока « Изменение имён прилагательных по родам»
( Контрольно – измерительные материалы ) Задания А4 ( Слайд 6-9)
1.Выполнение тестовых заданий ( Учащиеся поднимают сигнальные карточки)
- В какой строке имена прилагательные употреблены только в мужском роде?
- Серое небо, снежное поле, весеннее солнце
- Родной дом, душистый ландыш, сладкий чай
- Зимняя дорога, горячая плита, весёлая песня
- Рыжий кот, серое облако, рыжая лиса
- В какой строке имена прилагательные употреблены только в среднем роде?
- Серое небо, снежное поле, весеннее солнце
- Родной дом, душистый ландыш, сладкий чай
- Зимняя дорога, горячая плита, весёлая песня
- Рыжий кот, серое облако, рыжая лиса
- Найди правильную характеристику слова вкусный ( кисель) Задание С1
- Имя существительное среднего рода
- Слово с безударной гласной в корне, которую надо проверять.
- Слово, обозначающее действие предмета
4. Имя прилагательное в мужском роде в единственном числе
2. Зрительный диктант ( Слайд 10)
- Спишите пословицы в тетрадь. Найдите прилагательные, выделите окончание,
определите род и напишите :
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха. (Объясняется значение слова мачеха)
- Зимой снег глубокий - летом хлеб высокий.
- Дождливое лето хуже осени.
3. Как определяется род имени прилагательного? ( Задание А3 « Контрольно- измерительный материал) ( Слайд 11)
1. Род прилагательного не определяется.
2.Прилагательные по родам не изменяются.
3.По роду имени существительного, с которым оно связано
4. Нужно поставить ударение и выделить корень. ( Ученики поднимают сигналь-
ные карточки)
V Физкультминутка ( Слайд 12)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают,
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
VI Словарно- орфографическая работа ( Слайд 13)
Подберите к данным прилагательным соответствующие по смыслу существи-
тельные и запишите словосочетания
Б..льшая , л..тний , с..товая , в…сокое, вес...лый , вк..сное , о..щая , в…енный
Тетрадь, варенье, очередь, дождь, корабль, связь, дерево, праздник
Учитель:
- Объясните окончания имен прилагательных.
VII Индивидуальная работа – Запишите предложения так, чтобы получился
связный текст . Выделите окончания прилагательных( Типовые тестовые
задания – Вариант 10 часть 3) ( Слайд 14)
А) Весеннее солнце пригрело землю.
Б) Совсем скоро на полях появятся зелёные всходы пшеницы.
В) Под лучами солнца зазвенела весёлая капель.
Г) С пригорков побежали говорливые ручейки.
VIII Итог урока
- Домашнее задание: Упражнение 1 ( стр. 8)
- Продолжите сообщение.
- Чтобы определить род имени прилагательного, надо:
А) Найти в предложении … … ( имени существительного)
Б) Определить его … ( род)
В) По ролу существительного узнать … … ( род прилагательного)