Имя существительное 2 класс
презентация к уроку русского языка (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе.

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В начальной школе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского в этот период является совершенствование у учащихся навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У учащихся  развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесённом и написанном слове, правильно произносить буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове,  записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные, обозначать мягкость согласного, а также формируются навыки написания слов с сочетаниями  жи-ши,ча-ща, чу-щу,чн, чк и разделительным ь, с двойными согласными.      Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности. ктивизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.   

Процесс обучения русскому языку построен таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного. Осознавание нового языкового материала происходит в процессе наблюдения над языковыми понятиями и их признаками с последующими обобщениями и выводами. Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора (если это малокомплектная школа), диалог учителя и ученика (диалог ведет учитель от имени автора по вопросам и заданиям учебника). Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой. Существенное значение придается развитию связной речи учащихся в ее устной и письменной форме. Материалы учебника, тетради и методического пособия дают возможность формировать речевые умения, необходимые для полноценного восприятия чужого и создания своего собственного высказывания.

 В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь — врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
      
Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений.

-

Урок русского языка: Повторение.

Форма: Игра-путешествие.

Цели:

  1. Повторить с учащимися имена существительные, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа.
  2. Совершенствовать умение определять род и склонение имен существительных.
  3. Развивать орфографическую зоркость, память, мышление.
  4. Воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация,  учебник, карточки со словами, индивидуальные   разноуровневые карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня мы совершим необычное путешествие и повторим полученные знания.  Я вам желаю успехов! Вы готовы? Тогда вперед.

 II. Чистописание

1. je je je je

2.Деревья, дети, идёт

3.Выпишите только верное высказывание

  1. Перед осенью идёт зима.
  2. Осенью на деревьях распустятся листья.
  3. В школе дети учили песни.
  4. Выпишите предложение, разберите по членам.

III. Сообщение темы урока

1. (Слайд №1) Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам, но для начала надо повторить определение об имени существительном.

 (Слайд №2) Определение.

(Слайд №3) Существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и

 отвечает на вопросы   кто? или  что?

Имена существительные могут быть одушевленные и неодушевленными стоять во множественном и единственном числе. Вам нужно  к словам, которые стоят в единственном числе подобрать множественное число и записать.

Ежик - …

Медведь - …

Рыбка - …

Карандаш - …

Поменяйтесь тетрадями и проверим по компьютеру (Слайд №4)

Взаимопроверка

(Слайд №5) А теперь нам нужно повторить, как можно определить род существительных

мужского  рода. Какие вопросы можно задавать для определения рода.

Орел – он мой

Краб – он мой

Боря – он мой

Мальчик – он мой

Слон – он мой

Существительные мужского рода отвечают на вопрос он мой.

(Слайд №6) Женский род.

Лилия – она моя

Мышь – она моя

Русалка – она моя

Русалочка – она моя

Слова отвечающие на вопрос она моя, относятся к женскому роду.

(Слайд №7) Средний род.

Отвечает на вопрос оно мое.

Солнце – оно мое

Ведро - оно мое

Облако – оно мое

(Слайд №8) Игра узнавайка.

Зимнее время года готовит нам много праздников,  загадок и приятных сюрпризов. Перед вами на экране сюжет к сказке «Снегурочка». Она подходит нам по времени года. На улице снег, дед с бабкой сидят на заваленке около избушки и любуются Снегурочкой – доченькой. Я буду  называть предмет из сказки, а вы  их  род.

  1. Снегурочка – женский род
  2. Дед – мужской род
  3. Баба  – женский род
  4. изба  - женский род
  5. небо – средний род
  6. дерево  – средний род
  7. ведро – средний род
  8. снег - мужской род

Молодцы!

 Игра повторяйка.

Давайте повторим склонения имен существительных.

(Слайд№9) 1 склонение.

Имена существительные мужского рода имеют  окончания - а, - я; мужчин-а,   дяд-я  

женского рода имеют окончания - а, - я;  планет-а, Земл-я

 (Слайд№10) 2 склонение

Имена существительные мужского рода с - □ окончанием; камыш  

среднего рода с окончаниями - о, - е;  растени – е,  облак - о

(Слайд№11) 3 склонение

Имена существительные женского родас ь на конце

ночь □ дочь □

Умнички!

(Слайд№12)

И в заключении вам нужно будет отгадать род сказочного персонажа.

Девица – женский род

Водяной - мужской род

Царь - мужской род

Красная шапочка - женский род

Кот в сапогах - мужской род

Солнце – средний род

Облачко – средний род

V. Работа с учебником

5. Сделаем привал

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Из упражнения 7 выпишите выделенные существительные и измените форму числа

Запомните правильное написание слов и старайтесь не делать ошибок

Все ли существительные в русском языке могут быть в форме и множественного и в форме единственного числа?

ВЫВОД в русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа или только в форме единственного числа.

Сравним наш вывод в учебнике на странице 70

Молодцы!

VI. Закрепление пройденного

6. 1. На карточка напечатаны слова, поместите их в 2 столбика . в 1 столбик слова, которые употребляются только в форме единственного числа, во 2 столбик слова, которые употребляются в форме множественного числа

ДОБРОТА, СМЕЛОСТЬ, ЛОВКОСТЬ, НОЖНИЦЫ, ОТВАГА, ТЕМНОТА, САНИ, ЩИПЦЫ, КАНИКУЛЫ

Дети выполняют в тетрадях, а один ученик выполняет у доски самостоятельно.

Доброта

ножницы

смелость

сани

ловкость

щипцы

отвага

каникулы

темнота

 

А сейчас возьмите разноцветные карточки

- Работа с карточками разного уровня.

а) сильный уровень

- составить предложения употребив данные в скобках слова, запиши в тетрадь ( доброта, смелость, отвага, ловкость, сноровка)

б) слабый уровень

- вставь в данные предложения подходящие по смыслу слова, запиши в тетрадь

Лиса прыгнула в … к мужику и полёживает. Дети на уроках технологии используют для работы … . Папа потерял … .

(Сани, ножницы, щипцы)

VII. Итог урока

Всегда ли имена существительные изменяются по числам?

Сколько склонений у существительного?

Назовите род имен существительных.

VIII. Д/з

Спасибо за урок! Вы молодцы! Путешествие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...