Работа по развитию орфографической зоркости
методическая разработка по русскому языку по теме

Пугачева Татьяна Анатольевна

Данные упражнения вырабатывают  грамотное и осознанное письмо  у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_razvitiyu_orfograficheskoy_zorkosti.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

работа по развитию
орфографической зоркости

Этапы работы по развитию орфографической зоркости разделены на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперед.

На первом этапе работы (в период обучения грамоте) дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.

Учащиеся знакомятся со словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в таком слове орфографическую ошибку сделать нельзя, то есть в нём может совсем не быть орфограммы. Для этой цели предлагаются 3–4 варианта заданий следующего типа:

З а д а н и е.

Списать слова, поставить ударение.

Ноты, Нина, Ната, нитки, кусты, сосны, кукла, рыба, парта.

З а п и с ь   в   т е т р а д и:

Ноты, Нина, Ната, нитки, кусты, сосны, кукла, рыба, парта.

Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и устной работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки. Каждый последующий набор слов на один знак больше предыдущего.

шар

рыба

груша

спички

крыльцо

чудесный

шум

волк

крыло

бумага

пустыня

зубастый

Аня

ноты

сумка

тюлень

рубашка

клубника

Ира

кеды

парта

люстра

тюльпан

стройный

сом

дыня

полка

радуга

духовка

кот

пуля

крупа

шнурок

ударный

На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, то есть различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой.

Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным. Ударный гласный всегда произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится отчетливо и ясно. Это его сильная позиция: травы, доски.

Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно. Это его слабая позиция: трава, доска.

Работа на втором этапе.

З а д а н и е.

Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком ударения, гласную в слабой позиции выделить карандашом и точкой снизу.

В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.

З а п и с ь   в   т е т р а д и:

В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.

На третьем этапе осваивается новый способ записи слов – запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.

Буква, обозначающая любой безударный гласный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой – ее нужно сначала узнавать. А это непросто. Проверять букву мы будем учиться позднее. А пока вместо гласных букв в слабой позиции будем ставить пропуски.

З а д а н и е.

Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции.

Моросил, на спине, зимние сумерки, играет с другом, повар.

На поляне одиноко стояла молоденькая стройная елочка.

З а п и с ь   в   т е т р а д и:

М..р..сил, н.. сп..не, зимн.. сум..рк.., ..гра..т с друг..м, пов..р.

Н.. п..лян.. ..д..нок.. ст..ял.. м..лод..ньк.. стройн.. ел..чк.. .

На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании (безударный звук [а] может быть обозначен буквами о или а, безударный звук [и] – буквами е, я, и.)

На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв.

– Возможна ли ошибка в слове горы? – спрашивает учитель.

Выясняется, что ошибка невозможна, так как замена любой из букв приводит к разрушению данного слова и к замене его другим (норы).

– А если заменить букву безударного гласного в слове гора и записать слово гара? Что произойдет?

При записи слова гара его значение не изменилось, произношение тоже осталось прежним. Мена букв о – а в словах гора – гара – явление чисто орфографическое.

Следовательно, орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова [г о/а р а]. Если имеется выбор букв, значит, это орфограмма.

З а д а н и е  1.

Изменить слова так, чтобы они называли не много, а один предмет. 

Горы, совы, сосны, тропы, гроза, стены, реки, свечи, земли, стрелы.

З а п и с ь   в   т е т р а д и:

Г[о]ры – г[а]ра, с[о]вы – с[а]ва, с[о]сны – с[а]сна, тр[о]пы – тр[а]па, гр[о]зы – гр[а]за.

Дети отмечают, что при изменении слов вместо звука [о] проявился звук [а] в слабой позиции.

Стены – ст[и]на, реки – р[и]ка, свечи – св[и]ча, земли – з[и]мля, стрелы – стр[и]ла.

На основе анализа слов делается вывод, что безударный звук [и] на письме обозначается буквой е.

З а п и с ь   в   т е т р а д и:

Го/ара,  со/ава,  со/асна,  тро/апа,  гро/аза,  сте/ина,  ре/ика,  све/ича,
з
е/имля, стре/ила.

З а д а н и е  2.

В предложении на месте гласных в слабой позиции записать мену букв.

Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листочки.

З а п и с ь   в   т е т р а д и:

Вете/ир с сило/ай на/оле/итае/ит на/о де/иревья и срывае/ит по/аследни/ее/и ле/источки/е.

Отмечается, что нет мены у букв ы, у, ю; в конце слова – у, а, я (сырок, убе/ижал, люблю, парта, Коля).

Ребенок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, так как нет выбора букв. В слове есть орфограмма, так как есть выбор букв.

Следующим шагом вперед (пятый этап) является восприятие орфограммы на слух. Проследим путь осознанного выделения критериев орфограммы в слове пенёк.

Ученик. [пин’ок].

Учитель. Есть в слове безударный гласный?

Ученик. Да.

Учитель. Можно допустить ошибку?

Ученик. Можно.

Учитель. Почему? Докажи.

Ученик. Есть выбор букв е/и, можно выбрать не ту букву. Звук [и] в слове может давать две буквы: е, и.

Результатом такой работы является следующий образец рассуждения:

В слове [пин’ок] можно допустить ошибку. Есть гласный в слабой позиции, у него есть выбор букв е/и. Значит, можно выбрать при написании не ту букву.

В слове дубы есть гласный в слабой позиции, но у него нет выбора букв. Ошибиться при написании нельзя.

Очень трудно получить от ученика такое небольшое рассуждение. Но тем не менее это необходимо, потому что подобное рассуждение – осознанная основа навыка. Обучение требует системы, в которую входит и диалог учителя с учеником, и диалог учителя как образец, и монолог ученика, но главным образом – выполнение заданий.

З а д а н и е  1.

Прочитать слова. Записать только те из них, в которых есть орфограммы. Указать выбор.

Парта, корова, пол, линейка, книга, большой, играет, жил, на парте, побежал, синий.

З а п и с ь   в   т е т р а д и:

Ка/орова,  ли/енейка,  бо/альшой,  и/еграе/ит,  жи/ыл,  на/о  парте/и,
п
о/абе/ижал, сини/ей.

З а д а н и е  2.

Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.

Дыня, веселый, буран, лесник, трещит, клубника, круглый, кактус, под корнями сосны, на катке, качал.

З а п и с ь   в   т е т р а д и:

Дыня, буран, клубника, круглый, кактус.

Шестой этап – выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем как значащей частью слова.

З а д а н и е.

В словах грачи, зима, кормил, лесной доказать правильность написания букв а, и, о, е.

З а п и с ь   в   т е т р а д и:

Грачи (грач), зима (зимы), кормил (корм), лесной (лес).

Учитывая то правило, что в ударном слоге произношение и написание соответствуют друг другу, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным в корне.

Данная методика находит конкретное воплощение во 2 и 3 классах. Таким образом, соблюдается преемственность в формировании умений выделять орфограммы в разных морфемах слова.

По мере изучения новых тем и, соответственно, новых правил добавляются другие приемы проверки написания слов.

1. Так, например, при изучении учащимися словосочетаний жи, ши  предлагается задание  на доске: списать упражнение и найти 5 слов с сочетанием жи, 3 слова с сочетанием ши.

2. Для формирования орфографической зоркости необходимо предложить следующее упражнение. На доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с удвоенной согласной. Дать задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.

3. Рекомендуем проводить и такое упражнение. При изучении темы «Непроизносимые согласные» предложить детям написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.

4. Очень хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают огоньки» под изученными орфограммами, то есть прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

5. С 1 класса необходимо вести такую работу, как письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В 1 классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем, во 2 и 3 классах – по слогам, четко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма.

6. Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа также проводится с 1 класса.

7. Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, то есть обосновать орфограмму.

8. Диктант (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

Работая, учитель переходит к изучению все новых и новых тем. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить время на повторение. При этом руководствоваться тем, что повторять нужно только одну изученную ранее тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приемы и формы работы над развитием орфографической зоркости "

Потребность в качественнообразовании человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний сделала проблему грамотности чрезвычайно актуальной. Причиной недостаточности грамотности  учащих...

« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»

Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Опыт работы по развитию орфографической зоркости

Опыт работы по развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского языка в начальной школе. Н.С. Рождественский писал:Формирование орфографической зоркости – одна из глав...

Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?  Главная причина ...


 

Комментарии

Пугачева Татьяна Анатольевна

Данные упражнения вырабатывают грамотное и осознанное письмо у младших школьников.